Стереотип
Сегодня хочу рассказать о стереотипе, как основе пропаганды.
Уверен, что с понятием «стереотип» знаком каждый, но вот какую роль данный элемент играет в средствах массовой информации известно не всем. Интересный факт, создатели стереотипов вскоре сами становятся жертвами своего продукта, настолько сильно психологическое воздействие оказывает стереотип.
Впервые понятие стереотипа, в современном понимании, было использовано в книге «Общественное мнение» известного в Соединенных Штатах журналиста Уолтера Липпмана. Он попытался проанализировать влияние прессы на обыденное сознание граждан и пришел к выводу, что всем процессом восприятия управляют стереотипы. Работая над книгой, Липпман руководствовался психологией человека, а именно утверждения ряда авторов о рефлектором характере психической деятельности.
Определенное зерно истины в данных рассуждениях есть, ведь человеческий мозг склонен упрощать и «дорисовывать» получаемую информацию. Связанно это с высоким потреблением энергии центральной нервной системой, и несовершенством органов восприятия. В качестве примера погуглите понятие «Слепое пятно», и можете почитать или послушать проф. Савельева, у него богато рассказано о работе ЦНС.
Исходя из концепции У. Липпмана человек сначала представляет мир, а потом уже видит его», что само по себе конечно глупость, основанная на концепции идеализма. Благодаря данной теории автор пришел к выводу, что в сознании человека складываются упрощенные образы, представления о мире вокруг.
Вернемся к стереотипам. Они отучают человека анализировать явления, критически их оценивать, приучают принимать их безоговорочно. Кроме того, устойчивость и предвзятость эмоциональной составляющей могут способствовать превращению стереотипа в предрассудок. Вот именно это и стараются сделать все пропагандисты.
Каждый хоть раз, но сталкивался с маркерами «Жулики и воры», «либерасты», «ватник», «пятая колонна». На каждый из них у граждан выработана стойкая реакция, у каждой категории своя. Общее у всех этих тезисов одно – они обращаются к эмоциям человека.
Для закрепления стереотипа в сознании необходимо многократное и настойчивое повторение одних и тех же слов, фраз, тезисов. Пример. Один из самых известных и внедряемых стереотипов в нашей стране – «свой бизнес». Замечательный тезис, знакомый 100% населения, который вы или говорили сами, или слышали от друзей. Фраза «Не хочу работать на дядю» это оно. Направлен данный стереотип на защиту идей «свободного рынка».
Обратите внимание, что из каждого утюга вам говорят, что «предпринимательство дает множество плюсов для человека и экономики», «как хорошо начать свой бизнес», «стоит только начать заниматься своим делом и тут же на тебя свалятся все ништяки мира» и другие тезисы. Но почти нигде нет информации о том сколько людей разоряется, сколько предприятий закрывается в первый год работы, сколько во второй и так далее. Картина там менее радостная и может с легкостью отпугнуть неподготовленного человека. Из чего следует закономерный вывод что для формирования стереотипа и усложнения анализа необходимо транслировать только часть информации.
Еще один факт, способствующий стереотипизации мышления, – это низкий уровень образования. Когда бывший министр образования Российской Федерации призывает отказаться от образованного человека и создавать потребителя, это прямой путь к упрощению манипуляции населением. Впарить бесполезный товар, убедить, что в подъезде нагадил Обама или, верить в утверждение, что достаточно выбрать определенного человека и нас сразу ждет «прекрасная Россия будущего», для всего этого нужен человек не образованный.
Стереотипы применяются всеми журналистами и политиками в мире, пропаганда развита не только у нас, более того к нам она пришла, как раз из стран запада. Популярны у наших «стратегических партнеров» следующие установки в отношении нас: отсутствие свободных выборов, отсутствие свободы слова, коррупция в высших эшелонах, агрессивное население, повсюду криминал и насилие. Разумеется медведи на улице, повальная алкогольная зависимость, мороз и прочее.
В редакции наших средствах массовой информации, есть свой набор стереотипов. Все зависит от взглядов руководства и аудитории на которую СМИ работают. Например, на Дожде, Эхе, Медузе, НовойГазете вы найдете стандартный набор мифов характерных для либеральной аудитории. Известия, КП, МК и ПолитрРаша, располагаются больше на консервативных позициях и так далее. В каждом их этих изданий все публикуемые тексты прочно привязаны к установкам, ни один журналист не может от них отойти, для этого над ним стоит главный редактор издания всегда готовый вправить мозг.
Если журналист вам что-то рассказывает про свободную журналистику – знайте, он либо врет, либо не очень умный. Чаще всего именно первое, потому что в серьезных изданиях дебилов не держат.
P.S. Простите, баянометр ругался на картинки.