Это не Мой человек

Небезопасный контент

Признаюсь вам, что я долго раздумывала, поднимать ли тему размежевания у людей на Свой-Чужой. Мало, кто об этом пишет, говорит и задумывается. Однако, это важный и актуальный вопрос, который, как всегда, имеет две стороны.


Знание некоторых аспектов размежевания может быть полезно:

- при построении более эффективной стратегии встраивания в социум;

- в коммуникационном процессе;

- для прогнозирования последствий поступков, действий и т.д.


Большинство людей склонно делить мир на Своих и Чужих. Это происходит как в масштабах расы, так и в более мелких группах.


Чаще всего, мы НЕОСОЗНАННО проводим размежевания на Наших и Не наших.

Одна из самых характерных особенностей такого разделения - это преувеличение ценности Нашего мировоззрения: у Нас все правильнее, мудрее, более этично и порядочно и т.д. Особенно, когда дело касается богов/экономики/воспитания/морали и т.п. В процессе создания группы Мы увеличивается значимость определенных убеждений. Мы усердно ищем рациональные объяснения, почему наша еда вкуснее, музыка нежнее, а наш язык более поэтичен или логичен.


Отделение Нас от Них, Наших от Не наших, Наших людей (т. е. нашего сорта) от Иных, имеет множество неблагоприятных последствий: межрасовая борьба, войны, судилище, наказания, порицания, пренебрежение и т.п.


Есть несколько аспектов, которые необходимо знать в рамках данной темы:

- мы все принадлежим к многообразным категориям Своих, и их относительная значимость может очень быстро меняться;

- группы Чужих не одинаковы и их классификация у нас в голове устроена сложно; разные типы Чужих вызывают разные реакции;

- нам часто неловко делить людей на Своих и Чужих и мы пытаемся скрыть свою приверженность этому разделению;

- культурные механизмы могут как сгладить, так и обострить такое разделение.


Примеры категорий разделения на Мы и Они:

мужчина/женщина, левша/правша, местные/не местные, успешные/не успешные, богатые/бедные, верущие/атеисты, веганы/мясоеды, умный/глупый и т.д.


Наша принадлежность к множеству разных Мы связана с разнообразием иерархий, которые мы сами создаем и в которые мы включены.


При общении, люди делают упор именно на те группы, где у них наивысший статус.


Мы склонны к постоянной групповой самоидентификации.


Размежевание, базирующееся на минимальных общих чертах имеет психологический характер. У нас возникает положительное влечение к тем, с кем мы находим даже незначительные черты сходства.

Бессознательное объединение Мы рождается просто от того, что кто-то также сидит на стуле, как я.

Ключевым элементом принадлежности к разнообразным группам Своих является легкость, с которой мы выбираем приоритетную принадлежность.


Мы также осознаем, что и другие принадлежат к различным категориям Своих и тоже переключают внимание на наиболее значимые в конкретный момент категории.


У нас в голове существует множество категорий Своих. Но значимость тех, что кажутся нерушимыми и незыблемыми, способна при определенных условиях испариться в мгновение ока.


Что же нам помогает определять конкретную культуру или принадлежность к той или иной группе общества?

Это - ценности, убеждения, символы, идеологии и т.д.


Однако, все эти категории нельзя потрогать и увидеть до тех пор, пока они не соотнесены с теми или иными материальными ориентирами-маркерами: одежда, украшения, акцент и т.д

.

Во многих случаях бессознательное размежевание оправдывают и рационализируют с помощью т.н. склонности к подтверждению своей точки зрения:

- мы вспоминаем доказывающие, а не отрицающие аргументы;

- используем методики, которые должны подтвердить, а не опровергнуть нашу гипотезу;

- скептически оцениваем те результаты, которые нас не устраивают.


Наша мысль бежит вдогонку за эмоциями, принужденная выискивать только определенные факты, фабриковать логичные оправдания, чтобы удовлетворительно истолковать Нашу нелюбовь к Ним.


Кто же управляет этим процессом размежевания в нашей голове? Как сознательно остановить биологический механизм разделения на Свой-Чужой? На эти вопросы я отвечу в следующей статье.

______________________

Для написания этого цикла постов, мной были проанализированы и использованы следующие источники, исследования, книги:

А.Тэшвил «Социальная психология межгрупповых отношений»

Вильдшут и др., «Внутригрупповое социальное влияние и межгрупповая конкуренция»

П. Розин и др. «От устного к моральному».

Л. Т. Харрис и С. Т. Фиск, «Обесчеловечивание низшего: нейровизуализационные реакции на экстремальные группы »

Р.Сапольский "Биология добра и зла...."

Т. Петтигрю и Л. А. Тропп, «Метааналитический тест межгруппового контакта.Теория »

К. Сибли и Дж. Дакитт, «Личность и предубеждения: метаанализ и теоретический обзор »

Гринвальд "Имплицитный ассоциативный тест" и др.

Небезопасный контент (18+)

или для просмотра