62

Заказываем бизнес-план или кто кого переиграл?

Уважаемые читатели,


В этом посте я хочу приоткрыть ящик «Пандоры» и рассказать о том, как не выбросить деньги на «ветер», не потерять своё время и просто не разочароваться в специалистах по бизнес-планированию по вине собственной хитрости и домыслов.


Я работаю инвестиционным аналитиком с 2006 года на рынках РФ и ЕС и решаю различные задачи в рамках этого профиля: от поиска перспективных проектов и разработки необходимой документации по ним, до самого запуска таких проектов. Сразу оговорюсь, занимаюсь проектами исключительно в реальном секторе. Это значит, что ко мне приходят люди, готовые открыть свой ресторан или организовать своё производство. Форекс, сырьевые рынки и прочие «игры» на фондовых рынках – совсем не мой профиль


Ко мне часто обращаются люди с просьбой написать очередной бизнес-план для инвестора. И начну я, пожалуй, с одной из последних историй, хотя этот сценарий повторяется с очень завидной регулярностью.


Июльским ранним утром на мобильный мне позвонил предприимчивый молодой человек по имени, пусть будет, Михаил. Михаил начал с того, что очень хочет реализовать свою мечту детства и открыть свою пекарню, но собственные средства ещё не успел заработать… А инвесторы, как заклинание, твердят о каких –то финансовых моделях, рынке и прочих скучных примудростях. Михаил стал искать решение и знакомые предложили ему мой контакт, описав лёгкость и гибкость моей работы на личном примере. Поэтому Михаил сразу решил мне позвонить, чтобы договориться о моём участии в решении столь «деликатного» вопроса. Ведь у него всё есть и нужно лишь немного доработать его материалы. С лёгкостью договариваемся о встрече в тот же вечер.


Встретились мы с ним в кафе возле метро и за чашечкой горячего кофе он увлечённо рассказывал о своём проекте, плане реализации и о том, что не хватает буквально чуть-чуть: бизнес-плана, чтобы показать его инвестору. Как оказалось, озвученное по телефону: «есть всё и нужно немного доработать» - это горящие глаза, серьёзный настрой и примерное место, где он хочет организовать свой бизнес. Кроме этого, есть некая большая сумма, которую он готов заплатить за доработку своих материалов и трансформацию их в качественный бизнес-план. На языке инвестиционного аналитика – это значит: нет ничего, кроме некой суммы на разработку бизнес-плана. 😀 В целом, даже проработка идеи сильно «прихрамывает».


Чтобы понять масштабы «бедствия», перехожу к главному вопросу: «А что хочет непосредственно инвестор?». Инвестора, как такового тоже нет. У Михаила есть некая база потенциальных инвесторов, которые могут проявить заинтересованность и готовы смотреть проект после того, как будет реальный бизнес-план. Переходим к деталям, поясняю риски, рассказываю про стандарты и о том, в чём отличия между этими стандартами. Михаил воодушевляется и говорит, что нужно сделать всё по максимуму и как можно быстрее, выбрав самую высокую степень проработки всех разделов. Деньги – не проблема, даже бюджет готов увеличить на 25% за такую «красоту». Начинает радоваться тому, что он сможет использовать этот документ и для внутреннего планирования.


Осталось обсудить только один, но очень важный вопрос для обеих сторон: бюджет, который Михаил готов выделить на разработку бизнес-плана.


Здесь Михаил не проявил никакой изобретательности и ёмко и всесторонне возвышая мои компетенции в подготовке соответствующих документов на уровень эксперта в десятой степени, плавно перейдя на важную главу о том, что злостные аналитики инвестора будут пробовать «разбирать по частям» весь документ и «рвать его на части» своими вопросами, а с таким документом он сможет выстоять с достоинством перед всеми аналитиками и Инвесторами и получить от них финансирование.


Михаил выдерживает длительную паузу и задаёт вполне конкретный вопрос: «Согласны ли Вы со мной сотрудничать? Я готов!». Я не привык «бросать слов на ветер» и поэтому совершенно спокойно прошу уточнить – таки бюджет на разработку документа.


И тут уже по накатанной дорожке, Михаил озвучивает следующее: «Артур, я планировал на этот этап 20К рублей. Но только потому что это будете делать Вы, я готов заплатить Вам целых… 25К рублей! Как и обещал, готов выделить на 25% больше плана! Так мы договорились?». У меня часто создаётся впечатление, что есть некий форум или иное пособие, которые учат клиентов говорить именно так. Даже предлагают там цифру указывать не более 20К… И Михаил явно ожидает «воспламеняющийся» взгляд с моей стороны и восторженная речь, что-то из разряда: «Вау, это так здорово! Проект огонь и бюджет фантастический! Я никогда ещё не получал таких предложений! Ваша щедрость не знает границ! Я согласен! Можно я уже пойду писать Ваш бизнес-план?». Иногда с трудом себя сдерживаю, чтобы не сказать именно так. 😀


УВЫ! Годы работы с людьми сделали меня крайне спокойным к таким ситуациям, а загруженность позволяет не пытаться переубеждать клиента в том, что бюджет нужно увеличивать кратно. Времени только жалко. Единственный выход, который я нашёл с течением времени и применяю его всегда в таких ситуациях – это тактично рекомендовал Михаилу обратиться к другим специалистам на рынке, которые предлагают разработку именно за такую цену, либо написать бизнес-план самостоятельно, что вообще позволит ему сэкономить 20К.


«Что не так в предложении Михаила?», - могут спросить многие. Я это называю: «Не договорились по цене». Основная проблема этой ситуации в том, что меня оценили как студента последнего курса финансово-экономического, при этом выдвинув условия, требующие именно экспертных знаний к разрабатываемому документу, ждут дальнейшего сопровождения и решения различных вопросов с аналитиками Инвестора. И это без учёта срочности работы. Так и хочется спросить: «Вы это серьёзно?.... Сами то готовы столько часов работать за эти деньги?». Чаще всего, ответ отрицательный.


Михаил быстро сориентировался, что его предложение я воспринял прохладно и совместной работы может не получиться. Он плавно переходит на правильный вопрос: «Артур, какова Ваша оценка данной работы, чтобы Вы готовы были за неё взяться?» Честно признаюсь, что мы можем поработать над тем, чтобы бизнес-план ему обошёлся не больше базы. Это значит, что придётся снизить детализацию и отказаться от срочности и некоторых других «плюшек» при этом бюджет нужно будет увеличить минимум в два раза. Михаил «закатывает» глаза и впадает в «кому», которая длится несколько минут. Дальше я спокойно выслушал рассказ о его разочаровании и негодование о том, что цена завышена в разы. На этой нейтральной ноте мы и прощаемся и Михаил исчезает сентября.


Уже забыв о нём, раздается телефонный звонок с незнакомого номера и дрожащим голосом Михаил просит о срочной встрече. На встрече, за чашечкой горячего кофе, Михаил рассказывает свою историю. Истории часто одинаковые, но со своими деталями…


Михаил нашёл специалиста, который согласился сделать бизнес-план за 20К рублей за неделю. Прислал готовый документ и финансовую модель Михаилу, он, радуясь такому успеху: и бизнес-план есть, и бюджет сэкономил, начал рассылать свой бизнес-план потенциальным инвесторам. Но никто не проявил должного интереса в течении месяца. Михаил через знакомых выходит на представителя одного из инвесторов и договаривается о встрече. Встреча проходит довольно компактно и совсем не так, как планировал Михаил, готовясь презентовать свой проект во всей красе. Представитель инвестора взглянув на бизнес-план, даёт несколько общих рекомендаций, которые Михаил быстро записывает на бумажке и через несколько минут, даже не допив кофе, прощается с Михаилом и кидает фразу из разряда: «Ну, как сделаете нормальный документ, приходите… Такое я даже руководителю отдела не могу показать - меня засмеют». Михаил, придя домой, сразу же написал большое «гневное» письмо своему специалисту с требованиями переделать бизнес-план, вываливает много фраз о сомнениях в его компетенциях и… получает лишь «ок» и новый счёт. После долгих дебатов и переписок, Михаил требует возврата своих «кровных» 20К за то, что документ сделан некачественно. Специалист, ссылаясь на договор и на то, что все требования формально выполнены, перестает поднимать трубку и отвечать на почту…


В общем, очередной рассказ о несправедливости в этом мире, о том, как обманули мошенники и просьбой помочь внести минимальные корректировки, чтобы бизнес-план всё таки стали рассматривать. Надежда ведь умирает последней, как и понимание того, что покупая швейцарские часы на рынке по китайской цене не даёт качества швейцарского производителя. Михаил готов сходу выделить 5-10К на такие корректировки… И снова меня оценили, как студента… 😀


Наш разговор с Михаилом пришлось выстраивать с самого начала. Открываем его новый документ и идём по разделам. Я задаю по нескольку вопросов по каждому вопросу о том, есть ли там информация соответствующего содержания. Получаю отрицательные ответы. Михаил уже сам осознал, что эти 20К он не потерял, а заплатил за новый опыт. Михаил сам посмеялся с того, что такой опыт стоит довольно дорого, зато объясняет доходчиво. К сожалению, в случае с Михаилом, документ нужно писать с самого начала. Получившийся документ я не читал, его читал Михаил и, не смог ответить не на один из вопросов, которые я ему задавал. То есть, те вопросы, которые обычно интересуют инвесторов…



И вот мы подошли к важному вопросу: Кто виноват в том, что Михаил потерял свои деньги? Михаил сам или он стал жертвой обмана недобросовестного специалиста?


На мой взгляд, ответ очевиден и прост: Михаил сам виноват и дело тут не в специалистах, а в формальном подходе к документу с его стороны и желании сэкономить. Ведь бесплатным бывает только сыр в мышеловке.


Допускаю, что многие начнут со мной спорить на этот счёт. Приложу максимум усилий, чтобы ответить на Ваши комментарии и сообщения. Если конечно они будут предполагать мой ответ. 😀


А теперь я перейду к важному вопросу: как формируется цена на разработку бизнес-плана и из чего исходят аналитики, когда озвучивают стоимость разработки бизнес-плана. Я, как и любой человек цифр, поясню всё на двух примерах калькуляции. Вы покупаете время этих специалистов и покрываете их расходы. И никак не меньше. Сразу оговорюсь, что считать буду затратным методом по минимуму:


1. Небольшая компания по написанию бизнес-планов в СПб.


Компания находится недалеко от центра в обычном бизнес-центре. В ней работают три инвестиционных аналитика, бухгалтер-делопроизводитель и сам генеральный директор. Есть сайт у компании, который продвигается не очень активно. Своей программы по моделированию у них нет и они вынужденно покупают каждый год лицензию, чтобы была возможность делать серьёзные финансовые модели под желания клиента. Да и зачем «изобретать велосипед», когда уже есть готовые и рабочие решения?!


Теперь давайте перейдём к расходам такой компании:


- Маркетинг: 20К / месяц;


- Аренда офиса: 50К / месяц;


- ФОТ аналитиков: 60К/месяц + отчисления;


- ФОТ генерального директора: 60К/месяц + отчисления;


- ФОТ бухгалтера-делопроизводителя: 25К/месяц + отчисления;


- Спец/ПО по финансовому моделированию: 110К/год на аналитика


- Прочие расходы: 25К / месяц


Итого: 470К / месяц или 157К / на аналитика


В среднем, инвестиционный аналитик делает бизнес-план за неделю сугубо формально и по минимально проходному стандарту. Исходя из этого мы можем посчитать, что в среднем, себестоимость одного бизнес-плана в компании составляет примерно от 40К. Прибавляем немного прибыли для компании, необходимые доработки и прочие прелести и получаем минимальную стоимость 45К или один аналитик может потратить на изучение Вашего проекта и написание бизнес-плана только 40 часов. Предлагая 20К, нужно понимать, что ни одна компания не будет тратить на Ваш проект более 20 часов.


В общем, обычное конвейерное производство. Хотите индивидуального подхода и погружения – можно, но умножайте бюджет сразу на целые числа. Это должно Вам помочь.


2. Давайте считать, что Вам повезло и Вы нашли хорошего аналитика, который готов сделать всё, что полагается напрямую. Как это говорят иногда – подработать.


Такой аналитик будет исходить из потребности в этой подработке и, как правило, во всех сферах принято, что разовые работы имеют повышающий коэффициент от базовой часовой стоимости работы конкретного аналитика. Другими словами, аналитик берёт ту же таблицу трудозатрат и получается примерно следующая формула:


Стоимость работ = трудозатраты х стоимость часа работы х коэффициент + доп/расходы + риски.


Скажем, у меня есть возможность вести дифференцированную таблицу коэффициентов в зависимости от загруженности, праздников и других обстоятельств. Но давайте возьмём просто и минимально: коэффициент 2, трудозатраты – 40 часов, стоимость часа работы – 60К / 160 = 375 руб/ч. Итого получается 30К + доп/расходы + риски. В итоге, получаются те же 35К-40К, если, конечно Вы не оплачиваете все 100% специалисту сразу. Тогда есть шанс договориться на 30-35К.



Данный пост я написал, не только потому что «накипело», а для того, чтобы ни у кого не было обманутых ожиданий, безрезультатно потраченного времени и каждый мог выбрать то, что ему нужно.


Так что давайте будем честны друг с другом и сами с собой: я не знаю таких людей, которые хотели бы работать вечерами и ночами, проводить выходные за работой, чтобы получить меньше своего недельного дохода и взять за это ещё «воз» дополнительной ответственности.


Если Вам показался этот пост полезным, то ставьте «плюсики», пишите комментарии или в личку. Исходя из этого, я сделаю вывод, что мои рукописи полезны читателям и напишу следующий пост: «Развод на деньги или где клиент может сэкономить на разработке бизнес-плана».



ПС: Разослал этот пост некоторым своим предыдущим клиентам и просто знакомым, чтобы они оставили свои комментарии. Один из них мне задал интересный вопрос: «Каким образом меняется стоимость бизнес-плана в зависимости от квалификации аналитика, при условии, что качество бизнес-плана одинаково?».


Выражу своё мнение: зависимость обратная. Если нужно высокое качество бизнес-плана, то даже при стоимости часа работы аналитика высокой квалификации, итоговая стоимость может получится значительно дешевле, чем заказывать этот же бизнес-план начинающему специалисту. Как правило, начинающий специалист стоит в два раза дешевле среднего специалиста на рынке, но и работу он делает в два раза медленнее. Плюс, необходимо учесть, что начинающему специалисту нужно будет постоянно изучать новые для него вопросы. Как думаете, за чей счёт в итоге он будет повышать уровень своей квалификации?

Дубликаты не найдены

+2
Уже забыв о нём, раздается телефонный звонок с незнакомого номера и дрожащим голосом Михаил просит о срочной встрече. На встрече, за чашечкой горячего кофе, Михаил рассказывает свою историю.

Так я не понял, кто горячий кофе-то оплачивал? :)

раскрыть ветку 1
0

В данном случае, кофе был за счёт Михаила.  :)

+1

В 2008-м супруга для дипломной работы выбрала темой БП кофейни, я выступал тогда в роли "поисковика" информации о рынке, оборудовании и материалах. Через два года ходили пить кофе в некогда заброшенное здание рядом с пешеходной зоной в центре. Оказалось, что ее работу продали за 60к, как БП (руководитель дипломной практики была гендиром консалтинговой конторы с неплохой репутацией). Спасибо за пост.

раскрыть ветку 1
0

Спасибо за Ваш комментарий. Жаль, конечно, что так получилось и не Вы открыли это кафе. У умных студентов, к сожалению, такое часто встречается.

+1

Неплохо себя продал. А есть ли какие-то общие критерии для определения стоимости БП, например: услуги - 60к, магазин (интернет-магазин) - 80к, производство - от 100 до бесконечности (в зависимости от специфики). Поскольку людей у нас с инновационными решениями не так много ИМХО у Вас есть типовые БП, которые только необходимо оптимизировать под заказчика?

раскрыть ветку 3
0

Для совмем начинающих

0

Следущий пост я как раз собираюсь посвятить тому, что можно купить и за какие деньги у инвест/аналитиков, чтобы была "синица в руках", не "аист в небе".

В целом, я не поддерживаю взгляды коллег, которые вот так просто озвучивают цены, исходя из типа бизнеса заказчика. Например, проработка бизнеса по организации точки по "ногтям" в одном ТРК с проработкой бизнеса по оказанию услуг испытания строительных материалов. Всё услуги, но для качественной проработки нужно совсем разное количество времени и использование разных методик оценки.

Я обычно исхожу из следующих критериев для того, чтобы сориентировать клиентов:

1. Бизнес план нужен внутренний (по сути план-развития бизнеса) или внешний (для инвестора)

2. Если внешний, то под какой стандарт нужно его разработать.

3. Если внутренний - какова цель бизнес-плана и что нужно проработать наиболее глубоко.

4. Что уже есть и какие вопросы прорабатывать не нужно.


Только тогда можно озвучить ориентировочную работы. Окончательную - уже после согласования всех деталей.


У меня в архиве типовых бизнес-плана не осталось. Есть только некая структура документа под определенный стандарт. Есть база бизнес планов, из которых можно взять ту или иную информацию. Остальное приходится "копать ручками и добывать ножками". :) Иногда типовой БП позволяет решать определенные задачи, но о них в следующем посте.

Типовых БП много и в интернете, и компании часто предлагают именно такие решения - не вижу смысла "биться" за такую работу.

раскрыть ветку 1
0

Добрый день!

подскажите пожалуйста каким образом можно с Вами связаться. Нужен БП.

+1

Чего то 60К в месяц не айс зарплата у инвестиционного аналитика...

раскрыть ветку 10
0

Особенно для Питера.

0

ЗП в 60К/месяц - это низшая граница зарплатой вилки специалиста средней квалификации в СПб. В Мск выше, в других регионах ниже.

раскрыть ветку 8
0

вообще интересная специальность, где этому учат и что можно почитать от любопытства?

раскрыть ветку 5
0

высшая граница я так понимаю стремится к "как поработаешь так и полопаешь"? Ну тогда еще по божески)

раскрыть ветку 1
0

Доброго вечера! Можете ли вы указать ваши контакты? На будущее оставить бы ваши данные. Сразу оговорюсь, что БП писать не нужно, нужны будут советы по отдельным вопросам в аналитике. И сколько такие разборы у вас стоят. Например вопрос выбора места: даны предпологаемые точки открытия - разобрать их преимущества, расчитать покупательную способность проживающих рядом людей. (вопрос абстрактный, для вычисления вами стоимости консультации)

раскрыть ветку 1
0

Добрый день. Моя почта: arturvj@inbox.lv. Остальные контакты вышлю обратным письмом.

По стоимости: важно понимать, будет ли протекать общение на уровне "общей" методики оценки (правильно ли взяли данные и те ли данные, и пр) или необходимо будет проводить оценку непосредственно мне самому (собирать статистику, применять метод, рисовать картограммы и пр.). В первом случае - от 1500 р/ч в зависимости от сложности и глубины вопросов.

0

Мне кажется, что для того, чтобы долго не всматриваться в горящие глаза почти клиента,  нужно сразу рассказать о себе пару слов и очертить диапазон цен. Лучше вообще, как-то деликатно сделать это еще на стадии телефонного звонка. Ну или еще лучше на сайте (ну он же есть, я надеюсь...). Да и вообще, чего его не видно с полувзгляда? Не, ну серьезно?

Для меня в оптовых продажах,  например,   когда новые и незнакомые  говорят "много" - это сразу автоматом очень-очень мало (и еще, скорее всего,  мозгодробительный клиент). Поэтому сразу объясняю что такое много или мало в моем представлении. Да в общем новые какие-то стандарты поведения редки. Хочу быть дилером  там и т.д.

Да и когда я клиент, я обычно пытаюсь сначала понять с кем имею дело, чтобы долго не рассказывать за жисть. А то больше двух чашек эспрессо в меня не лезет.

раскрыть ветку 6
0

То что у некоторых клиентов значит много, это порой и разряжает обстановку😄, и позволяет   не на долго стать ближе к конечному потребителю.

0

Эхх, мне бы Ваш комментарий да на несколько лет раньше - таких переговоров бы было намного меньше с одной стороны. С другой - познакомился с интересными людьми и до сих пор общаемся, хотя с БП и не получилось в своё время. :)

Полагаю, что основная моя ошибка в том, что я "понадеялся", что, если человек пришёл по рекомендации, то и стоимость своей работы озвучил в цифрах... По видимому - не озвучил... :) Буду исправляться.

С Михаилом работаем. Он пока ещё в печали, но сделаю возможное, чтобы его жизнь налилась более яркими позитивными красками.

раскрыть ветку 4
0
Ну я в принципе, конечно, понимаю абстрактность и обобщенность Михаила, задачи поста и т.д ))) Но чувствуется - наболело. Интересен другой момент. Вот, например, изначально провальный проект, бизнес - мегоконеурентный, на падающем рынке, где драчка акул за убывающий хвостик трески, и вдруг Вам заказ на бизнес-план и клиент готов платить по немалому ценнику и чтобы инвестору было приятно инвестировать. Как быть? Клиенту нужен бизнес-план, радующий инвестора. Хочется сказать: "Мальчик беги!", Но бизнес, этот фзп, ну жизнь короче, сермяга. Что делать будем?
раскрыть ветку 3
0

Офигеть у вас цены. Аналитик 20к... секретарши по 35 чистыми получают

0

Какие вопросы задают инвесторы?

раскрыть ветку 3
0

Инвесторы задают очень разные вопросы: начиная от сути бизнеса до того, кем бабушка Вашей супруги была по специальности до пенсии... :)

Но есть пара вопросов, которые они задают всегда: на инвест/сессиях, на комитетах, на личной беседе... Если на них не ответить, то второго шанса обычно уже нет.

1. Что Инициатор хочет получить от Инвестора? На этот вопрос отвечает около 20-25% выступающих. Понятно, что деньги. На каких условиях? Может ещё какие-нибудь "плюшки", например, ведение учёта...

2. Что Инициатор предлагает Инвестору? Тут статистика совсем печальная - только около 5%. И что самое страшное - создаётся впечатление, что даже под страшными пытками Инициатор не откроет эту тайну.

3. Компетенции Инициатора. По сути, Инвесторы ожидают услышать только об опыте, который позволит реализовать проект. По факту - 70% рассказывают всю свою биографию и утомляют Инвестора.


Ещё очень частый диалог:

- Здрасьте, у меня есть классная бизнес-идея! ...

- Добрый. У Вас есть бизнес-план?

- Нет, а зачем?! Я Вам и так всё сейчас расскажу...

- Всего доброго! Удачи Вам в Вашем проекте.

раскрыть ветку 2
0

@turbolom,  Добрый день! как с Вами можно связаться? нужен БП. ТЗ для него готово.

раскрыть ветку 1
0
По моему у поста не правильный посыл, автор пишет что основная проблема в том что клиент не верно оценил стоимость проекта, мне кажется даже если бы он потратил 150 тр то результат был бы тот же, презентация это красивая бумажка, на которую инвестор реагирует, но решение об инвестировании принимают по результату общения с человеком, а тут очевидно что он нее понимает как организовать бизнес
раскрыть ветку 6
0

Основной посыл автора в том, что "давайте смотреть правде в глаза" и никто не будет работать больше, чем было оплачено. Чтобы потом не искать "виноватых". Ведь ищут и делают это постоянно.

Презентация и бизнес-план - это два разных документа. Первый даёт суть и помогает Инициатору выступить перед инвестором либо - "зацепить" инвестора, чтобы выйти на диалог. Бизнес-план показывает степень проработанности идеи и понимание инициатором бизнеса. Красиво рассказать не есть проработанность идеи.

Инвестор, на моей практике, принимал положительное решение на основе общения только в двух случаях: бизнес очень простой и понятный или просто хороший знакомый/родственник. В остальных случаях: разбирают и инициатора, и бизнес план, и команду просто по частям с пристрастием. Компетенции дают примерно 40% успеха...

раскрыть ветку 3
0

Точно-простой знакомый родственник!

0
Можно пример простого бизнеса привести?
раскрыть ветку 1
0

Про Михаила могу сказать одно. Не важно сколько у него денег , важно то , что он не умеет ими управлять

раскрыть ветку 1
0

Я бы не был столь категоричен. Все мы люди и делаем ошибки. Только мудрецы новые, а глупцы - старые. :)

0

Очень поучительный пост , моя благодарность и + автору в копилку .

Хочу уточнить немного более подробно про составление бизнес плана , на примере пекарни Михаила
Обычно расчеты буду состоять из:
Выбор подходящего места:
1) проходимость места (специалист в полях оценивает? интересно узнать , т.к. для некоторых это ключевой параметр, для той же пекарни)
2) аренда (сравнение на основе проходимости/цены/вложений в нескольких местах)
3) состояние помещения
4) возможные вложения в ремонт (что нужно поменять и сколько будет стоить , брать цены у разных подрядчиков или своими силами + материалы?)
5) сравнение нескольких вариантов
6) наличие конкуренции
Как специалист оценивает хорошую позицию для аренды? (Как я понимаю, это работа в полях)
Капитальных Затраты:
1) аренда
2) комуналка
3) расходы на оборудование
4) ремонт оборудования (возможно будет ломаться раз в 2 месяца)
5) амортизация оборудования
6) сырьё
7) налоги (считаете в серую?)

Трудозатраты :
1) сколько человека ч. Нужно затратить на изготовление продукции (тоже не знаю как оценить без теста производства)
2) стоимость человека ч. (Ставка) (смотрим относительно рынка)
3) расход на изготовление единицы продукции - сырья , комуналки (не понимаю , как можно это оценить , если не произвести тестовую продукцию)

Рентабельность
1) какую наценку сделать на продукцию , чтобы она была в "рынке"
2) кредит (если такой есть)
3) кол-во покупок в день (не понимаю как посчитать для пекарни, хотелось бы узнать подробнее)
4) сезонность (к пекарне сильно не относится, но трафик падает)
5) включить все расходы равномерно в стоимость продукции (не могу понять как это сделать на примере Михаила , но возможно у Хлеба наценка небольшая , а у булочек - уже больше)
6) Возможный рост цен (скажем каждые 6 мес. + 5% на сырьё )

Постарался на скорую руку написать на мой взгляд основные параметры для расчетов (прошу поправить меня , если что-то я написал неверно)
, а также ответить на вопросы которые написаны к основным параметрам

P.s
Грамм собственного опыта стоит - дороже тонны чужих наставлений.

раскрыть ветку 3
0

По разделам бизнес-плана - можно посмотреть интересующий стандарт и по нему пройтись на предмет того, чего не хватает и что хочет инвестор или кредитор.

Я буду исходить из того, что средства свои и просто нужно принять решение под "себя".

В Ваш план я бы добавил ещё конкурентов и анализ рынка в районе/городе. Если стоит три точки уже рядом, то я бы не смотрел дальше, а рынок позволит ответить на п. 1 и 5 в Рентабельности. :)


По выбору места: я всегда прошу привязываться к конкретному помещению. Как только есть понимание того, где будет точка - тогда и проводить анализ.

Сам анализ можно проводить в "полях", но это долго и дорого. Я обычно использую 2Гис, беру точки притяжения нужного потока и распределяю его по дорожной сетке по маршрутам следования. В итоге, получаю общую проходимость. Для примера с пекарней + делаю оценку среднего дохода проживающих в радиусе. Вдруг, они не смогут просто покупать булочки... ?!

Несколько вариантов тоже хорошее дело, но просчет каждой локации оплачивается отдельно и обычно всё ограничивается 2-3 вариантами.

НО: иногда без выезда в "поля" не получается сделать расчеты...


Затраты я бы разделил на единовременные и ежемесячные. Ремонт оборудования - только если берём Б/У. Новое по гарантии должно ремонтироваться несколько лет.

Налоги рекомендую всегда считать "белыми", чтобы понять: выживет ли бизнес будучи "белым". Если есть определенный запрос, то считаю и "серым".


По трудозатратам: по п. 1 и 3 - решается описанием тех/процессов. В крайнем случае - рецептурой + %%. Это уже вопрос постановки учёта. После месяца работы можно будет уточнить расходы сырья, но точка отсчёта должна быть.


По рентабельности: я бы считал средний чек на покупателя, кол-во которых можно взять из целевого потока, который мы получаем из анализа места.

А себестоимость у каждого продукта будет своя. Как минимум за счёт начинки в булочках.


Написанный Вами PS - очень понравился. :)

раскрыть ветку 2
0

Можете направить на различные стандарты бизнес планов? А  в общем, статья была интересна, жду продолжения. :)

раскрыть ветку 1
0

И вопрос по работе: у меня есть проект (он достаточно детально описан), но нет времени на разработку бизнес плана. Вы как специалист делаете поиск поставщиков, инженерных организаций, производителей компонентов и тп.?

раскрыть ветку 5
0

А нужен ли Вам бизнес-план? И для чего? По хорошему, может хватить просто проработки отдельных вопросов, если не стоит задача: найти инвестора.

Перечисляемая Вами информация - это уже не составная часть бизнес-плана, а организация бизнеса. В большинстве своём, хороший инвест/аналитик найдёт Вам ориентировочную стоимость оборудования, сырья и пр. и внесёт эти данные в фин/модель и БП. Но поиском, непосредственных контактов, он не занимается. Это не его задача.

Поиском занимается либо профильный специалист (если проект большой), либо куратор проекта/инициатор. На первом этапе - это будущий директор компании.

Что касается непосредственно меня, то по роду деятельности такие вопросы тоже решаю.

раскрыть ветку 4
0

Инвестор есть, но взаимные обязательства и опыт работы не исключают необходимость подготовки БП для анализа. Учитывая, что товар на рынке будет уникальным по природе, но не по сути, необходим качественный анализ потребностей рынка. При этом в моем понимании работать в России пока не выгодно и я ориентирован на рынок Европы, в крайнем случае Азии (рынок Европы понятен и более менее доступен, Азия же для меня пока не паханое поле). Россия рассматривается только лишь на первое время для отработки производственных процессов (это дешевое производство по сравнению с Европой) и окупаемости первой стадии проекта. В последующем производство либо переселится, либо останется если покупательская способность населения не провалится еще глубже.

раскрыть ветку 3
0
Подписался
раскрыть ветку 1
0

Спасибо. :)

-4

Ненавижу пидоров, живущих по законам капитализма... Что Вы, Вы лично сделали, чтобы мир стал лучше?? Написали бизнес-план?? Это поможет пробиться какой-то фирме??? А ЗАЧЕМ??? Мало их??? Похуй на оффтоп, горите в аду, пидарасы!! ЧТО ПОЛЕЗНОГО ДАЁТ ТВОЯ РАБОТА???? КАКОЙ ПРОДУКТ ТЫ ПРОИЗВОДИШЬ?? Какую услугу оказываешь?? Растишь конкуренцию??? Ну заебись, чо.

Единственное, о чём этот пост - "не прячьте ваши денежки, по банкам и углам..." Сука, как же я вас ненавижу, трутни. Вы увеличиваете добавочную стоимость услуг и товаров. Умрите.

раскрыть ветку 2
+3

Многоуважаемый, искренне верю, что Вы не относитесь к числу асоциальных элементов и затравленных диванных философов и каждое утро "бежите" на любимую работу, где увеличиваете добавленную стоимость. А вечерами, вместо того, чтобы провести время с семьёй или друзьями, занимаетесь волонтерством и все капиталистические оценки Вашего труда идут на благотворительность. Если это так, то вы человек с большой буквы "Ч" и я снимаю перед Вами шляпу - ведь Вы жертвуете всем, что полагается Вам по праву и Вы отдаете всё, что было заработано непосильным трудом, Вашим умом и потом. Лично Вы и лично Вашим!

Хочу Вам сказать "спасибо":

- за то, что Вы выделили время из своего 4 часового сна и потратили его на мою статью;

- за то, что лично Вы занимаетесь увеличением добавленной стоимости. Ведь на таких как Вы и держится экономика государств.

Не буду забирать Ваше время, чтобы описывать свои "скромные" достижения.

Прошу Вас больше не тратить Ваше драгоценное на прочтение моих постов, а уделить личное время привычным делам: волонтерству, увеличению добавленной стоимости, благотворительности...

Ведь, в противном случае, ВВП страны может упасть на несколько процентов. Ведь все на Вас и держится. :)

Ещё раз, спасибо!

+1
Уважаемый , скажите а какую полезную услугу вы оказываете людям ? Если вы сантехник - вы помогаете людям сделать хорошие коммуникации и обеспечить людей удобствами . Но ваши комментарии не дали нам пользу , тогда зачем вы комментаруете ?
Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: