Вторая мировая на море: прелюдия. Часть 4: крейсерская гонка (Франция, Италия и другие)

В предыдущей главе невероятно долгого предисловия к морским сражениям Второй Мировой акцент был сделан на вашингтонских крейсерах США, Японии и Британии: http://pikabu.ru/story/vtoraya_mirovaya_na_more_prelyudiya_c... Теперь же настал черед остальных стран. В первую очередь это Италия и Франция. Сделаем оговорку - по-настоящему глобальные задачи перед флотом ставили только две страны - США и Британия. Японию можно натянуть на глобус за счет того, что ее оперативное поле простиралось и на Тихий, и на Индийский океаны. Остальные страны либо имели хорошие руки, чтобы строить, но не понимали, что им надо строить, либо хорошо проектировали, но отвратно воплощали.


Франция - наша песня хороша, начинай с начала

В межвоенное время третья республика страдала от паранойи, истерии и синдрома обиженного победителя. Оно и понятно - лунный пейзаж тестировали на лугах Шампани и Лотарингии, а вовсе не в Техасе или Суррее. В каждом соседе лягушатники видели потенциального врага, что не замедлило отразиться на кораблестроительной мысли. Первым вашингтонским крейсером французов стал тип Дюкень, построенный как быстроходный и хорошо вооруженный скаут. Скорость и мореходность были неплохими, дальше были проблемы: броня была даже картоннее, чем у британского Кента, дальность плавания годилась только для круизных туров у Лазурного берега, ПВО была никудышной (впрочем, этим страдали все, и только янки во время войны по-настоящему смогли сделать из своих кораблей достойные зенитные платформы).


Фото: Турвиль (второй корабль в серии), 1929 год. Хруст французской булки прилагается.

Вторая мировая на море: прелюдия. Часть 4: крейсерская гонка (Франция, Италия и другие) Флот, Вторая мировая война, История, Длиннопост

Построив два первых вашингтонца, французы ВНЕЗАПНО прозрели, посмотрели на итальянцев (которых на тот момент выбрали себе в потенциальные враги) и подумали, что как-то не торт, и вторую серию крейсеров (тип Сюффрен) решили строить иначе. Правда, даже тут лягушатники выпендрились: в рамках одной серии все Сюффрены различались схемой бронирования, размещением котлов и турбин... Причин тому много - от политических до чисто практических, но стандартизации это явно не помогало. В итоге что-то более-менее приличное французы построили с третьей попытки под названием Альжери: перешли на гладкопалубную конструкцию (выгодную с точки зрения прочности), поставили нормальный бронепояс и так далее. В итоге, правда, все усилия Франции по укреплению собственной обороноспособности пошли прахом, а в актив флоту Жанов и Полей можно занести разве что эвакуацию золотого запаса в США и упрямство в Мерс-эль-Кебире.


Фото: Альжери в порту Тулона после пожара 27 ноября 1942 года. Оказавшись между двух огней, французские моряки поступили со своими кораблями по принципу "так не доставайся же ты никому". И хотя корабль получился в целом неплохой, проиграл он собственной команде. Французские моряки VS французский флот - 1:0.

Вторая мировая на море: прелюдия. Часть 4: крейсерская гонка (Франция, Италия и другие) Флот, Вторая мировая война, История, Длиннопост

Италия: чтобы как у соседа, но в два раза лучше!


Совсем недавно Италия была раздробленной и слабой, а после ПМВ внезапно вышла в страны-лидеры. Неудивительно, что вкупе с амбициями дуче это привело к непомерному аппетиту. Втянувшись в крейсерскую гонку, макаронники слабо представляли, зачем им это нужно. В первой серии вашингтонских крейсеров, Тренто, итальянцы пожертвовали всем в угоду скорости и дальности стрельбы, хотя и смогли впихнуть 70-мм бронепояс (для сравнения: у Пенсаколы он колебался в пределах от 81 до 56 мм).


Фото: Тренто, головной корабль серии. С точки зрения дизайна крейсер несомненно хорош, но дальше начинаются проблемы. Близкое расположение орудий ГК в башне отвратительно сказалось на точности стрельбы: за всю войну доблестные тяжелые крейсеры Реджиа Марина добились трех попаданий. Вам смешно, а итальянцам было грустно. На закуску: полное пренебрежение точностью производства снарядов. Видимо, боеприпасы каждый рабочий делал так же, как бабушкину пиццу - по индивидуальному рецепту.

Вторая мировая на море: прелюдия. Часть 4: крейсерская гонка (Франция, Италия и другие) Флот, Вторая мировая война, История, Длиннопост

При проектировании второй серии крейсеров (Зара) итальянцы взяли пример с Ниппона и ничтоже сумняшеся прописали водоизмещение в 10 тысяч тонн вместо фактических 11 500. Видимо решили, что страна тоже маленькая, как и Япония, прокатит. Неожиданно прокатило, и с точки зрения бронезащиты Зара составит конкуренцию даже Мёко. Болезни Тренто передались по наследству: дальности хода хватало только чтобы рассекать по Средиземноморской луже (впрочем, именно Италии большего и не надо), орудия стреляли далеко, но абы куда...


Фото: Зара ведет огонь в бою у Калабрии, 9 июля 1940 года. Все выстрелы - в молоко! В общем-то главный недостаток итальянских кораблей - это то, что у них была итальянская команда. Уровень подготовки, обученности да и вообще понимания целей и задач у Реджиа Марина был никакой.

Вторая мировая на море: прелюдия. Часть 4: крейсерская гонка (Франция, Италия и другие) Флот, Вторая мировая война, История, Длиннопост

Германия: сделайте мне красиво


Конечно, натягивать немецкий Хиппер на вашингтонские ограничения - это все равно что пихать в хомяка 10-дюймовый черный дилдо, но кроме водоизмещения, немецкий тяжелый крейсер не очень отличается от Пенсакол, Мёко и прочих. Тонкий бронепояс, восемь орудий стандартного калибра и превышение договорного водоизмещения аж на 4 тысячи тонн. Вы спросите, за счет чего? Конечно же пиво и сосиски! На самом деле жир у Хипперов - следствие насыщения крейсеров дополнительным оборудованием и вооружением: торпедные аппараты (плюс приборы торпедной стрельбы), дублирование центрального командно-дальномерного поста, целых 12 105-мм универсальных орудий и так далее.


Фото: Адмирал Хиппер в постройке. Немцефилы могут вздрочнуть и дальше не читать во избежание испорченного оргазма, ибо теперь начинается критика. Британские Кенты обошлись империи в 2 млн фунтов. Хиппер стоил 4 миллиона фунтов (86 миллионов рейхсмарок), а в Ойген вбухнули все 5.

Вторая мировая на море: прелюдия. Часть 4: крейсерская гонка (Франция, Италия и другие) Флот, Вторая мировая война, История, Длиннопост

Главную свою задачу по растрате бюджета Третьего Рейха тяжелые крейсеры кригсмарине выполнили с лихвой. К астрономическим расходам на строительство добавьте огромный экипаж (почти полторы тысячи) - и ладно бы это были просто мешки с мясом, так эти неблагодарные твари требовали жрать, спать и зарплату! С точки зрения тесноты Хипперы могли соревноваться с японцами. В общем-то, корабли были неплохие, но не превосходившие своих потенциальных соперников на голову, а многочисленные "детские болезни" вроде капризной силовой установки и вовсе уравнивали шансы.


Фото: Блюхер догорает в Осло-фьорде, успешно доставив группу немецких туристов в норвежские гостиницы. Чтобы лечь на грунт, крейсеру хватило пары снарядов калибра 280 мм, дюжины 150 мм болванок и двух древних торпед. Потерпев полное фиаско с крейсерскими операциями, Хипперы скатились до выполнения роли канонерских лодок и учебных кораблей.

Вторая мировая на море: прелюдия. Часть 4: крейсерская гонка (Франция, Италия и другие) Флот, Вторая мировая война, История, Длиннопост

СССР: на безрыбье...


Как известно, тяжелые крейсеры Союз не строил - только проектировал. При этом, советские КрТ предполагались как убийцы вашингтонцев, превосходя их по бронированию и мощи огня. Как и многие другие хотелки политического и военного руководства, мечты о большом флоте натолкнулись на ограниченные возможности и отсутствие опыта. В противостоянии крейсеров СССР мог выставить только 26 и 26-бис, представлявшие из себя переосмысление итальянского проекта Раймондо Монтеккуоли. В погоне за скоростью наши выкинули с Кировых всякую дребедень вроде кормового КДП, лишнего запас топлива и т.д. В итоге вышла "стеклянная пушка" как она есть. Вполне возможно, что если бы Кировы строили с тем же прицелом, как и в других странах, то вышел бы вполне себе вашингтонский крейсер в 10 000 тонн.


Фото: Киров репортинг. Легендарный крейсер советского флота в 1945 году. Увы, столь же эпичных морских сражений, как битва в заливе Лейте или бой у острова Саво на долю нашего флота не выпало. Для 8000 тонн водоизмещения 26 и 26-бис были в общем-то неплохими крейсерами, и вполне могли обидеть вашингтонцев за счет дальности стрельбы в 37 км. 180-мм калибр наших крейсеров стал предметом спора с британцами при присоединении СССР к договорам об ограничении морских вооружений. Легкие крейсера по условиям не могли обладать ГК больше 152 мм, но наши прикинулись валенками и сказали, что делать можем только 180 мм. Британцы махнули рукой и согласились.

Вторая мировая на море: прелюдия. Часть 4: крейсерская гонка (Франция, Италия и другие) Флот, Вторая мировая война, История, Длиннопост

Следующая часть: морские транссексуалы, или как превратить линейный крейсер в авианосец.

Лига историков

13.1K постов49.1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения