XXIV. О полезности друзьям, родине и истинных достоинствах

Пусть не гнетут тебя такие размышления: „Я буду жить лишенный почета в полном ничтожестве“. Ведь если бесчестье является несчастьем, то ты не можешь быть несчастен по вине другого, не можешь по вине другого подвергаться позору. Неужто вся твоя забота — добиваться власти или приглашения на пир? Нет. Так как же это может считаться бесчестьем? Как можешь быть ничтожеством ты, кому надлежит быть только в том, что в твоей власти, где позволено тебе цениться превыше всего.

„Но друзья твои останутся без помощи“. А что ты называешь „без помощи“? Ты не дашь им монетку, не сделаешь римскими гражданами? Итак, кто тебе сказал, что это в нашей власти? Кто может дать другому то, чего не имеет сам? Итак, добудь, говорят они, чтобы и нам досталось.

Если ты можешь добыть это, оставаясь скромным, верным и великодушным, укажи мне этот путь и я добуду. А если вы требуете, чтобы я погубил все блага мои, дабы вы приобрели то, что благом не является, то смотрите, сколь несправедливы вы и неразумны. Чего вам больше хочется — денег или верного и скромного друга? Так вот, помогайте мне лучше в этом деле и не требуйте, чтобы я делал то, из-за чего потеряю все.

„Но наша родина, — говорит он, — останется без помощи, которая в моих силах“. Опять-таки, без какой-такой помощи? По твоей вине она лишится портиков и бань? Ну и что с того? Кузнец не делает для нее обуви, а сапожник оружия. Достаточно, если каждый будет делать свое дело. „Но если ты воспитаешь другого гражданина, верного и одновременно скромного, не окажешь ли ты этим услугу отечеству?". Безусловно. Но если, желая оказать родине услугу, ты потеряешь свои качества, сможешь ли ты быть ей полезен, став бессовестным и вероломным?

„Итак, — говорит он, — какое место я займу в государстве?". То, какое сможешь, оставаясь при этом верным и скромным. А если, желая оказать услугу государству, ты утратишь свои качества, какая польза будет ему от тебя, бесчестного и вероломного?».


Эпиктет начинает размышление с того, что люди вместо самосовершенствования пытаются искать отмазки, прикрывая их благими мотивами. Например, если перестать карабкаться по карьерной лестнице, заботиться о накоплении имущества, подмазываться к людям со связями и т.п., то ты рискуешь выпасть из нормальной общественной жизни, лишаясь почета и уважения. На тебя будут смотреть презрительно, что в таком-то возрасте ты ничего не добился и не нажил. Более того, ты лишаешься возможности помочь своим друзьям, семье или отчизне, а это сродни "бесчестью".

"Но что ты называешь помощью?", - иронично спрашивает Эпиктет. Если ты знаешь, как можно заработать деньги, чтобы помочь ближним, оставаясь при этом скромным, верным и великодушным, подскажи этот путь. Если же вы хотите, чтобы деньги добывались грязными способами по принципу "после нас хоть потоп", лишь бы себе нахапать побольше, то это вы впадаете в бесчестье. Не больше ли пользы получит семья и друзья от хорошего верного человека рядом? От интересных разговоров с ним, от мотивации на преодоление любых трудностей и от безусловной поддержки? Нет настолько бездарного человека, который не может заработать самый минимум, чтобы не умереть с голоду, а остальное - дело упорства и желания. Главное, чтобы это было без потери лица.

Да и как другие могут решить, что мы впали в бесчестье? Если бесчестье - это зло, то оно зависит только от нас. Только нам решать, поступим ли мы согласно добродетели, или будем совершать низкие поступки, противоречащие ей. Если мы никому не мешаем, никому не вредим и живем по совести, то неважно, какого мнения придерживаются остальные, ведь это бесчестье существует только у них в голове. Мы не можем отвечать за чужую систему ценностей, особенно если она потребленческая и всё измеряется мнимым социальным успехом.

Симпликий, комментируя Эпиктета, поясняет:

[Эпиктет] опровергает это возражение, исходя из принципа «в нашей власти» и из представления о том, что друг, верный принципам дружбы, полезнее того, кто дает деньги и власть. Он исходит из принципа «в нашей власти», поскольку деньги, политическое влияние и почести не в нашей власти. Если ими случайно обладает кто-то из философствующих, то пусть он с готовностью делится ими, считая при этом, что из этого он больше благодетельствует себя, нежели друзей. А если он ничего этого не имеет, то тем самым не наносит никакой обиды дружбе. Ибо кто может дать другому то, чего не имеет сам?

<...> «Приобрети себе, чтобы и нам досталось», — друзья добиваются, чтобы ты потерял свое собственное благо — речь идет о благе разумной души — и все это лишь для того, чтобы они получили то, что для них и благом-то не является. Ибо то, чего они ищут, не есть благо разумной души, с помощью которой человек является человеком. Все это предметы домогательств неразумных стремлений. Неблагодарны эти друзья и несправедливы. Несправедливы, потому что недружественны, ибо дружба — это равенство, как утверждали пифагорейцы, и еще потому, что несправедливо желать ввергнуть своего друга в наихудшие из зол, лишь бы исполнить свои неразумные стремления. Неблагодарны они, оттого что требуют такое от друга, отдавшего себя общению с ними, и еще потому, что не способны видеть различие в том, что в своем угождении терпит их друг, и что при этом приобретут они.

<...> насколько более ценны для разумных людей будут такие друзья, чем те, кто дают им деньги? Ибо мы видим, что верные друзья полезнее и для приятного времяпрепровождения, и в совете, и в сохранении самого дорогого и ценного, и в опасностях, и в болезнях, и после смерти, поскольку у них нет разногласий со своими друзьями. Итак, если они действительно являются друзьями, то будут помогать, пусть даже ради собственной своей выгоды, своему другу оставаться верным и скромным. Они не станут требовать от него сделать то, из-за чего он утратит возможность оставаться верным и полезным своим друзьям.

То же самое относится и к отчизне. Неужели для нормального государства не будет лучше, если высокоморальный человек останется верен своим принципам и благодаря верным наставлениям и мудрости будет растить и направлять других граждан? Или будет лучше, если в поисках наживы и мнимых результатов человек станет коррупционером, и за счет своих успехов будет давить окружающих?

Стране достаточно, чтобы каждый совестливо занимался своим делом: сапожник производил обувь, кузнец - оружие, рыбак добывал рыбу и т.д. Занимай своё место в своей нише и выполняй возложенные на тебя обязанности добросовестно, а если ты еще и не чужд философии, если достаточно мудрости, чтобы научить другого хорошему - именно это есть наилучшая польза для любого государства.

<...> какое место ты сможешь занимать в своем городе, занимай его, сохраняя свою верность и скромность. А если ты хочешь приносить пользу деньгами, банями и портиками, то утратишь свою верность и скромность. Ты не принесешь этим пользы отчизне, поскольку сделаешься вероломным и бесстыдным. Так что же лучше для отечества — иметь верных и скромных граждан или портики и бани?

<...> Однако в испорченных государствах такой человек будет воздерживаться от общественных дел, поскольку он будет вызывать раздражение у плохих сограждан, и сам будет недоволен ими. Он не может служить тем, кто управляет дурными согражданами, и одновременно с этим сохранять свою верность и скромность. Поэтому, отстраняя от себя необходимость исправлять то, что не поддается лечению, он переселится, если представится возможность, в другое, лучшее государство.

Скромность, довольство малым и непринятие общих стереотипов могут вызывать непонимание и презрение со стороны окружающих. Что делать в такой ситуации, пытаясь остаться собой? Стараться не перечить, особенно власть имущим, в принципе воздерживаться от словесных перепалок и выражения своего мнения, поскольку в нездоровом обществе ты не будешь услышан, а гнева на себя навлечешь сполна. В наше время - уголовных статей.

Следует заниматься своим делом и жить в согласии с природой. Да, такой путь труден и "чужим среди своих" живется непросто, однако, стоит учиться черпать вдохновение в самом себе, когда это заслужено; в собственной несломленности и силах бороться за наилучшее.

Впрочем, нам следует знать, что скверно устроенные государства и в целом вредят душе, и в особенности, гасят в ней божественный свет. В этих государствах не ценятся прекрасные занятия и уничтожаются примеры хорошей и правильной жизни. По этой причине такие государства полностью препятствуют воспитанию души и мешают укоренению в ней правильных норм поведения. Но если в таком государстве обнаружится причастная божественному уделу душа, то она, пройдя в нем суровые упражнения, выказывает большую степень совершенства в добродетели.

End.

Подписывайся на Telegram-канал Гераклитовы слёзы

XXIV. О полезности друзьям, родине и истинных достоинствах Философия, Мудрость, Критическое мышление, Личность, Эпиктет, Стоицизм, Античная философия, Мудрец, Совет, Античность, Древний Рим, Философ, Внутренний диалог, Свобода, Скромность, Длиннопост

Эпиктет