Зачем нужен психолог, если он не гарантирует результат работы

Привет, я психолог и гештальт-терапевт, и я продолжаю разбирать причины скептического отношения к психологической помощи. Вот ссылка на первый пост по этой теме.


Скептическая позиция часто звучит вот так:

Психолог не отвечает за результаты работы. Чуть что, сразу переобувание и вся ответственность на клиенте. Оплата почасовая при этом. Какой смысл от работы психолога, если он не отвечает вообще ни за что?

В другие сферах гарантии результата ассоциируется с профессионализмом и ответственностью, но здесь это не работает.

Действительно, психолог не может гарантировать результаты работы. Более того, если такие гарантии звучат - это тревожный звоночек.

В психотерапии оплачивается сам процесс. Это не уникальная для психологии ситуация, в медицине или педагогике то же самое.

Причем это не вопрос профессионализма, есть объективная причина по которой гарантировать результат невозможно - наличие у клиента свободы воли. Если психолог гарантирует результат,  либо он думает, что может напрямую влиять на волю клиента (ай!), либо пытается получше продать свои услуги.


Но сказать, что психолог не отвечает вообще ни за что, было бы ошибкой. Наоборот, к психологу можно предъявить ряд вполне конкретных требований, касающихся процесса работы. В РФ деятельность психолога не регулируется законом, но некоторые документы вполне могут служить ориентирами.

Например - этический кодекс психолога РПО. Помимо очевидных гарантий конфиденциальности, там есть еще много интересных пунктов. Например:


- Беспристрастность Психолога не допускает предвзятого отношения к Клиенту. Все действия Психолога относительно Клиента должны основываться на данных, полученных научными методами.

Те случаи, когда психолог начинает делиться собственной жизненной мудростью, и говорить, как нужно делать - этические нарушения.


- Клиент должен быть извещен о цели работы и применяемых методах.

Психолог обязан ответить на вопрос о том, какими методами он пользуется, и прояснить цели работы.


- Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание.

То же самое касается и методов работы с клиентом. Если они являются собственными разработками психолога, он должен предупреждать об этом.


Еще можно посмотреть так и не принятый законопроект о психологической помощи в РФ. Основные его положения актуальны.


Конечно, эти документы не являются законом, их нельзя применять в правовом поле. Но даже если государство не занимается регуляцией этого вопроса, у клиента всегда остается возможность уйти от психолога, грубо нарушающего основные принципы работы.

Когда я слышу истории, что "психолог" на каждом сеансе травит байки или учит жить, мне всегда обидно, что клиент продолжает ходить, платить, и разочаровываться в психологии. А "психолог" продолжает восприниматься как странный, неподходящий, неприятный, но все-таки профессионал. Хотя то, что он делает, не имеет отношения к психологической помощи вообще.

У психолога есть ряд вполне понятных обязанностей. Если речь идет о психотерапии, то сохранять конфиденциальность, применять конкретный психотерапевтический подход, сохранять правильный сеттинг (время посещения, кабинет, и прочее), соблюдать этику работы.


Психолог действительно не отвечает за результат, но его задача - делать все от него зависящее, чтобы этот результат появился как можно быстрее. Терапия это совместная работа двух людей, и терапевт отвечает за свою часть работы целиком и полностью.


Клиент находится в совершенно ином положении.

Он имеет право свободно выбирать, к кому обратиться за помощью, сколько времени работать с этим терапевтом, и когда уйти из терапии. Его совершенно не связывает конфиденциальность (если только речь не идет о групповой терапии). Задать все возникающие вопросы и озвучить претензии - это тоже зона ответственности клиента. И самое главное, клиент несет ответственность за собственные жизненные решения.

Психология | Psychology

20.5K постов59.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.