Захар Прилепин. Почему военная проза должна создаваться "в моменте"?
В чем феномен "лейтенантской прозы" и что означают окопная правда и опыт "десятиклассника"? Как перестройка изменила фронтовых писателей и почему был забыт Юрий Бондарев в это время? И какие романы о Великой Отечественной войне нужно обязательно знать и прочитать?
О фронтовых писателях рассказывают Захар Прилепин, Алексей Колобродов и Олег Демидов.
Пересказ от Yandex.GPT:
00:00:04
Введение
• Программа "Ключи Захара" с Захаром Прилепиным, Олегом Демидовым и Алексеем Колобродовым.
• Тема программы: фронтовая проза и эпоха Великой Отечественной войны.
• Обсуждение необходимости немедленного создания литературы и кино о войне.
00:01:18
Важность немедленного создания канона
• Оппозиция мнению, что литература о войне должна появиться позже самой войны.
• Примеры из истории конфликтов на Северном Кавказе и других регионах.
• Создание канона сразу после событий предотвращает его утрату.
00:02:49
Создание канона до и во время войны
• Военная тематика активно разрабатывалась до и во время Великой Отечественной войны.
• Примеры: "Они сражались за Родину" Шолохова, "Народ бессмертен" Гроссмана, "Взятие Великошумска" Леонова.
• Кинематограф также активно работал с военной тематикой.
00:06:21
Шолохов и его роман "Они сражались за Родину"
• Сталин дважды встречался с Шолоховым во время войны, обсуждая создание эпоса.
• Шолохов начал работу над романом сразу после войны, описывая катастрофические события.
• Роман публиковался в советских газетах, несмотря на цензуру.
00:10:10
Лейтенантская проза и её значение
• Лейтенантская проза, появившаяся спустя 10-15 лет после войны, не смогла перекрыть достижения военкоров.
• Шолохов и другие военкоры, такие как Виктор Некрасов, создали великую военную прозу.
• Некрасов написал "В окопах Сталинграда" сразу после войны, книга получила Сталинскую премию.
00:13:32
Иосиф Сталин и литература
• Сталин читал все тексты, представленные на Сталинскую премию, и имел собственное мнение по каждому из них.
• Он лично настаивал на награждении книг, которые ему особенно нравились, таких как "В окопах Сталинграда" и "Степан Разин" Степана Злобина.
00:14:24
Степан Злобин и его книга
• Книга "Пропавшие без вести" Степана Злобина была первой книгой о людях, прошедших немецкие лагеря.
• В пьесе Леонида Леонова "Нашествие" главный герой, бывший заключенный, решает воевать за свою страну, что было важно для Сталина.
00:16:17
Лейтенантская проза
• В 2024 году объявлен годом лейтенантской прозы, и Минцифры выделяет три имени: Виктор Астафьев, Булат Окуджава и Борис Васильев.
• Окуджава, несмотря на его фронтовой опыт, не был лейтенантом и не вписывался в концепцию лейтенантской прозы.
• Васильев, фронтовик, создавал сценарии, которые оппонировали лейтенантской прозе, добавляя элементы мелодрамы и эротизма.
00:18:52
Виктор Астафьев и его роман
• Астафьев, фронтовик, написал роман "Проклятые убиты", который был политизирован и оппонировал Шолохову.
• Роман не соответствовал критериям лейтенантской прозы и не был литературной удачей.
00:21:16
Лейтенантская проза и её критерии
• Лейтенантская проза появилась в 1957 году с произведениями Григория Бакланова и Юрия Бондарева.
• Основные критерии: окопная правда, опыт десятиклассника на фронте, сближение с народом и комплекс вины перед теми, кто не дожил.
00:24:01
Заключение
• Обзор лейтенантской прозы показал её идеологизированность и важность в текущих идеологических спорах.
• Программа "Ключи Захара" продолжит обсуждение лейтенантской прозы в следующей части.
00:25:27
Внимание к писателям
• В 2020 году внимание было уделено писателям, принявшим перестройку, таким как Астафьев, Окуджава и Васильев.
• Другие писатели, такие как Бондарев, остались в тени.
• Это разделение вызывает вопросы о справедливости и объективности.
00:26:20
Переоценка войны
• Астафьев, Окуджава и Васильев переосмыслили отношение к Великой Отечественной войне.
• Они критиковали сталинское управление и военное управление в целом.
• Их взгляды на войну вызывали споры и критику.
00:26:45
Шизофрения в восприятии
• Некоторые писатели, такие как Милохин и Ерофеев, критиковали войну, но их мнение не разделялось.
• Астафьев, Окуджава и Васильев считались фронтовиками, что давало им привилегии.
• Это вызывает вопросы о справедливости и объективности в восприятии войны.
00:27:45
Юбилей Евгения Носова
• В январе будет столетний юбилей Евгения Носова, но его юбилей не будет масштабным.
• Носов не принял перестройку и демократию, что делает его менее значимым для современных институтов.
• Это вызывает недовольство и критику.
00:29:32
Канон и либералы
• В канон возводятся только те, кто принял переворот 1991 года.
• Это вызывает вопросы о справедливости и объективности в восприятии литературы.
• Примеры, такие как Григорий Бакланов, не упоминаются из-за их либеральных взглядов.
00:31:01
Юрий Бондарев
• Юрий Бондарев занял радикально антиперестроечную позицию.
• Он был соавтором письма "Слово к народу", осуждающего разрушение советской государственности.
• Его военные произведения превосходят произведения Астафьева по значимости и силе.
00:32:05
Современная литература для солдат
• Современные солдаты требуют современного материала для агитбригад.
• В годы Великой Отечественной войны агитбригады использовали пьесы и стихи для воодушевления солдат.
• Современный материал необходим для донесения до фронта.
00:34:44
Осмысление и канон
• Литература должна отражать текущие события и не ждать, пока все "отлежится".
• Примеры из истории Великой Отечественной войны показывают важность создания канона для воодушевления солдат.
• Современные оппоненты пытаются прибрать к рукам литературную основу для будущих подвигов.
00:38:12
Образование и литературная работа
• Люди, воюющие сегодня, не готовы к литературной работе из-за отсутствия образования.
• Великие писатели, такие как Бондарев, Бакланов и Астафьев, прошли литературные курсы или закончили институты.
• После войны нужно было время на обучение, чтобы начать писать.
00:38:48
Биография Бондарева
• Бондарев не был лейтенантом на войне, а получил звание младшего лейтенанта в конце 1945 года.
• Он начал воевать под Сталинградом в звании старшего сержанта, командира минометного расчета.
• После ранения и обморожения под Сталинградом, он стал командиром батареи, но офицером стал только после госпиталя.
00:40:21
Современная проза добровольцев
• Современная проза добровольцев отличается от лейтенантской прозы.
• Люди, пишущие эту прозу, часто добровольцы, и они стараются отразить это в заголовках своих книг.
• В отличие от лейтенантской прозы, современная проза требует рефлексии и объяснения причин войны.
00:42:19
Роман "Собиратели тишины"
• Роман Дмитрия Филиппова "Собиратели тишины" сравнивается с "Батальонами просят огня".
• Книга исследует вопросы войны, памяти павших и событий Великой Отечественной войны.
• Рекомендуется к прочтению и оценке по достоинству.
00:43:16
Образование и военная проза
• Все авторы, пишущие военную прозу, имеют литературное или журналистское образование.
• Военная проза пишется образованными людьми, и важно, чтобы молодые литераторы получали образование.
• Необходимо создать условия для обучения и поддержки литераторов, пишущих о войне.
00:44:57
Великая фронтовая проза
• Важно помнить и уважать всех великих литераторов фронтового поколения.
• Бондарев, Носов и Воробьев являются классиками военной прозы.
• Их тексты не претерпевали цензурных ограничений и содержат кристально чистую правду о войне.
00:46:42
Проблемы восприятия военной прозы
• В рейтингах продаж военной литературы преобладают произведения Астафьева, а не Бондарева или Носова.
• Астафьев создает негативный образ войны, что влияет на восприятие молодежи.
• Необходимо создавать героический и честный канон военной прозы, основанный на произведениях фронтовиков.
00:49:05
Заключение
• Программа "Ключи Захара" призывает читать произведения фронтовиков, таких как Бондарев, Воробьев, Носов и другие.
• Это поможет создать героический и честный канон военной прозы.
Эл № ФС77-79610 от 27 ноября 2020 года.
*телеканал Дождь - СМИ, выполняющее функции иноагента.