Запоздалое знакомство с Arx Fatalis

Спустя столько лет, я поиграл, таки, в Arx Fatalis. На релизе она прошла мимо меня, затем была попытка пережить этот опыт, но техническое состояние игры оставляло желать лучшего. И вот, вдохновившись пользователем Cluster (не знаю как тут ссылки делать, да и пишу с телефона) и его любовью к Арксу я, наконец, познакомился с этой игрой. И далее - мои мысли на тему.
Што ш... Эту игру, слышал, называют иммерсив симом. Наверное, на релизе она действительно так ощущалась. Наверное.
Играть, скажу сразу, было сложно. Сначала: о, разветвлённая система прокачки! о, сеттинг, подразумевающий чуть ли не открытый мир в виде гигантского данжа! А не попытка ли это сделать свою ультиму андерворд? А система управления напоминает даггерфолл... Интересно получается.
Но затем, почти сразу, игра начала душить. Боевка довольно унылая, даже в даггере или морре было как то поживее. Стелс.... Ну, его тут можно прокачать, да вот только игра происходит по большей части в узеньких коридорах, простора для незаметных манёвров не видать.
И, после небольшого экшен фрагмента вначале, игра встаёт на рельсы сюжета. А сюжет строится на бэктрекинге и симуляторе ходьбы. Долгое время тебя гоняют взад-вперёд по одним и тем же локациям, чтобы в разных их углах послушать диалоги. Причём, если в другом симуляторе ходьбы, в Море Утопии, игра тебя держит именно диалогами с сюжетом, то в Арксе история весьма банальна, на уровне фентези для младшего подросткового возраста. Это не плохо само по себе, но на каком то году жизни такие истории перестают цеплять.
В итоге я долго практиковал удержание клавиши W , ходя по одним и тем же местам и слушая прохладные тексты. Но я верил, что это просто затянувшееся вступление. Долгое, затянувшееся вступление, где ты обмазываешься общением с гоблинами и ограми, страдающими отставанием психического развития.
И да, в какой то момент хождения по дурдому заканчивается, повествование становится получше, и к симулятору ходьбы добавляются головоломки, загадки и квесты, в которых, как это принято сейчас с гордостью заявлять: "никто не ведёт тебя за ручку". Да, не ведёт. Потому что разрабы, видимо, полагали что игрок экстрасенс. Потому что пока весь ореол имерсивности и свободы рушится о жестокие реалии сюжетных рельс, которые надо угадывать.
Но я верил, и решил подождать ещё. Наверное, это просто затянутое вступление, сейчас игра раскроется.
Затем к ходьбе, бэктрекингу и головоломкам вернули боевку. И как то прям печально стало. Дойдя, на сколько я понял, до середины игры, когда ГГ получает волшебный артефакт из склепа, я, все же, отказался от дальнейшей ходьбы по миру Аркса.
Вообще, как по мне, это не имерсив сим, и не рпг. Это квест с магией. По типу Кирандии и Loom. Если из игры выкинуть плохо реализуемые и, на самом деле, не сильно радующие механики такие как:
-обмундирование героя (оставить ему условный меч для решения каких то квестов и всё. Ближний бой и идея починки вещей через лютый бэктрекинг до наковальни это не здорово)
-боевую систему. Свести всё к решению боевых задачек с помощью магии
-прокачку и рпг-шную систему статов
-голод. Зачем он тут? Периодически ГГ хочет есть. Но с самого начала игры тебя закидывают едой так, что её некуда класть. А затем и заклинание, снимающие голод дают. Это как в элден ринг, когда сначала тебе показывают тёмные данжи, а затем подсовывают поясной фонарик. Сами механику придумали, сами её и нейтрализовали. Самостоятельнее люди.

В общем, если убрать то, что получилось топорно, то получился бы хороший квест от первого лица. Ходя туда-сюда я всё ждал экшена, думал, может, он как то улучшит ситуацию, но он только задушил ещё больше.
А магия, кстати, классная. Она получилась слишком имбовой, но разработчики придумали очень изящный способ её ограничить, ставший особой фишкой игры.
В общем, на мой скромный взгляд Arx Fatalis больше для любителей квестов, чем рпг или иммерсив симов. Иммерсивности в игре я особой не увидел (фраза получилась смешная, учитывая что термин "иммерсив сим" весьма и весьма абстрактный). А жанр квестов, таки, не вымер с приходом 3D графики, он просто начал мутировать, и Arx - один из причудливых вариантов его трансформации.
Ну и сравнение Аркса с Дарк мессия мне показалось несколько притянутым за уши. Одна игра квест, вторая - экшен. И там, и там средневековое фентези, и там, и там есть какая то рудиментарная прокачка. Ну гоблины похожи. Похожи на гоблинов из Icewind Dale :) в Арксе, в городе людей даже один непись выдаёт отсылку на фразу про "мелких педерастов" из первой части долины ледяных ветров. Это прям улыбнуло :)

Уголок ретрогеймера

2.5K постов11.4K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

(Ранняя альфа-версия правил) -Да не будет создано здесь отдельных постов об играх, вышедших изначально менее 15 лет назад (возможно временная формулировка).

-Не оскорбляй других пользователей.

-Не спамь.

-Все вопросы по поиску каких-то определённых игр задавайте здесь: http://pikabu.ru/story/pomoshch_po_poisku_kakoyto_opredelyon...

-Спросить совета про то, во что поиграть можно здесь: http://pikabu.ru/story/posovetuyte_vot_kakuyu_igru_5005075