ЙОГА ОДНА

"Йога"

Самые первые свидетельства о Йоге, из ныне известных, были обнаружены на раскопках древних городов Мохенджо Дарро и Харраппа на территории долины Инда. На раскопках, кроме всего прочего, были найдены печати, одна из которых называется печать Пашупати. На печати изображено существо якобы с рогами, сидящее в йогической позе. Печать Пашупати датируется тремя тысячами лет до нашей эры, а существо – предположительно прото-Шива. В дальнейшем были найдены рисунки с изображениями подобных поз на раскопках других древних цивилизаций, и даже на территории Латинской Америки.

Печати Пашупати

Слово «йога» произошло от санскритского корня yuj - йодж или йудж, имеющего много смысловых значений: «упряжка», «упражнение», «обуздание», «соединение», «единение», «связь», «гармония», «союз» и т. п. От праиндоевропейского корня yuj ппроизошло множество других слов в различных языках всего Мира. Впервые корень yuj встречается в «Риг-веде» — древнейшем из сохранившихся памятников индийской литературы.

О Йоге до нас дошло не так уж мало древних первоисточников, но «Патанджала-Даршана», известная большинству как «Йога Сутра» Патанджали, является основным и авторитетным трудом по Йоге, а так же самым древним из дошедших до нас. В своем труде великий мудрец Патанджали во второй сутре дает определение термина «йога»:

ЙОГА ОДНА Йога, Практика, Физкультура, Развитие, Духовность, Первоисточник, Исследования, Образование, Длиннопост, Длинное, Индия, Санскрит

Йрга читтавритти ниродхах (санскрит)

yogaś citta-vṛtti-nirodhaḥ

Сутру переводят с санскрита в различных вариантах:

"Йога – обуздание волнений, присущих уму"

или

"Йога – есть устранение неконтролируемых флуктуаций ума".

Мастер йоги Вивекананда переводит сутру как:

"Йога заключается в недозволении уму (читта) принимать различные формы (вритти)".

ЙОГА ОДНА Йога, Практика, Физкультура, Развитие, Духовность, Первоисточник, Исследования, Образование, Длиннопост, Длинное, Индия, Санскрит

Мудрец Патанджали

Вопросы интерпретации древних текстов

Между источником, то есть текстом, и читателем существует множество прослоек, которые способны отфильтровывать или отсеивать часть той сути, которую вкладывал автор в свое произведение.
Перевод древних первоисточников является одним из основных моментов который влияет на наше понимание текста.
Нам приходится надеяться на то, что автор перевода четко понимал суть и смог перевести текст в полной мере. Правильный перевод зависит не только от знания языка переводчиком, но и еще от многих факторов, которые влияли на развитие знаний и мировоззрения самого переводчика. Так же существует масса факторов, влияющих на понимание и трактование текста на момент перевода.

Любая интерпретация текста обусловлена историческим, политическим, экономическим, религиозным, географическим контекстом. То есть переводы и интерпретации древних трудов могут отличаться в зависимости от времени и места толкования.

Понимание и знание предмета, которому посвящен текст, играют так же непосредственную роль.

И в заключение. Если великий мастер написал свой труд, не факт что интерпретатор сможет понять всю глубину и суть письменного текста. Имеются сомнения, что толкователь окажется столь же великим и мудрым как автор.

Мудрец Патанджали написал одну единственную книгу по Йоге – «Патанджала-Даршану». В этой книге нет никаких разделений Йоги. Йога – одна.

ЙОГА ОДНА Йога, Практика, Физкультура, Развитие, Духовность, Первоисточник, Исследования, Образование, Длиннопост, Длинное, Индия, Санскрит

Раджа-йога и Хатха-йога

В ХIV веке Свами Сватмарама в своем труде «Хатха Йога Прадипика», классифицирует Йогу на «Раджа-йогу» и «Хатха-йогу».
Термин «Раджа-йога» был введен в употребление для установления отличия ортодоксальной школы йоги, основанной на «Йога-сутрах» Патанджали, от появившегося нового течения в йоге, которое получило название «Хатха-йога».
Свами Сватмарама определяет «Хатха-йогу» как путь к «Раджа-йоге», как систему подготовки тела для сложных медитаций, для работы работы с умом.

С тех пор основным трудом по Хатха-йоге стала считаться «Хатха Йога Прадипика». Основателем "Хатха-йоги” считается йог и мудрец Свами Сватмарама.

На самом деле, для мастеров йоги это разделение совсем не важно.
Йога была одна – одной она и остается.

В «Йога-сутрах» Патанджали имеется все о Йоге, расписаны этапы развития сознания.
В «Хатха Йога Прадипике» Сватмарама дает более подробные описания шаткарм, асан и пранаям, направленных на работу с телом и на очищение тела и ума.
Значительную роль в развитии классической Хатха-йоги в средневековой Индии сыграла Традиция Натхов и её основатель Горакшанатх (Горакхнатх — хинд).

Существуют другие древние тексты по Хатха-йоге, такие как «Гхеранда Самхита», «Шива Самхита», датируемые более поздним периодом, чем «Хатха Йога Прадипика».

Уже ближе к нашему времени, в двадцатом веке, Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет начинает использовать термин «Раджа-йога» для обозначения практикуемой ими медитационной практики. Раджа-йога Брахма Кумарис представляет собой крайне упрощённый вариант классической раджа-йоги Патанджали.

ЙОГА ОДНА Йога, Практика, Физкультура, Развитие, Духовность, Первоисточник, Исследования, Образование, Длиннопост, Длинное, Индия, Санскрит

Интенсив по Йоге проводит Олег Доценко

О Хатха-йоге и Раджа-йоге мирянам и упрощенно

В наше время термины «Раджа-йога» и «Хатха-йога» зачастую используются в более упрощенных вариантах. Хатха-йога определяется как работа с телом, а Раджа-йога – как медитативные практики. Разница между Хатха и Раджа Йогой условная. Цели одной и второй Йоги – контроль ума, чистый ум. Основной задачей Йоги является развитие сознания. Этапы развития сознания описаны Патанджали, труд которого считается основным по Йоге и по ныне. Некоторым людям, чтобы достичь определенных этапов контроля ума и развития сознания, не присуща дисциплина, нет усидчивости, нету обладания своим телом, движениями и эмоциями, нет даже честности с собой. Этим людям следует начинать с работы над телом – с Хатха-йоги, которая предлагает физические упражнения для воспитания дисциплины, здоровья и воли.

"Йога - не обычная гимнастика, это прежде всего гимнастика, укрепляющая человеческую волю. Она приучает нас к каждодневному преодолению трудностей, пусть небольших. И в этом думается ее воспитательная ценность". 
Академик П.Анохин

Людям с развитой чувствительностью, с повышенной сенсорикой, обладающих не мнимой самодисциплиной возможно начать практиковать работу с вниманием, наблюдение за умом, медитации – Раджа-йогу. Но рано или поздно вопрос о работе с телом может возникнуть, так как тонкие процессы требуют затрат собственного ресурса, выраженного в энергии, которая извлекается из еды, тканей органов. Поэтому чистое, крепкое и выносливое тело всегда является в йоге необходимостью для развития высокого уровня сознания.

Это так же объясняет нераздельность Йоги на Хатха и Раджа.

По-моему скромному мнению, термины Раджа и Хатха Йога очень четко подчеркивают степень повышенной сложности работы с противоречивым умом в Раджа-йоге, а также важность волевой и дисциплинарной подготовленности к Раджа-йоге через практику Хатха-йоги.

Все очень взаимосвязано и не отделимо, поэтому практикуя Йогу следует явно отдавать себе отчет в ее уникальности и не создавать умственных различий между ступенями йоги, школами йоги и йогами.

ЙОГА ОДНА Йога, Практика, Физкультура, Развитие, Духовность, Первоисточник, Исследования, Образование, Длиннопост, Длинное, Индия, Санскрит

Интенсив по Йоге проводит Олег Доценко

Различия и противопоставления порождаются умом

Разделения и классификации – это способ описания мира для лучшего понимания среднестатистическим человеком. Большинство людей живет в трех-мерном пространстве, следовательно уму для понимания нужно вводить данные определенных параметров.

Различия и противопоставления порождаются умом. Классификации предлагаются не для противопоставлений, а для понимания общей картины. Подразумевается изучение отдельных частей, чтобы объединить все в одно целое как мозаику. Наличие ступеней, разделов и классификаций объясняется не несостоятельностью авторов написанных трудов, а способом передать изучающим то, что по сути передать через тексты или слова невозможно, в силу отсутствия у читателей такового опыта, то есть – неведения.
Поэтому все древние тексты написаны в виде конспектов и шпаргалок. Между прочим, слова «шлока» и «шпаргалка» имеют общую этимологию и несут одинаковую семантику – одинаковую смысловую нагрузку схожую по значению.
При ознакомлении с древними текстами такой вид передачи информации – краткий как шпаргалка, тезисный как конспект – может породить заблуждения у неопытных толкователей, но легко и точно интерпретируется серьезными садхаками (практиками, практикующими).
Неустанной практикой практикующий садхак достигает определенных состояний, объяснения которых он находит в древних трудах – в первоисточниках.

ЙОГА ОДНА Йога, Практика, Физкультура, Развитие, Духовность, Первоисточник, Исследования, Образование, Длиннопост, Длинное, Индия, Санскрит

Олег Доценко

Различные школы йоги, авторские системы

Как уже упоминалось, «Патанджала-Даршана» является основным и самым древним, из дошедших до нас, трудом по Йоге.
В сутрах мудрец Патанджали описал Йогу – одну Йогу, не подразумевая наличие других Йог.

Все разновидности и направления Йоги – есть трактования, интерпретации и собственное видение практики различными мастерами и псевдо-мастерами.

Продолжение следует...

Канал в Телеграм "Йога с Олегом Доценко"

@editors, отредактируйте теги пожалуйста

Правила сообщества

Говорим обо всем, что ведет к Просветлению.