Запоздалое знакомство с Arx Fatalis

Спустя столько лет, я поиграл, таки, в Arx Fatalis. На релизе она прошла мимо меня, затем была попытка пережить этот опыт, но техническое состояние игры оставляло желать лучшего. И вот, вдохновившись пользователем Cluster (не знаю как тут ссылки делать, да и пишу с телефона) и его любовью к Арксу я, наконец, познакомился с этой игрой. И далее - мои мысли на тему.
Што ш... Эту игру, слышал, называют иммерсив симом. Наверное, на релизе она действительно так ощущалась. Наверное.
Играть, скажу сразу, было сложно. Сначала: о, разветвлённая система прокачки! о, сеттинг, подразумевающий чуть ли не открытый мир в виде гигантского данжа! А не попытка ли это сделать свою ультиму андерворд? А система управления напоминает даггерфолл... Интересно получается.
Но затем, почти сразу, игра начала душить. Боевка довольно унылая, даже в даггере или морре было как то поживее. Стелс.... Ну, его тут можно прокачать, да вот только игра происходит по большей части в узеньких коридорах, простора для незаметных манёвров не видать.
И, после небольшого экшен фрагмента вначале, игра встаёт на рельсы сюжета. А сюжет строится на бэктрекинге и симуляторе ходьбы. Долгое время тебя гоняют взад-вперёд по одним и тем же локациям, чтобы в разных их углах послушать диалоги. Причём, если в другом симуляторе ходьбы, в Море Утопии, игра тебя держит именно диалогами с сюжетом, то в Арксе история весьма банальна, на уровне фентези для младшего подросткового возраста. Это не плохо само по себе, но на каком то году жизни такие истории перестают цеплять.
В итоге я долго практиковал удержание клавиши W , ходя по одним и тем же местам и слушая прохладные тексты. Но я верил, что это просто затянувшееся вступление. Долгое, затянувшееся вступление, где ты обмазываешься общением с гоблинами и ограми, страдающими отставанием психического развития.
И да, в какой то момент хождения по дурдому заканчивается, повествование становится получше, и к симулятору ходьбы добавляются головоломки, загадки и квесты, в которых, как это принято сейчас с гордостью заявлять: "никто не ведёт тебя за ручку". Да, не ведёт. Потому что разрабы, видимо, полагали что игрок экстрасенс. Потому что пока весь ореол имерсивности и свободы рушится о жестокие реалии сюжетных рельс, которые надо угадывать.
Но я верил, и решил подождать ещё. Наверное, это просто затянутое вступление, сейчас игра раскроется.
Затем к ходьбе, бэктрекингу и головоломкам вернули боевку. И как то прям печально стало. Дойдя, на сколько я понял, до середины игры, когда ГГ получает волшебный артефакт из склепа, я, все же, отказался от дальнейшей ходьбы по миру Аркса.
Вообще, как по мне, это не имерсив сим, и не рпг. Это квест с магией. По типу Кирандии и Loom. Если из игры выкинуть плохо реализуемые и, на самом деле, не сильно радующие механики такие как:
-обмундирование героя (оставить ему условный меч для решения каких то квестов и всё. Ближний бой и идея починки вещей через лютый бэктрекинг до наковальни это не здорово)
-боевую систему. Свести всё к решению боевых задачек с помощью магии
-прокачку и рпг-шную систему статов
-голод. Зачем он тут? Периодически ГГ хочет есть. Но с самого начала игры тебя закидывают едой так, что её некуда класть. А затем и заклинание, снимающие голод дают. Это как в элден ринг, когда сначала тебе показывают тёмные данжи, а затем подсовывают поясной фонарик. Сами механику придумали, сами её и нейтрализовали. Самостоятельнее люди.

В общем, если убрать то, что получилось топорно, то получился бы хороший квест от первого лица. Ходя туда-сюда я всё ждал экшена, думал, может, он как то улучшит ситуацию, но он только задушил ещё больше.
А магия, кстати, классная. Она получилась слишком имбовой, но разработчики придумали очень изящный способ её ограничить, ставший особой фишкой игры.
В общем, на мой скромный взгляд Arx Fatalis больше для любителей квестов, чем рпг или иммерсив симов. Иммерсивности в игре я особой не увидел (фраза получилась смешная, учитывая что термин "иммерсив сим" весьма и весьма абстрактный). А жанр квестов, таки, не вымер с приходом 3D графики, он просто начал мутировать, и Arx - один из причудливых вариантов его трансформации.
Ну и сравнение Аркса с Дарк мессия мне показалось несколько притянутым за уши. Одна игра квест, вторая - экшен. И там, и там средневековое фентези, и там, и там есть какая то рудиментарная прокачка. Ну гоблины похожи. Похожи на гоблинов из Icewind Dale :) в Арксе, в городе людей даже один непись выдаёт отсылку на фразу про "мелких педерастов" из первой части долины ледяных ветров. Это прям улыбнуло :)

Уголок ретрогеймера

2.7K постов11.6K подписчиков

Правила сообщества

Правила сообщества:
1. Игры вне религии и политики

2. Уважайте игровые предпочтения других пользователей

3. Любые оскорбления других пользователей запрещены

4. Пустые и бессмысленные посты запрещены и кидаются в общую ленту

5. Игры, которые не относятся к категории ретро будут переносится в Лигу Геймеров или общую ленту Пикабу

6. Любой поиск игр происходит в этой посте: https://pikabu.ru/story/pomoshch_po_poisku_kakoyto_opredelyo...
или в Лиге Потерянных игр https://pikabu.ru/community/lost_games

7. Все договоренности игры по сети происходят в сообществе Онлайн ретро-игр:

https://pikabu.ru/community/ori

По вопросам и предложениям пишите в ТГ: https://t.me/gamebase54

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий
А какие ты игры с концепцией IS (IS это не основной жанр, всё-таки) играл в целом?
Пробовал Thief 1, 2, 3 или System Shock 2 (первый уж не будем брать).
раскрыть ветку (8)
Автор поста оценил этот комментарий
Да много разных. 3 части вора, два систем шока, два дизонореда, все деос эксы, кроме старой 2 части. Немного старой ультыми андерворлда и её современный, так сказать, "ремейк". Био шоки, прей. Ну и, до кучи, квест фо глори и сталкер с модами:)
раскрыть ветку (7)
Автор поста оценил этот комментарий
Странно тогда, что при этом AF это, блин, квест.
Уж соррь))))
раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий
Ну, мне показалось, привнести немного дичи во взгляде на классику будет весело:) я, собственно, поэтому и писал всё это, что придумал неожиданное сравнение.
раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий
Интересно тогда, как могли понравиться Thief и SS?)))
Это же тогда ваще унылость несусветная, причем в Thief 1 и 2 намного все неочевидней чем в AF. В DM то хоть сиськи и экшн наверн, а тут...)
раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Ну, в воре, несмотря на то что тебе надо пройти пройти из точки А в точку Б и обратно, геймплей происходит каждую секунду, каждый шаг наполнен. С какой скоростью идешь, в какой позе, по какой поверхности, что с освещением, что слышно вокруг? Ребята сделали захватывающий симулятор ходьбы задолго до Кодзимы.
А SS тоже не заставляет тебя просто жать кнопку вперёд, скипая пустые локации. Как правило, там тоже везде какой то геймплей случается.
Да и повествование как то посерьёзнее. Например, в AF во время тайного совета у короля, я люто фейспалмил, слушая логику собравшихся. С другой стороны, может, это какая то политическая ирония была?
Стражник провёл ритуал? Значит, он глава культа. Если так, значит, культ уже держит нас за яйца. Возможно, наш покойный астролог пытался связаться с иным миром. Возможно, ему это удалось. Тогда, может быть, если этот иной мир существует, они поняли послание и отправили сюда избранного. Которого вообще непонятно как определить и где искать. И у нас война на носу. Поэтому пусть ГГ, единственный кто тут хоть что то делает, пусть отправляется незнамо куда искать незнамо что. Да, разумно.
раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий
Не вижу ничего такого прям нелогичного в сюжете. А игра хоть пройдена до конца?
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Нет, под конец склепа понял, что уже не проникнусь ею. Да, на самом деле, по своему классная, но не моё.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Многое пропусишь. Там дальше убежище гномов очень классное с чудовищем, которое всех уничтожило. И нужно хорошенько подумать как его уничтожить, оно настоящий терминатор. Будет даже погоня. А еще в склепе есть курица, которая на самом деле заколдованный мужик, которого можно расколдовать. А еще можно ограбить банк, хоть это и не так просто. Есть квесты, которые можно легко пропустить. Например квест с двумя кланами гоблинов, которые просят истребить друг друга и это неплохой такой выбор. Вариативность какая-никакая уже присутствует. Я не сразу понял, что зомби можно заколоть колом и они уже не встанут. И там на самом деле хватает таких вот важных для погружения мелочей.
Если не понятно что дальше по сюжету, можно и с прохождением тогда уж пройти))
С другой стороны, нет так нет.
¯\_(ツ)_/¯
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку