Я немного отдохну и вперёд — писать гениальный роман

Я немного отдохну и вперёд — писать гениальный роман Теория и практика, Литература, Литературная кухня, Как писать книги, Писательство, Самиздат, Длиннопост

Купил эту книгу 14 лет назад и только вот дошёл до неё. При этом написана она была ещё в 1987. Потом в этой же серии вышла вторая часть (с цифрой 2 в названии), а также, среди, прочих «...гениальный детектив» (остальные на руяз не переводились). Кстати, в оригинале эти книги называются не «...гениальный что-то там», а «...чертовски хороший...» (...Damn Good...). Хотя смысл не особо меняется.


Примечательно, что автор писал и художественные произведения, но ничего толкового не получилось. По крайней мере знаменитого. И не стоит его путать с Джеймсом Кристофером Фреем (как это сперва сделал я), который написал серию фантастических книг, первую из которых, под названием «Я — четвёртый» экранизировали.


Что же касается именно этой книги, то, судя по немногочисленным отзывам, она неплоха. Сам же я прочитал лишь 15 страниц.


Собственно, подавляющее большинство подобных замыслов — это прибыльное опошление изначально благородных помыслов, равно как и всевозможные платные авторские семинары, пособия и так далее. Самое главное, необходимое и неизбежное, то, что невозможно обойти никакими окольными путями или заменить изучением теоретических выкладок, — это необходимость много писать и много читать. Невозможно, например, просто так сесть и сразу же написать хороший любовный роман, или хороший триллер, или хороший детектив, или хорошую научную фантастику, или, наконец, хороший исторический роман только лишь от того, что это, например, стало популярным и выгодным. Если человек до этого не перелопатил, не пережил, не осмыслил и не прочувствовал массу соответствующих книг нужного профиля, не впитав «с потом и кровью» то, как они устроены и внутренне организованы, то ничего хорошего не выйдет (если выйдет вообще).


Естественно, хаотичность и неразборчивость тут тоже вредна, но теория будет полезна тем, кто уже добился видимых плодов на этом пути, для чистых же теоретиков без практики она будет умозрительна и бесполезна. Как, для сравнения, невозможно научиться плавать без воды, читая одни лишь книги для пловцов и просматривая соответствующие фильмы. Поэтому если у человека дефицит времени, ему недосуг регулярно читать и писать и он думает быстро овладеть этим посетив платные курсы или прочитав обучающее пособие, то надо просто признаться себе: есть большая разница между писателем и литературоведом....


Так один товарищ в какой-то миг осознал, что в состоянии читать лекции о том, как теоретически нужно писать книги, но при этом не в состоянии писать их сам.

Многие (например, Юрий Никитин или Дарья Донцова) выпускали подобные книги (в особо запущенных случаях были названия в духе «Как стать великой писательницей»). Но тут пусть и скомпрометированные, но известные имена, а зачастую подобные опусы пишут люди так и вовсе малоизвестные (как вот этот самый Джеймс Н. Фрэй). Из чего-то более-менее любопытного или полезного, на мой взгляд, можно назвать «Как написать повесть» Найджелла Воттса или «Как писать книги» Стивена Кинга (тут больше о нём самом, чем о сказительстве) — но это хоть и любопытно, однако малоприменимо на постсоветском пространстве (другой менталитет, другой быт, другие увлечения и платёжеспособность у населения). Наиболее полезны в этом смысле пособия для сценаристов-драматургов, с чётким изложением основ завязки конфликта, построения композиции и прочими прописными истинами (например, чем больше действующих лиц — тем меньше возможностей для раскрытия и развития каждого персонажа в отдельности и т.д.). Но, опять же, даже они повторяют, что необходимость сидеть и изучать горы профильной литературы эти пособия не отменяют: в противном случае можно стать замечательным теоретиком неспособным к чему-либо на практике. Как, например, был случай в одном институте: издательское дело преподавала женщина, которая ни единого дня не занималась им на практике и знала только в теории, в то время как сдавать ей должны были люди, занимающиеся этим всю сознательную жизнь и зарабатывающие этим на хлеб не одно десятилетие. Но она хотя бы это признала и проставила «автоматы», а то глупо опрашивать, например, главного редактора ведущего издательства.

Книжная лига

22.3K постов78.4K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.