Серия Юридические истории

Юридические истории #472: Журнал кровью писан

Ох, как долго я ждал завершения этой истории, чтобы рассказать ее!

Вся история началась с того, что некий подрядчик заключил договор с РЖД на выполнение работ - заливать какие-то бетонные опоры. Сам подрядчик нашел субподрядчика, который будет выполнять работы. Субподрядчик (СП) - к субсубподрядчику (ССП). Короче говоря, типичная в строительстве схема.

По условиям договора СП выплачивает ССП небольшой аванс, а окончательный расчет осуществляется после того, как опоры будут залиты. И работа закипела...

Здесь стоит отметить, что сами работы производились в какой-то Тмутаракане, где рабочих разместили в общежитии, которое оплачивал подрядчик. Питание на объекте обеспечивал так же подрядчик. То есть подавались пофамильные списки от ССП к СП, а уже СП - подрядчику.

И вот, как это водится, когда финал стройки уже уверенно маячит на горизонте, СП начинает докапываться до ССП. Мол, рабочие у тебя не такие, тот слишком рыжий, этот - слишком лысый, третий храпит громко.

Понимая, к чему приводят такие речи, ССП направил СП акты выполненных работ, чтобы как-то зафиксировать объемы и суммы. А в ответ получил письмо о расторжении договора, якобы ССП нарушает сроки, работы выполняет некачественно и всякое такое прочее.

Здесь еще стоит отметить, что ССП общался не напрямую с директором СП, а с "советником директора". У самого "советника" богатая биография - сам несколько раз был директором, а ныне дисквалифицирован. Я без понятия, что он такого учудил, самый простой способ - вместо закрытия ООО бросить ее загибаться, чтобы ФНС сама кончала фирму. А еще до того, как пошел директорствовать, трудился в органах власти, что чувствуется - речь поставлена очень грамотно, из двух слов - три мата.

Если кто-то думает, что задача строителя - построить, тот ошибается. Задача строителя - заработать денег. А уж кто там и как будет достраивать - проблема того, кто деньги платить не хочет.

ССП снова отправил акты - уже на те объемы, что успел выполнить в период времени с первых актов до получения письма о расторжении. Советник директора попросил не путать ему бухгалтерию, объединить все акты в один. В третий раз уже отправились объединенные акты. И советник пропал... трубку не берет, на письма не отвечает.

Весь затык в том, что акты отправлялись электронной почтой на адрес этого советника, бумажные акты никто никому не направлял. То есть согласится ли суд, что акты направлялись - пес его знает. И вот, отчаявшись достучаться до советника, ССП направил акты, так же, электронной почтой - уже по адресу, указанному в договоре. В ответ - тишина. Никто ничего никому не ответил.

Прошло еще сколько-то времени и ССП уже обратился ко мне, чтобы вытрясти бабки из СП. Теперь уже я начал ломать голову. С документами бардак, если сам договор подписан - то приложение к договору, где согласованы расценки, подписаны только ССП. Доказательства направления актов - так себе, можно сказать, что их нету. Какие есть доказательства выполнения работ? В теории - это общий журнал работ, журнал бетонных работ. И - да, журналы велись на объекте, один экземпляр вел прораб СП, который подписан всеми и его уже никто никогда не оспорит. ССП вел свои журналы для учета, но они подписаны только бригадиром ССП.

Перспективы, прямо скажем - так себе. СП встанет в позу - ничего не знаю, договор с СП был заключен, но СП на работы не вышел, объемы не выполнял. И будет швах.

Вот журналы работ - не просто так придуманы! Они кровью писаны! Если вдруг возникнет такая ситуация, что заказчик попытается кинуть, именно журналы будут доказательством выполнения работ! Если представитель заказчика с первого дня отказывается подписать журналы - бежать нужно с этой стройки! Хотя... если все будут правильно оформлять документы - я скачусь в нищету. Так что - не стоит, забудьте написанное выше.

Материалы тоже полностью закупал СП, принимал их на объекте прораб СП. Сам ССП покупал только расходники, рукавицы и прочее, но никаких доказательств, что они ушли именно на этот объект - нету.

Думал я над этим делом долго, пару месяцев - точно, не желая браться за него, понимая призрачность перспектив. Сам клиент, ССП, убеждал меня, что неоднократно разговаривал с прорабом СП - тот сейчас на вахте, но гарантирует, что, как вернется, подпишет журналы.

А что такое - слово? Простое, человеческое слово? Да это - пшик! Конечно, если это слово не мое. Там, в древности, говорят, купеческое слово было нерушимым. Ударили по рукам - сделка заключена. Но и суды тогда проще были - в чан с кипящей смолой пару раз окунули - мигом все договоренности вспоминали.

Короче говоря, ССП с таким жаром меня убеждал, что прораб - мужик честный, раз обещал - то подпишет, то я решил взяться за дело.

Здесь закончу первую часть, остановлюсь на фабуле, продолжу позже. Интрига, однако!