Земля имеет форму сундука

Наши предки породили немало довольно образных описаний того, как, по их мнению, устроено мироздание. Кто и на чем держит Землю, что лежит за Океаном и так далее. Одна из самых экзотических теорий гласила, что земля имеет форму большого четырехугольного ящика. Проще говоря – сундука. А придумал ее греческий купец, а впоследствии – монах и книжник Козьма (Косьма) Индикоплов. Но не стоит считать его этаким фриком, вошедшим в историю только благодаря столь необычной теории мироустройства.

Земля имеет форму сундука География, Византия, Путешествия, Космос, Длиннопост

Что о нем известно. Жил он в VI веке в Александрии и был купцом, причем купцом смелым и удачливым. Поскольку совершал очень дальние и успешные торговые вояжи (по Средиземному и Красному морям, в Эфиопию и Персидский залив). Добрался даже до Индии и Цейлона, чему и обязан своим прозвищем – Индикоплов (что по-гречески означает – «плававший в Индию»). И это несмотря на слабое здоровье и плохое зрение, которые, по его словам, не дали ему возможность получить полноценное образование. Тем не менее, к знаниям он тянулся и был натурой любознательной. Это видно и из того, что, описывая впоследствии свои путешествия он очень часто выходил за границы интересов торговли, уделяя много внимания архитектуре и обычаям народов, природе и многому другому.

Хотя, конечно, из его рассказов многое можно узнать и про экономику того времени. Побывав на территории современного Сомали, он изучил, как организована там торговля пряностями, логистику маршрутов и кто их контролирует. Посещая столицу Эфиопии Аксум, не ограничился ею, а добрался до истоков Голубого Нила и в некоей «земле Сасу», откуда цари Аксума получали золото. Описал морской путь в Индию и опасности, которые подстерегали мореходов на нем.

А после, уже в зрелом возрасте – постригся в монахи и в известном монастыре Раифы на Синайском полуострове написал свой главный труд – «Христианскую топографию», соединившую под своей обложкой записки путешественника, естественнонаучный труд по географии, биологии, астрономии и философско-богословский трактат, затрагивающий религиозные споры той эпохи. И надо признать, что, несмотря на версию про сундук, свой вклад в развитие естественных наук он внес и вклад этот был достойный.

Вообще своей задачей Козьма считал совместить то, что он узнал за свою жизнь о физической географии мира с христианским учением. Первые пять книг его трактата собственно излагали его понимание устройства Вселенной, три последующие – разъясняли и уточняли отдельные утверждения первых книг. Девятая же была целиком посвящена Цейлону (который в то время был практически неизвестен европейцам и мало знаком византийцам). Еще один том был посвящен траектории движения небесных тел. Судя по всему, в состав «Христианской топографии» входили и другие тома, но до нас они не дошли (или пока не найдены). А в целом она представляла собой совсем не путевые записки, а скорее некий учебный естественнонаучный курс, но основанный не античной традиции, а уже на раннехристианской.

Потому там и была изложена критика Аристотелевой концепции шарообразной Земли. Я уже как-то размещал пост о том, что древние греки не только поняли, что мы живем на шарообразной планете, но и относительно точно высчитали ее размеры. А вот Козьма поставил себе целью это опровергнуть. Его «конструкцию мироздания» часто излагают в довольно упрощенной форме, которую я использовал в качестве заголовка. Хотя, конечно, она была несколько сложнее.

Козьма представляет Вселенную в виде продолговатого сводчатого строения, стоящего на плоской поверхности и разделенного небом на две части, располагавшиеся друг над другом. Нижняя часть представляла собой сферу человеческой жизни (природная сфера), несовершенную и смертную, а верхняя – совершенную бессмертную природу (так называемую ангельскую сферу). Сферы разделялись между собой твердью, которая, по мнению Козьмы, являлась верхней границей материального мира. Часть суши, которая была обитаемой, располагалась в центре океана, окруженного другой сушей, имела прямоугольную форму, а её длина в два раза превышала ширину.

Также его труд содержал довольно пространные рассуждения о природе бытия, рая и так далее, интересные сейчас только специалистам по философии.

Но, как уже сказано, все это перемежалось фрагментами реальных описаний увиденного автором мира. Что и делает ее ценной. Например, он переписал в ней ряд древнегреческих надписей из дворцов и мавзолеев, виденных во время путешествий, из которых можно было узнать о походах древних царей. Подробно описал гавани на побережье Индии и товары, которые в них можно было приобрести (что очень полезно при изучении торговых путей того времени). И многое другое.

Интересный нюанс. В Европе о Козьме и его трактате практически ничего не знали вплоть до конца XVI века. А вот на Руси, имевшей более тесные связи с Византией, «Христианская топография», по ряду данных, была переведена еще в домонгольский период и пользовалась популярностью у наших книжников. И возникает вопрос – а не читал ли ее Афанасий Никитин, отправляясь в свое знаменитое «Хождение за три моря». Потому что сундуки сундуками, а вот знания о географии и торговых путях Индии ему могли очень поспособствовать.

Наука | Научпоп

7.7K постов78.5K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Основные условия публикации

- Посты должны иметь отношение к науке, актуальным открытиям или жизни научного сообщества и содержать ссылки на авторитетный источник.

- Посты должны по возможности избегать кликбейта и броских фраз, вводящих в заблуждение.

- Научные статьи должны сопровождаться описанием исследования, доступным на популярном уровне. Слишком профессиональный материал может быть отклонён.

- Видеоматериалы должны иметь описание.

- Названия должны отражать суть исследования.

- Если пост содержит материал, оригинал которого написан или снят на иностранном языке, русская версия должна содержать все основные положения.


Не принимаются к публикации

- Точные или урезанные копии журнальных и газетных статей. Посты о последних достижениях науки должны содержать ваш разъясняющий комментарий или представлять обзоры нескольких статей.

- Юмористические посты, представляющие также точные и урезанные копии из популярных источников, цитаты сборников. Научный юмор приветствуется, но должен публиковаться большими порциями, а не набивать рейтинг единичными цитатами огромного сборника.

- Посты с вопросами околонаучного, но базового уровня, просьбы о помощи в решении задач и проведении исследований отправляются в общую ленту. По возможности модерация сообщества даст свой ответ.


Наказывается баном

- Оскорбления, выраженные лично пользователю или категории пользователей.

- Попытки использовать сообщество для рекламы.

- Фальсификация фактов.

- Многократные попытки публикации материалов, не удовлетворяющих правилам.

- Троллинг, флейм.

- Нарушение правил сайта в целом.


Окончательное решение по соответствию поста или комментария правилам принимается модерацией сообщества. Просьбы о разбане и жалобы на модерацию принимает администратор сообщества. Жалобы на администратора принимает @SupportComunity и общество Пикабу.