Записки Новичка, «чайники» от туризма и просека имени Кости

Записки Новичка, «чайники»  от туризма и просека имени Кости Поход, Приключения, Туристы, Истории из жизни, Страшные истории, Воспоминания, Проза, Рассказ, Авторский рассказ, Ситуация, Длиннопост

Январь 1994г. Северный Урал.

Вообще-то по всем законам спортивного туризма, тот поход не должен был состояться. Ни одна МКК ( Маршрутно квалификационная Комиссия )* не выпустила бы нас на  маршрут, узнав что из 12 заявленных участников двойки лыжной по Северному Уралу, шестеро завалили сессию и остаются на пересдачу, а еще один, в последний момент вскочил ногой в кипящую кастрюлю с супом, который варил на полу в своей комнате. ( Общага, свои приколы). Нас осталось пятеро. Руководитель с опытом руководства единички  и участия в  тройке лыжной. Трое участников  с опытом участия в « копейки»** лыжной - один поход  и процентник*** – совсем без опыта. Теоретически состав и опыт соответствовал требованиям совершения спортивных походов.. но вот практически… . Но мы были новичками в туризме, не пуганными и легкомысленными, а потому МКК осталось в неведение.

Как это было принято, на одного уходящего в поход было до трех провожающих, которые охотно донесли наши рюкзаки до поезда.  Товарищ ошпаренный похлопал меня по плечу и пророчески изрек – «Я знаю, Вам будет трудно», и пока я клацал на него челюстью, поскорее  исчез из виду.  Сюрпризы и трудности  начались буквально с третьего километра похода – сначала надломился «процентник». Его предложение – «Оставить нам девятиместный шатер, а в замен  забрать излишки продуктов для скоростной доставки до дома, его  силами», были выслушаны и отвергнуты.  К его чести, он выслушал теорию о подводной лодки, с которой ему, как и всем нам,  теперь деваться некуда, смирился и больше ни разу не ныл. Но и видели мы его после этого, только на стоянках.

Вторым сюрпризом стали лыжи, точнее не правильно установленные лыжные  крепления. Любитель супов был заявлен как ремонтник и честно исполняя свой долг взялся установить крепления. В результате установки сместил крепления не вперед, от центра тяжести как это делают туристы, а назад, как это делают  спортсмены для увеличения скорости.  Соответственно с такой установкой креплений,  ни  какой тропежке по  свежей, снежной целине  быть не могло. Три пары  бракованных лыж, мы переделали в три дня, точнее в три ночи, в теплом  в шатре.  На улице был Январь месяц, и как мы потом  узнали,  до минус сорока семи. Третий сюрприз нам устроили наши друзья.  Помните, те, которые  провожали нас на Вокзал. Девчонки обнаружили в своих рюкзаках  дополнительный груз в виде огромной  косметичку с кремами, помадами и шампунем, а также, еще  более тяжелый  библиотечный "талмуд" по философии. Выкинуть столь нужные в городе предметы рука не поднялась, так и таскали с собой.  Ну а самым главным сюрпризом и откровением стало то,  что мы самые настоящие лыжные «чайники» и совершенно не владеем лыжной техникой.  Наш руководитель нас тоже почему-то не спешил просветить, что тропить нужно челноком ( человек так желательно  по девять), а в гору подыматься зигзагом  закладывая полочки для разворота на месте.  Мы тупо ломились в гору по прямой, снимая лыжи там,  где было покруче, оставляя за собой широченную снежную канаву. И поминая недобрыми словами «обваренного пророка» с его пророчеством.

Понятно, что ни о каком прохождении  маршрута речи уже не шло,  из четырех заявленных вершин и трех перевалов мы честно пытались залезть хотя бы на одну, самую близкую вершину  и делали это с усердием муравьев. Благо дорога домой  ( Кытлым – Карпинск) была за горой на которую мы так усердно пытались взойти. В итоге мы не зашли, а буквально  заползли на гору Сухогорский ( Казанский ) камень. (Естественно с рюкзаками).  На его  малую вершину, с которой нам открылся замечательный вид на весь Конжаковский  массив. Была отличная, морозная, солнечная погода, но наши силы и срок автономии были на исходе, нам уже  просто хотелось к людям.  И решено было идти на встречу с цивилизацией.

Записки Новичка, «чайники»  от туризма и просека имени Кости Поход, Приключения, Туристы, Истории из жизни, Страшные истории, Воспоминания, Проза, Рассказ, Авторский рассказ, Ситуация, Длиннопост

Январь 1994г. Северный Урал. Сухогорский (Казанский) камень

Сверху была отлично видна «магистраль» до Карпинска и линяя газопровода которая проходила по правую руку от горы и пересекалась с нужной нам дорогой. Карта подтверждала то, что видели органы зрения и наше настроение резко повысилось.  Нам предстояло всего лишь скатится на лыжах с высоты примерно 1150 метров до подножья горы по пологому склону на котором не так давно поработали лесорубы  и теперь склон , вместо внушительных елей и кедров, был  густо покрыт осинками толщиной с руку взрослого человека.  Первым, торить лыжню на встречу с цивилизацией ( газопроводом) ушел Костя.  Выглядел он в этот момент бесподобно, и монументально. Костя  шел вниз как бульдозер, наклонившись вперед,  сдвигая корпусом снег и утопая в нем  по пояс,  передвигая лыжи где-то там, глубоко под снегом.  ОН ушел по прямой. Строго вниз. Оставив за собой снежный,  чуть обвалившийся, «полутуннель».  Снег  держал Костю и не давал ему упасть вперед. Снег держал Костю, но не нас.

Как участник, у которого в рюкзаке лежат ремнабор и аптечка, я стартовал замыкающим. Впереди уже раздавались звуки очень похожие на веселье, крики и ругань одновременно, но ветер доносил до меня лишь обрывки фраз, смысл которых был полон тайны. Зато по краям снежной канавы стали попадаться характерные ямы от падений предыдущих участников и очень большое количество осинок сломанных у основания и упавших макушками вниз по склону, вдоль лыжни. Затем, похожие на ругань и проклятия звуки,  стал  генерить  я сам.  Напомню, мы были настоящими  «лыжными чайниками»  от туризма, и хотя я владел беговыми лужами на уровне кмс, то здесь,  на заснеженной горе, все эти навыки оказались бесполезны.  Выглядело это так. Ты, валяясь в снежной яме, отстегиваешь с пояса рюкзак, стряхиваешь его с плеч и встаешь на лыжи. Отплевываешься, выгребаешь снег из за пазухи, надеваешь рюкзак, застегиваешь его плотнее к спине, возвращаешься в лыжню – канаву и усиленно тормозя палками и лыжами едешь строго по прямой – в низ. Когда тормоза начинают отказывать, а происходит это очень быстро, начинаешь хвататься за мелькающие мимо тебя осинки с целью затормозить об них, но подлая  осинка, подточенная болотом, ломаются у тебя в руках и ты, не затормозив, летишь дальше и  как утопающий за соломинку, хватаешься за следующее лиственное.  История с древесиной повторяется ( иногда до пяти раз) и как итог, ты летишь мордой лица в сугроб. Ну или в лучшем случае обнимаешь особо устойчивое дерево.  С этого места ты вынужден повторить все сначала. Осинник рос часто, и когда после очередной остановки падением, я обернулся назад, за нами осталась четко выраженная тропа из  поваленных нами осин. Когда мы выбрались на просеку газопровода, и оценили, как было тепло в безветренном лесу, Костя совсем замерз. Он ждал нас больше часа, отслеживая, пока мог,  наши передвижения,  по падающим в лесу деревьям. С газопровода проложенная нами «просека» просматривалась тоненькой полоской. Но мы гордо нарекли ее просекой имени Кости и по самому краю газопровода, где крепче снег и меньше ветра, пошли к дороге. Мы вышли на нее через день.

Записки Новичка, «чайники»  от туризма и просека имени Кости Поход, Приключения, Туристы, Истории из жизни, Страшные истории, Воспоминания, Проза, Рассказ, Авторский рассказ, Ситуация, Длиннопост

Январь 1994г. Северный Урал. Сухогорский (Казанский) камень

Итоги:

  1. Мы вышли живые и даже не помороженные.  И наверное, немного поумневшие.

  2. Из пяти ножей и трех топоров, что были с нами на старте, остался в живых только  один топор с  обломком топорища. Ножи горели на печке, в костре, терялись в снегу. Топоры два маленький и один большой не выдерживали схватки с древесиной и ломались (особенно маленькие), в итоге хлеб в Карпинске мы резали остатками большого топора.

  3. Трагически погибла  Костина телогрейка. На нее попало пара искр, когда он сушил ее у печки. Костя мужественно выскочил в носках из шатра, затоптал тлеющую вату и  для надежности засыпал пострадавший участок снегом, оставил телогрейку ночевать на улице. Но утром обнаружил только воротник и остатки рукавов – дотлела  его телогрейка.

  4. Из заявленных 120 км от Поселка Черный Яр до Поселка Каквинские Печи, мы за девять дней,  одолели менее  40, соответственно не отчитали даже единичку лыжную.


  5. Вот так, с приключениями начинался мой  путь от «чайника»  к мастеру спорта..

P.S.  Для особо внимательных.

Мы действительно собирались в поход с девятиместным шатров на двенадцать человек. Это никого не смущало, и не раз практиковалось

*. МКК- комиссия которая принимает решение о возможности совершения похода заявленной группой и оценивает правильность присвоения категории похода. При необходимости могут направить сотрудников МЧС отловить непослушных на маршруте или на вокзале. Существуют при крупных туристических клубах.

**. Категории походов:  Первая , вторая , третья...шестая. - лыжная, пешая, горная, водная. присваивается в зависимости от протяженности и набора препятствий (вершин, перевалов, порогов и пр.)  которые тоже имеют свое деление по категориям от Н/К  - некатегорийные до  6 Б- ( куда лучше с парашютом), а также от срока автономии.

***. В Поход допускаются участники с опытом предыдущего по категории похода. исключение может составлять до 30 процентов участников не имеющих опыта предыдущего похода. - Процентник.