Заказываем бизнес-план или кто кого переиграл?

Уважаемые читатели,


В этом посте я хочу приоткрыть ящик «Пандоры» и рассказать о том, как не выбросить деньги на «ветер», не потерять своё время и просто не разочароваться в специалистах по бизнес-планированию по вине собственной хитрости и домыслов.


Я работаю инвестиционным аналитиком с 2006 года на рынках РФ и ЕС и решаю различные задачи в рамках этого профиля: от поиска перспективных проектов и разработки необходимой документации по ним, до самого запуска таких проектов. Сразу оговорюсь, занимаюсь проектами исключительно в реальном секторе. Это значит, что ко мне приходят люди, готовые открыть свой ресторан или организовать своё производство. Форекс, сырьевые рынки и прочие «игры» на фондовых рынках – совсем не мой профиль


Ко мне часто обращаются люди с просьбой написать очередной бизнес-план для инвестора. И начну я, пожалуй, с одной из последних историй, хотя этот сценарий повторяется с очень завидной регулярностью.


Июльским ранним утром на мобильный мне позвонил предприимчивый молодой человек по имени, пусть будет, Михаил. Михаил начал с того, что очень хочет реализовать свою мечту детства и открыть свою пекарню, но собственные средства ещё не успел заработать… А инвесторы, как заклинание, твердят о каких –то финансовых моделях, рынке и прочих скучных примудростях. Михаил стал искать решение и знакомые предложили ему мой контакт, описав лёгкость и гибкость моей работы на личном примере. Поэтому Михаил сразу решил мне позвонить, чтобы договориться о моём участии в решении столь «деликатного» вопроса. Ведь у него всё есть и нужно лишь немного доработать его материалы. С лёгкостью договариваемся о встрече в тот же вечер.


Встретились мы с ним в кафе возле метро и за чашечкой горячего кофе он увлечённо рассказывал о своём проекте, плане реализации и о том, что не хватает буквально чуть-чуть: бизнес-плана, чтобы показать его инвестору. Как оказалось, озвученное по телефону: «есть всё и нужно немного доработать» - это горящие глаза, серьёзный настрой и примерное место, где он хочет организовать свой бизнес. Кроме этого, есть некая большая сумма, которую он готов заплатить за доработку своих материалов и трансформацию их в качественный бизнес-план. На языке инвестиционного аналитика – это значит: нет ничего, кроме некой суммы на разработку бизнес-плана. 😀 В целом, даже проработка идеи сильно «прихрамывает».


Чтобы понять масштабы «бедствия», перехожу к главному вопросу: «А что хочет непосредственно инвестор?». Инвестора, как такового тоже нет. У Михаила есть некая база потенциальных инвесторов, которые могут проявить заинтересованность и готовы смотреть проект после того, как будет реальный бизнес-план. Переходим к деталям, поясняю риски, рассказываю про стандарты и о том, в чём отличия между этими стандартами. Михаил воодушевляется и говорит, что нужно сделать всё по максимуму и как можно быстрее, выбрав самую высокую степень проработки всех разделов. Деньги – не проблема, даже бюджет готов увеличить на 25% за такую «красоту». Начинает радоваться тому, что он сможет использовать этот документ и для внутреннего планирования.


Осталось обсудить только один, но очень важный вопрос для обеих сторон: бюджет, который Михаил готов выделить на разработку бизнес-плана.


Здесь Михаил не проявил никакой изобретательности и ёмко и всесторонне возвышая мои компетенции в подготовке соответствующих документов на уровень эксперта в десятой степени, плавно перейдя на важную главу о том, что злостные аналитики инвестора будут пробовать «разбирать по частям» весь документ и «рвать его на части» своими вопросами, а с таким документом он сможет выстоять с достоинством перед всеми аналитиками и Инвесторами и получить от них финансирование.


Михаил выдерживает длительную паузу и задаёт вполне конкретный вопрос: «Согласны ли Вы со мной сотрудничать? Я готов!». Я не привык «бросать слов на ветер» и поэтому совершенно спокойно прошу уточнить – таки бюджет на разработку документа.


И тут уже по накатанной дорожке, Михаил озвучивает следующее: «Артур, я планировал на этот этап 20К рублей. Но только потому что это будете делать Вы, я готов заплатить Вам целых… 25К рублей! Как и обещал, готов выделить на 25% больше плана! Так мы договорились?». У меня часто создаётся впечатление, что есть некий форум или иное пособие, которые учат клиентов говорить именно так. Даже предлагают там цифру указывать не более 20К… И Михаил явно ожидает «воспламеняющийся» взгляд с моей стороны и восторженная речь, что-то из разряда: «Вау, это так здорово! Проект огонь и бюджет фантастический! Я никогда ещё не получал таких предложений! Ваша щедрость не знает границ! Я согласен! Можно я уже пойду писать Ваш бизнес-план?». Иногда с трудом себя сдерживаю, чтобы не сказать именно так. 😀


УВЫ! Годы работы с людьми сделали меня крайне спокойным к таким ситуациям, а загруженность позволяет не пытаться переубеждать клиента в том, что бюджет нужно увеличивать кратно. Времени только жалко. Единственный выход, который я нашёл с течением времени и применяю его всегда в таких ситуациях – это тактично рекомендовал Михаилу обратиться к другим специалистам на рынке, которые предлагают разработку именно за такую цену, либо написать бизнес-план самостоятельно, что вообще позволит ему сэкономить 20К.


«Что не так в предложении Михаила?», - могут спросить многие. Я это называю: «Не договорились по цене». Основная проблема этой ситуации в том, что меня оценили как студента последнего курса финансово-экономического, при этом выдвинув условия, требующие именно экспертных знаний к разрабатываемому документу, ждут дальнейшего сопровождения и решения различных вопросов с аналитиками Инвестора. И это без учёта срочности работы. Так и хочется спросить: «Вы это серьёзно?.... Сами то готовы столько часов работать за эти деньги?». Чаще всего, ответ отрицательный.


Михаил быстро сориентировался, что его предложение я воспринял прохладно и совместной работы может не получиться. Он плавно переходит на правильный вопрос: «Артур, какова Ваша оценка данной работы, чтобы Вы готовы были за неё взяться?» Честно признаюсь, что мы можем поработать над тем, чтобы бизнес-план ему обошёлся не больше базы. Это значит, что придётся снизить детализацию и отказаться от срочности и некоторых других «плюшек» при этом бюджет нужно будет увеличить минимум в два раза. Михаил «закатывает» глаза и впадает в «кому», которая длится несколько минут. Дальше я спокойно выслушал рассказ о его разочаровании и негодование о том, что цена завышена в разы. На этой нейтральной ноте мы и прощаемся и Михаил исчезает сентября.


Уже забыв о нём, раздается телефонный звонок с незнакомого номера и дрожащим голосом Михаил просит о срочной встрече. На встрече, за чашечкой горячего кофе, Михаил рассказывает свою историю. Истории часто одинаковые, но со своими деталями…


Михаил нашёл специалиста, который согласился сделать бизнес-план за 20К рублей за неделю. Прислал готовый документ и финансовую модель Михаилу, он, радуясь такому успеху: и бизнес-план есть, и бюджет сэкономил, начал рассылать свой бизнес-план потенциальным инвесторам. Но никто не проявил должного интереса в течении месяца. Михаил через знакомых выходит на представителя одного из инвесторов и договаривается о встрече. Встреча проходит довольно компактно и совсем не так, как планировал Михаил, готовясь презентовать свой проект во всей красе. Представитель инвестора взглянув на бизнес-план, даёт несколько общих рекомендаций, которые Михаил быстро записывает на бумажке и через несколько минут, даже не допив кофе, прощается с Михаилом и кидает фразу из разряда: «Ну, как сделаете нормальный документ, приходите… Такое я даже руководителю отдела не могу показать - меня засмеют». Михаил, придя домой, сразу же написал большое «гневное» письмо своему специалисту с требованиями переделать бизнес-план, вываливает много фраз о сомнениях в его компетенциях и… получает лишь «ок» и новый счёт. После долгих дебатов и переписок, Михаил требует возврата своих «кровных» 20К за то, что документ сделан некачественно. Специалист, ссылаясь на договор и на то, что все требования формально выполнены, перестает поднимать трубку и отвечать на почту…


В общем, очередной рассказ о несправедливости в этом мире, о том, как обманули мошенники и просьбой помочь внести минимальные корректировки, чтобы бизнес-план всё таки стали рассматривать. Надежда ведь умирает последней, как и понимание того, что покупая швейцарские часы на рынке по китайской цене не даёт качества швейцарского производителя. Михаил готов сходу выделить 5-10К на такие корректировки… И снова меня оценили, как студента… 😀


Наш разговор с Михаилом пришлось выстраивать с самого начала. Открываем его новый документ и идём по разделам. Я задаю по нескольку вопросов по каждому вопросу о том, есть ли там информация соответствующего содержания. Получаю отрицательные ответы. Михаил уже сам осознал, что эти 20К он не потерял, а заплатил за новый опыт. Михаил сам посмеялся с того, что такой опыт стоит довольно дорого, зато объясняет доходчиво. К сожалению, в случае с Михаилом, документ нужно писать с самого начала. Получившийся документ я не читал, его читал Михаил и, не смог ответить не на один из вопросов, которые я ему задавал. То есть, те вопросы, которые обычно интересуют инвесторов…



И вот мы подошли к важному вопросу: Кто виноват в том, что Михаил потерял свои деньги? Михаил сам или он стал жертвой обмана недобросовестного специалиста?


На мой взгляд, ответ очевиден и прост: Михаил сам виноват и дело тут не в специалистах, а в формальном подходе к документу с его стороны и желании сэкономить. Ведь бесплатным бывает только сыр в мышеловке.


Допускаю, что многие начнут со мной спорить на этот счёт. Приложу максимум усилий, чтобы ответить на Ваши комментарии и сообщения. Если конечно они будут предполагать мой ответ. 😀


А теперь я перейду к важному вопросу: как формируется цена на разработку бизнес-плана и из чего исходят аналитики, когда озвучивают стоимость разработки бизнес-плана. Я, как и любой человек цифр, поясню всё на двух примерах калькуляции. Вы покупаете время этих специалистов и покрываете их расходы. И никак не меньше. Сразу оговорюсь, что считать буду затратным методом по минимуму:


1. Небольшая компания по написанию бизнес-планов в СПб.


Компания находится недалеко от центра в обычном бизнес-центре. В ней работают три инвестиционных аналитика, бухгалтер-делопроизводитель и сам генеральный директор. Есть сайт у компании, который продвигается не очень активно. Своей программы по моделированию у них нет и они вынужденно покупают каждый год лицензию, чтобы была возможность делать серьёзные финансовые модели под желания клиента. Да и зачем «изобретать велосипед», когда уже есть готовые и рабочие решения?!


Теперь давайте перейдём к расходам такой компании:


- Маркетинг: 20К / месяц;


- Аренда офиса: 50К / месяц;


- ФОТ аналитиков: 60К/месяц + отчисления;


- ФОТ генерального директора: 60К/месяц + отчисления;


- ФОТ бухгалтера-делопроизводителя: 25К/месяц + отчисления;


- Спец/ПО по финансовому моделированию: 110К/год на аналитика


- Прочие расходы: 25К / месяц


Итого: 470К / месяц или 157К / на аналитика


В среднем, инвестиционный аналитик делает бизнес-план за неделю сугубо формально и по минимально проходному стандарту. Исходя из этого мы можем посчитать, что в среднем, себестоимость одного бизнес-плана в компании составляет примерно от 40К. Прибавляем немного прибыли для компании, необходимые доработки и прочие прелести и получаем минимальную стоимость 45К или один аналитик может потратить на изучение Вашего проекта и написание бизнес-плана только 40 часов. Предлагая 20К, нужно понимать, что ни одна компания не будет тратить на Ваш проект более 20 часов.


В общем, обычное конвейерное производство. Хотите индивидуального подхода и погружения – можно, но умножайте бюджет сразу на целые числа. Это должно Вам помочь.


2. Давайте считать, что Вам повезло и Вы нашли хорошего аналитика, который готов сделать всё, что полагается напрямую. Как это говорят иногда – подработать.


Такой аналитик будет исходить из потребности в этой подработке и, как правило, во всех сферах принято, что разовые работы имеют повышающий коэффициент от базовой часовой стоимости работы конкретного аналитика. Другими словами, аналитик берёт ту же таблицу трудозатрат и получается примерно следующая формула:


Стоимость работ = трудозатраты х стоимость часа работы х коэффициент + доп/расходы + риски.


Скажем, у меня есть возможность вести дифференцированную таблицу коэффициентов в зависимости от загруженности, праздников и других обстоятельств. Но давайте возьмём просто и минимально: коэффициент 2, трудозатраты – 40 часов, стоимость часа работы – 60К / 160 = 375 руб/ч. Итого получается 30К + доп/расходы + риски. В итоге, получаются те же 35К-40К, если, конечно Вы не оплачиваете все 100% специалисту сразу. Тогда есть шанс договориться на 30-35К.



Данный пост я написал, не только потому что «накипело», а для того, чтобы ни у кого не было обманутых ожиданий, безрезультатно потраченного времени и каждый мог выбрать то, что ему нужно.


Так что давайте будем честны друг с другом и сами с собой: я не знаю таких людей, которые хотели бы работать вечерами и ночами, проводить выходные за работой, чтобы получить меньше своего недельного дохода и взять за это ещё «воз» дополнительной ответственности.


Если Вам показался этот пост полезным, то ставьте «плюсики», пишите комментарии или в личку. Исходя из этого, я сделаю вывод, что мои рукописи полезны читателям и напишу следующий пост: «Развод на деньги или где клиент может сэкономить на разработке бизнес-плана».



ПС: Разослал этот пост некоторым своим предыдущим клиентам и просто знакомым, чтобы они оставили свои комментарии. Один из них мне задал интересный вопрос: «Каким образом меняется стоимость бизнес-плана в зависимости от квалификации аналитика, при условии, что качество бизнес-плана одинаково?».


Выражу своё мнение: зависимость обратная. Если нужно высокое качество бизнес-плана, то даже при стоимости часа работы аналитика высокой квалификации, итоговая стоимость может получится значительно дешевле, чем заказывать этот же бизнес-план начинающему специалисту. Как правило, начинающий специалист стоит в два раза дешевле среднего специалиста на рынке, но и работу он делает в два раза медленнее. Плюс, необходимо учесть, что начинающему специалисту нужно будет постоянно изучать новые для него вопросы. Как думаете, за чей счёт в итоге он будет повышать уровень своей квалификации?

Молодые предприниматели

1.9K постов15.6K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Запрещены: флуд, спам, хамство...

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий

Мне кажется, что для того, чтобы долго не всматриваться в горящие глаза почти клиента,  нужно сразу рассказать о себе пару слов и очертить диапазон цен. Лучше вообще, как-то деликатно сделать это еще на стадии телефонного звонка. Ну или еще лучше на сайте (ну он же есть, я надеюсь...). Да и вообще, чего его не видно с полувзгляда? Не, ну серьезно?

Для меня в оптовых продажах,  например,   когда новые и незнакомые  говорят "много" - это сразу автоматом очень-очень мало (и еще, скорее всего,  мозгодробительный клиент). Поэтому сразу объясняю что такое много или мало в моем представлении. Да в общем новые какие-то стандарты поведения редки. Хочу быть дилером  там и т.д.

Да и когда я клиент, я обычно пытаюсь сначала понять с кем имею дело, чтобы долго не рассказывать за жисть. А то больше двух чашек эспрессо в меня не лезет.

раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий

Эхх, мне бы Ваш комментарий да на несколько лет раньше - таких переговоров бы было намного меньше с одной стороны. С другой - познакомился с интересными людьми и до сих пор общаемся, хотя с БП и не получилось в своё время. :)

Полагаю, что основная моя ошибка в том, что я "понадеялся", что, если человек пришёл по рекомендации, то и стоимость своей работы озвучил в цифрах... По видимому - не озвучил... :) Буду исправляться.

С Михаилом работаем. Он пока ещё в печали, но сделаю возможное, чтобы его жизнь налилась более яркими позитивными красками.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий
Ну я в принципе, конечно, понимаю абстрактность и обобщенность Михаила, задачи поста и т.д ))) Но чувствуется - наболело. Интересен другой момент. Вот, например, изначально провальный проект, бизнес - мегоконеурентный, на падающем рынке, где драчка акул за убывающий хвостик трески, и вдруг Вам заказ на бизнес-план и клиент готов платить по немалому ценнику и чтобы инвестору было приятно инвестировать. Как быть? Клиенту нужен бизнес-план, радующий инвестора. Хочется сказать: "Мальчик беги!", Но бизнес, этот фзп, ну жизнь короче, сермяга. Что делать будем?
раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Что касается заработка большинства компаний и специалистов, которые работают по "конвейерному" типу и именно это их основная специализация, то однозначно будут "брать заказ по максимуму". Бизнес есть бизнес и у каждого он свой - никого не осуждаю.


Последние несколько лет немного сменил специализацию на запуск проектов и бизнес план для меня это некий инструмент для последовательности действий и некое подтверждение того, что мы с Заказчиком видим проект "одинаково". По сути, что написал, за то и отвечаю. :)


В работе я придерживаюсь двух принципов:

1. Никогда не обманывать клиента. Говорю клиенту как есть и сразу, на сколько это возможно. Многим это не нравится, но... потом привыкают. :) Если клиент всё понимает, но всё равно хочет "красивый" бизнес-план, то...

2. Кто платит, тот и и музыку заказывает. Если стоит задача "перехитрить" аналитиков инвестора, то этим тоже занимаюсь, но сразу предупреждаю клиента, что по части "фантазии" он будет лично "отдуваться" перед инвестором в будущем (обычно это по части будущих доходов), либо предупреждаю о том, что не буду готов курировать запуск проекта в принципе. "Минусы" к квалификации мне набирать не очень хочется.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Интересно, я еще поспрашиваю, можно?

У меня есть некоторый скепсис, и я думаю, я не один такой. Основан н на качестве исходных данных и глубине погружения аналитика в задачу..

Постараюсь объяснить. Вот, например, есть бизнес, нормальный, рабочий, приносящий доход., есть оперативный учет, реальный фактический. Если придти к аналитикам, то примерно за соотносимые с озвученными за бизнес-план деньги они основываясь на пятилетней истории, дадут некоторые советы по частным вопросам - например складским остаткам и продажам. В принципе, все вроде как можно сделать самим, но очень трудозатратно, инструментарий убогий и т.д. Например, по одному товару или даже по небольшой группе можно, но по всему ассортименту.... Они очистят данные от мусора, проведут обработку и по результатам дадут некоторые весьма полезные советы, например о необходимых остатках, скрытых парах товаров, точные показатели сезонности и т.д. Т.е на основании объективных 5 летних данных дадут очень осторожный и часто фрагментированный прогноз. Но материально это выгодно. Тут бизнес-план на ровном месте. Основываясь на чем? На каких исходных данных? Мне кажется их недостаточно. Не, я поверю, что франчайзер даст франчайзи хороший план, но там все понятно, откуда опыт. Да, но тут другой случай. У меня всегда скепсис. Ну если человек хочет открыть еще одно кафе, 25-ое в районе, то наверное.

Но, кстати по хорошему, ему надо приходить с правильным вопросом до - что тут можно открыть на этом месте.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Конечно, спрашивайте. На интересные вопросы и написать много не грех. :)

Есть бизнес-план и это одна история, есть технико-экономическое обоснование (ТЭО) - это другая история. То, что Вы описываете больше таки похоже на ТЭО. Ну, или корректировка/уточнение существующего БП.

В мало-мальски больших компаниях (консультантах) фин/анализ и/или анализ хоз/деятельности будет делать один человек (это больше по части экономистов-финансистов) в зависимости от выявленных проблем могут подключаться аудиторы/инвест.аналитики и др.специалисты. Это по части анализа.

Второй пласт работ - потенциал рынка. Его, как правило прорабатывают маркетологи-аналитики или инвест/аналитики в зависимости от необходимого среза и в целом, если такая необходимость вообще возникла.

И на третьем этапе уже возникает необходимость в инвест/аналитике, который сделаем вариант "что будет, если".

Это по части отчёта ТЭО.


Люди, которые реально могли бы "прикрыть" собой все озвученные компетенции есть, но таких очень мало и это явно не человек, который работает инвест/аналитиком пару лет...


Я предлагаю обычно следующее решение:

1. Провести фин/анализ или анализ хоз.деятельности и сформировать заключение. Как правило, это фикса в зависимости от задачи и объема входной информации. Иногда нужна аналитика по рынку, иногда - нет. Но это тоже некая фикса, в зависимости от задачи.

На этом клиент может остановиться и дальше решать выявленные проблемы своими силами.

2. На базе заключения и/или рынка можно сформировать модель "что, если всё реализуем". Опять же, дальше клиент может самостоятельно "играть" с моделью и смотреть, что получится. В этом случае - фикса за разработку. А можно "играться" с инвест/аналитиком - тогда + либо почасовая, либо за итерацию. В зависимости от характера вносимых изменений. Этот этап тоже может быть последним.

3. "Поиск решений". Тут обычно почасовая. Собирается ТОП менеджмент и специалист(ы) исполнителя и устраивают мозговой штурм. Потом удаляются на продумывание идеи и анализ через п.2

4. Само внедрение решения. Тут вариаций оплаты очень много и зависит от сложности, открытости компании и прочих моментов. На этом этапе очень многие исполнители пытаются "спрыгнуть". Это вполне нормальная ситуация. Они на другом зарабатывают.

Автор поста оценил этот комментарий

То что у некоторых клиентов значит много, это порой и разряжает обстановку😄, и позволяет   не на долго стать ближе к конечному потребителю.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку