Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Значение освобождения дворянства от обязательной службы по оценке В.О. Ключевского

Данная статья относится к Категории: Политические реформы

Значение освобождения дворянства от обязательной службы по оценке В.О. Ключевского История, Политика, История России, Дворяне, Российская империя, Деградация, Культура, Долг, Культурное наследие, Видео, YouTube, Длиннопост

«Дворянство, освободившись от обязательной службы, почувствовало себя без настоящего, серьёзного дела.


Это дворянское безделье, политическое и хозяйственное, и было чрезвычайно важным моментом в истории нашего образованного общества, следовательно, в истории нашей культуры.


Оно, это безделье, послужило урожайной почвой, из которой выросло во второй половине века уродливое общежитие со странными понятиями, вкусами и отношениями. Когда люди известного класса отрываются от действительности, от жизни, которой живет окружающее их общество, они создают себе искусственное общежитие, наполненное призрачными интересами, игнорируют действительные интересы, как чужие сны, а собственные грёзы принимают за действительность. […]


С тех пор как дворянство, освободившись от обязательной службы, почувствовало себя на досуге, оно стало стараться наполнить этот досуг, занять скучающую лень плодами чужих умственных и нравственных усилий, цветами заимствованной культуры.


При Петре дворянин учился обязательно по «наряду» и по «указной» программе; он обязан был приобрести известные математические, артиллерийские и навигацкие познания, какие требовались на военной службе, приобрести известные познания политические, юридические и экономические, необходимые на службе гражданской. Эта учебная повинность дворянства и стала падать со смертью Петра. Техническое образование, возложенное Петром на сословие как натуральная повинность, стало заменяться другим, добровольным.


Во всё царствование Екатерины ни один медик не получил учёного диплома, т. е. не выдержал экзамена. Лекции читались на французском или на латинском языке. Высшее дворянство неохотно шло в университет; один из современников говорит, что в нём не только нельзя научиться чему-нибудь, но и можно утратить приобретенные дома добропорядочные манеры. Так не удалась цель Петра - привить к дворянству «обучение гражданству и экономии».


Под влиянием новых литературных потребностей и путешествия русской дворянской молодёжи за границу получили иную цель; при Петре дворянин ездил учиться за границу артиллерии и навигации; после он ездил туда усваивать великосветские манеры. Теперь, при Екатерине, он поехал туда на поклон философам».


Ключевский В.О., Курс русской истории / Тетрадь с афоризмами, М., «ЭКСМО-Пресс»; Харьков, «Око», 2001 г., с. 123-125.


Источник — портал VIKENT.RU


Дополнительные материалы

Классификация русской интеллигенции по В.О. Ключевскому


Государственная карьера как русский стереотип и приёмы борьбы с ним по Д.И. Менделееву


+ Плейлист из 14-ти видео:

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ, ИННОВАЦИИ, ИЗОБРЕТЕНИЯ

Изображения в статье

Василий Осипович Ключевский — русский историк. Наиболее известное произведение: Курс русской истории в 5-ти частях, над которым автор трудился более 30 лет / Public Domain & На фоне – картина В.Я. Чемберса, Дворянское собрание в екатерининские времена – 1913 год / Public Domain

Российская империя

202 поста916 подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Друзья, в этом сообществе действуют общие правила Пикабу.

Будьте адекватны и Вас оценят и полюбят.