Я не кровожадный, я просто из Норвегии

Норвежские викинги были злобными, а датские – более добрыми. 1000 лет назад датчане всего лишь рубили преступникам головы; норвежцы крошили друг дружку направо и налево. Новое исследование показало, что общество эпохи викингов на территории Норвегии было значительно более жестоким, чем общество их датских современников. Этот вывод сделан после подробного анализа скелетных травм и археологических находок, связанных с викингами, включая оружие и рунические надписи.

Я не кровожадный, я просто из Норвегии Викинги, Древние воины, Военная история, Археология, Длиннопост


В частности, исследователи посчитали число мечей, найденных на разных территориях. Известно, что мечи были личным оружием викингов и символизировали их статус; находки в основном происходят из погребений. На территории Норвегии найдено более 3300 мечей, относящихся к эпохе викингов. В Дании – всего лишь 85 мечей! Если пересчитывать на площадь, то на большей части Норвегии на каждые 50-100 квадратных километров приходится по найденному мечу; особенно много мечей найдено в районе Ставангера (1 меч на 33 кв. км). В отдельных областях Норвегии более 30% найденных могил содержали оружие. В Дании же мечи встречаются на порядок реже (1 меч на 547 кв. км).

Всего в Норвегии найдено в 10 раз больше погребений эпохи викингов, содержащих разное оружие, чем в Дании, притом что норвежское население, по оценкам специалистов, было в несколько раз меньше датского.

По мысли исследователей, обилие оружия предполагает социальную среду, где насилие было обычным явлением повседневной жизни.

Сходную картину нарисовал анализ следов от травм на костях. Исследователи изучили 30 скелетов с территории Норвегии и 82 датских костяка, большей частью относящихся к IX и X векам нашей эры. Что получилось? У 18 норвежцев (60% выборки) наблюдались признаки острых, тупых или проникающих ранений, из них у 14 человек - повреждения черепа (у 4 женщин и 10 мужчин). Для 11 индивидов насильственные травмы стали фатальными: признаков заживления нет, причем во всех 11 случаях речь о ранах, нанесенных клинковым оружием.

Совсем другие результаты даёт анализ датского материала. Из 82 скелетов лишь у пяти человек (т.е. 6%) — четырех мужчин и одного индивида неопределенного пола обнаружены травмы, связанные с насилием. Еще у одного мужчины на шейных позвонках имеются следы, говорящие о возможном повешении. Интересно, что этот человек был похоронен в двойной могиле вместе со своей матерью, чей скелет не имел признаков насильственной смерти. Итак, 60% насилия в Норвегии против 6% в Дании. Различия между двумя группами становятся еще более заметными, если принять во внимание характер убийств. Согласно датским материалам, пять из шести убийств - это казни, 4 из них путём обезглавливания. В двух случаях убитые похоронены с головами, лежащими между бёдер. Еще один обезглавленный лежал в двойном захоронении с другим человеком, погребенным с богатым инвентарём; могила была интерпретирована как захоронение хозяина с рабом.

А среди норвежских скелетов смерть наступала в результате травм, нанесенных самым разным способом; множество захоронений происходят из мест, находившихся вдали от центров власти, и говорят скорее о межличностном насилии.

Помимо прочего, исследование выявило существенные различия в социальной и политической структуре двух регионов. В Дании общество было более иерархичным, а структуры власти — более сложными. Насилие в большей степени ограничивалось некой системой законов. Это говорит о более развитой и стабильной социальной организации.

Норвегия отличалась большей «анархией», власть была менее жесткой, а личные споры часто решались силой. Необходимость везде ходить с мечом – плата за свободу?:)

Историки полагают, что ограничение насилия в Дании могло быть результатом влияния континентальной Европы, в том числе христианства. Напротив, в более изолированной Норвегии с ее суровыми ландшафтами гораздо дольше просуществовали архаичные социальные структуры, когда роль центральной власти была невелика.

P.S.

В этот вечер один человек из Халланда рассказывал о большой свадьбе, на которой побывал в Финведене, у диких смоландцев. Там вышло несогласие насчет покупки лошадей, и дело быстро дошло до ножей; невеста же и подружки смеялись и хлопали в ладоши и подзадоривали ссорящихся. Когда же невеста, бывшая из почтенной семьи, увидела, как родственник жениха вырвал глаз ее дяде по отцу, она схватила факел со стены и ударила им жениха по голове, так что его волосы загорелись; тут одна разумная подружка бросила тому на голову свою юбку, выдрала волосы и спасла ему жизнь, хотя он много кричал, а когда выпростал голову, она была дочерна обожжена, а волосы спалены напрочь. Огонь же перекинулся на солому на полу, и одиннадцать пьяных и раненых сгорели живьем, так что эту свадьбу все в Финведене считают вполне удавшейся широкой свадьбой, стоящей того, чтобы о ней поговорить. А невеста живет себе счастливо со своим женихом, даром что новые волосы взамен сгоревших у него так и не отрасли.

Когда эта история подошла к концу, король Харальд сказал, что любит послушать такие вот занятные вещи о житье у сконцев, каковые от природы хитрые и злобные; и епископ Поппон пусть не устает благодарить Бога, что попал в Данию к приличным людям, а не в разбойничью шайку где-нибудь в Финведене или Веренде.

Лига историков

14K постов51K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения