Эффект Рингельмана: когда больше не значит лучше

Я всегда был убеждён, что чем больше раздувается штатная структура, тем больше в ней халявщиков. Но у меня не было доказательств и поэтому в моих консультациях собственников малого бизнеса аргументы с их стороны наподобие «У меня все занимаются всем» или «Это новая функция в компании, значит, нужен новый человек» были своеобразными козырными картами.

И тут вдруг встречается мне формулировка «эффект Рингельмана», описание которого мне точно что-то напоминает. Начинаю вчитываться и вот что выясняется.

ЦИТАТА:

1. Эффект Рингельмана описан в социальной психологии как один из эффектов функционирования группы. Его другое название — социальная лень. Если описать его совсем простыми словами, то при увеличении членов группы до определенного количества эффективность работы группы уменьшается. Почему? Возможно, каждый начинает думать что-то вроде: «Нас много, пусть это сделает кто-то другой, а не я».

2. Макс Рингельман — французский ученый, сельскохозяйственный инженер по специальности. На самом деле он не собирался открывать никакие социальные эффекты — его волновала эффективность тягловых животных (лошадей, быков) и людей в командной работе. Для своих опытов он выбрал такие испытания, как совместное поднятие тяжестей и перетягивание каната.

3. Эксперимент Рингельмана, проведенный в 1913 году, является одним из самых ранних систематизированных социально-психологических опытов. Мужчины перетягивали канат на протяжении 5 секунд, сначала поодиночке, затем в группах по 7 и по 14 человек. Приложенная сила измерялась динамометром. Те участники, что тянули канат в одиночку, прилагали усилие, равное 85,3 кг/чел. Участники в группах показывали результаты меньше: 65,0 кг и 61,4 кг. Проводя дальнейшие опыты, он обнаружил следующую закономерность: чем больше людей выполняют одну и ту же работу, тем больше падает их суммарная эффективность. К примеру, суммарная активность двоих будет составлять не 100%, а лишь 93%, троих — уже 85%, а для группы из 8 человек этот процент уже падает до 50.

4. Среди причин, вызывающих социальную лень, называют следующие:

• распыление ответственности;

• потеря координации (2 участника группы будут более скоординированы, чем 8);

• снижение мотивации;

• деиндивидуализация (утрата личностной идентичности);

• анонимность вклада участников.

5. Факторами, которые позволяют снизить действие эффекта Рингельмана, были названы:

• Личная вовлеченность каждого участника, его персональная ответственность.

• Важность выполняемой задачи, о которой оповещены все члены группы.

• Обнародование результатов: всем будет известен индивидуальный вклад каждого участника.

МОИ РАЗМЫШЛЕНИЯ:

1. И сейчас кто-то будет утверждать, что моя чуйка меня подвела? Оказывается, 110 лет назад умные люди доказали то, с чем до сих пор спорят отдельные предпринимательские индивидуумы.

2. У меня в дистрибьюторском бизнесе был случай, когда мне перестало хватать объёма аналитической информации, которую мне давал начальник отдела маркетинга. Времена были жирные и я решил завести должности «аналитик». Поверьте, моего терпения хватило на 2-3 месяца для того, чтобы понять, что этот человек не нужен, а сбор и анализ данной информации у меня получается гораздо лучше. В итоге и денег сэкономили, и желаемый результат получили.

3. В очень многих консультациях и проектах, которые я веду, мне первым делом нужно было анализировать штат и должностные обязанности. Поверьте, что выясняется много интересного, а когда собственник следует твоим рекомендациям по оптимизации данного вопроса, сразу появляется солидная экономия.