Як-38 .Вертикальный взлет советского "Харриера".

Як-38 .Вертикальный взлет советского "Харриера". Самолет, Морская авиация, Як-38, Длиннопост

Первым отечественным кораблем, имевшим наибольшее сходство с АВ, стал авианесущий корабль проекта 1143 — головной корабль “Киев” (корабли “Минск”, “Новороссийск” и “Баку”), получивший “экзотическую” классификацию — “противолодочный крейсер с авиационным вооружением”. Принятие решения о строительстве кораблей по этому проекту было связано с необходимостью увеличения численности авиагруппы и выбором в качестве авиационного вооружения СВВП. Наиболее продвинутым в этом направлении было ОКБ А.С.Яковлева.

Як-38 .Вертикальный взлет советского "Харриера". Самолет, Морская авиация, Як-38, Длиннопост

Командование ВМФ заинтересовалось показанным в 1967 г. на воздушном параде СВВП Як-36, который был в дальнейшем доработан с учетом морских требований и получил обозначение Як-38. Испытания по взлету и посадке Як-38 (Як-36МП — морской палубный) с надводного корабля проводились на дооборудованном крейсере “Москва”. Первый взлет самолета Як-38 с палубы крейсера состоялся 18 ноября 1972 г. Всего был построен 231 самолёт Як-38 различных модификаций в 1974—1989 годах. Серийный выпуск машины осуществлялся на Саратовском авиазаводе.

Як-38 .Вертикальный взлет советского "Харриера". Самолет, Морская авиация, Як-38, Длиннопост

Самолет Як-38 стал вторым в мире (после английского “Хариера”), боевым реактивным СВВП, принятым на вооружение. Основным назначением машины стало ведение разведки, атака небольших кораблей, ПВО соединений флота от морских разведывательных самолетов и борьба с вертолетами противника палубного базирования. Боевые возможности самолета были крайне ограничены дозвуковой (хотя и достаточно высокой) скоростью полета, небольшой боевой нагрузкой и малым радиусом действия. Использование обычного (не вертикального) взлета не намного улучшало его основные тактические характеристики. Вооружение, размещаемое на пяти точках подвески, включало подвесные установки с пушками ГШ-23 калибра 23 мм, неуправляемые реактивные снаряды (НРС), бомбы калибра до 500 кг, противокорабельные ракеты (ПКР) Х-23 малой дальности, управляемые ракеты (УР) с бронебойными сердечниками, УР Р-60 класса “воздух — воздух” и подвесные топливные баки (ПТБ).

Як-38 .Вертикальный взлет советского "Харриера". Самолет, Морская авиация, Як-38, Длиннопост

Як-38 (внутреннее обозначение: изделие ВМ, заводское обозначение: изделие 86, по кодификации НАТО: Forger-A — «Фальшивомонетчик», «Фальсификатор» или «Кузнец») —  был оснащён одним подъёмно-маршевым двигателем Р-28 и двумя подъёмными двигателями РД-38, расположенными за кабиной лётчика. Также на нём была установлена уникальная система автоматического катапультирования лётчика (САК) при аварийных ситуациях (в частности, отказе двигателей или струйного управления) на малых скоростях и режиме висения (более ни один самолёт отечественной авиации не имеет систему полностью автоматического покидания, решающую за лётчика).

Як-38 .Вертикальный взлет советского "Харриера". Самолет, Морская авиация, Як-38, Длиннопост

Несмотря на свои крайне ограниченные боевые возможности, эксплуатация Як-38 дала бесценный опыт применения самолетов на палубе корабля. В 1991 г. Як-38 был снят с вооружения.

Як-38 .Вертикальный взлет советского "Харриера". Самолет, Морская авиация, Як-38, Длиннопост
Як-38 .Вертикальный взлет советского "Харриера". Самолет, Морская авиация, Як-38, Длиннопост
Як-38 .Вертикальный взлет советского "Харриера". Самолет, Морская авиация, Як-38, Длиннопост
Як-38 .Вертикальный взлет советского "Харриера". Самолет, Морская авиация, Як-38, Длиннопост
Як-38 .Вертикальный взлет советского "Харриера". Самолет, Морская авиация, Як-38, Длиннопост
Як-38 .Вертикальный взлет советского "Харриера". Самолет, Морская авиация, Як-38, Длиннопост
Як-38 .Вертикальный взлет советского "Харриера". Самолет, Морская авиация, Як-38, Длиннопост

Точку в карьере Як-38 поставил распад СССР и глубочайший экономический кризис. Без необходимого надзора со стороны изготовителя ресурс многих самолетов быстро исчерпался, и большинство их осело на наземных авиабазах. Саратовский завод не смог решить проблему поставки необходимых запчастей. В результате Як-38 досрочно сняты с вооружения . Схожие причины привели к выводу из состава ВМФ крейсеров "Киев", "Минск" и "Новороссийск".

Як-38 .Вертикальный взлет советского "Харриера". Самолет, Морская авиация, Як-38, Длиннопост

Про судьбу советских авианосцев  интересный пост смотрите здесь:

https://pikabu.ru/story/proekt_1143_quotkrechetquot_1888869

Авиация и Техника

9.4K постов17.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу