Во сколько обходится автомобиль по сравнению с ОТ

Предыстория: под постом про общественный транспорт поспорили (в частности) про то, насколько дороги авиаперелёты. Ответ Les.ka в «Расставляем правильные приоритеты для большого города» - пост
#comment_286048680 - комментарий, в котором помянута дороговизна авиаперелётов.
Несомненно, авиаперелёты стоят дорого, но... смотря с чем сравнивать.

Давайте разбираться, из чего складывается стоимость путешествий на общественном транспорте (далее - ОТ), а из чего - на личном автомобиле (далее - ЛАМ).

Сперва разберёмся с вводными. Поскольку речь изначально шла про крупные города, то предположим, что я работаю в Москве, постоянно проживаю в Подмосковье, время от времени посещаю дачу в дальнем Подмосковье и чуть реже езжу в Питер отдохнуть. Поездку в Турцию включать не будем, потому что в Турцию ехать на автомобиле не вариант.

Итак, если я фанат ОТ, то выходит следующее:
На работу я езжу сперва на электричке, затем на метро. Проездной на электричку от Люберец до Авиамоторной будет стоить около 26 тысяч в год. Проездной на метро на год - 19,5 тысяч. Сейчас, когда ввели диаметры, всё это будет дешевле, но я, честное слово, не знаю, насколько именно. Поэтому 45500 - проездной на ОТ от дома до работы на год.

Предположим, дача у меня в области, но не на том же направлении. Получается, чтоб доехать до дачи, мне требуется воспользоваться уже имеющимися проездными на электричку и метро, попасть на вокзал, там купить разовый билет туда-обратно. Ну и там маршрутка какая-то от станции до посёлка, допустим. Разовый билет от вокзала до дачных зон будет стоить рублей 130 туда-обратно. Маршрутка в одну сторону - рублей 50. В год я на дачу езжу раз 12-13 (я пытался собрать статистику, как часто люди, у которых есть дача, туда ездят, среднее значение оказалось меньше десяти), поэтому около 3000 рублей в год у меня уходит на дорогу до дачи и обратно.

Предположим, раз 5 в год я пользуюсь услугами такси. Такси совсем из центра Москвы до Люберец мне обходилось где-то в районе 1200 руб. Поэтому предположим, что 6000 в год я трачу на такси.

И раз 7-8 за год я летаю в Питер. Честно говоря, я лично не знаю ни одного человека, который бы летал столько, но допускаю, что есть и те, кто больше. Я сам не летал давно, поэтому цену на билет спросил у коллеги, который летал вот только что. Билет туда-обратно обошёлся в 7200. То есть где-то 57 тысяч в год. А, погодите, ещё же аэроэкспресс нужно включить в стоимость поездки! Итого где-то 65 тысяч в год.

Получается, фанат ОТ тратит 45,5+3+6+65. Округлим до 120 тысяч рублей в год.

И допустим, что примерно треть поездок внеплановая. То есть где-то ещё тысяч на 25 выйдет дороже (если поездка в Питер покупается день в день, то ценник до 15 тысяч взлетает). По итогу будет примерно 145 тысяч рублей в год.

В качестве альтернативы мы возьмём автомобиль "Лада Веста" в довольно жирной комплектации, новый, купленный у дилера, с колёсами в подарок. Ценник на покупку автомобиля, равный примерно 1 млн 800 тысяч рублей.

Первым делом отметим, что автомобиль приобретается обычно на 3-4 года. Мы возьмём срок 5 лет. Потом поясню, почему. Это важно. Колёс, которые "дарит" дилер, на этот срок обычно хватает (допустим, никаких ЧП не происходит). Никаких серьёзных негарантийных ремонтов тоже в этот срок не происходит. Будем считать, что в ДТП никто не попадает.

1 млн 800 тыс руб на 5 лет - это 360 тысяч в год.

ОСАГО обойдётся примерно в 10 000 руб/год.

Расход топлива у "Весты" будет около 9,5 литра на 100 км, если верить интернету. По отзывам владельцев, обычно больше. Но пусть будет 9,5. Ценник на бензин возьмём 48 руб/литр.

На работу в один конец из Люберец до Москвы будет примерно километров 20. Разниться будет в самых широких пределах, но очень-очень в среднем - это расстояние от популярных новостроек в Люберцах до ул.Авиамоторной, где довольно много людей из области работает. Итого, 40 км туда-обратно, то есть 182 рубля на бензин.

Согласно производственному календарю, в году 248 рабочих дней. Согласно Трудовому кодексу, из этого количества нужно вычесть отпуск, который 48 календарных дней. Путём нехитрых манипуляций можно растянуть отпуск из 48 календарных на 44 рабочих. Минус больничные (в среднем, где-то 4 недели). Итого 180 рабочих дней в году. 180 раз съездить на работу и с работы (не заезжая никуда) - около 33 тысяч рублей.

Предположим, что дача от дома находится километрах в 90. То есть на бензин будет где-то 820 рублей за поездку туда-обратно. 12-13 раз в год - это около 10 тысяч в год.

Такси я не пользуюсь, потому что... Ну, допустим, на моей машине с пьянок меня возит кто-то из друзей или родственников. Предположим, расстояние чуть больше, чем от работы. 25 км 5 раз в год по цене 48 рублей за литр и с расходом 9,5л/100км - это где-то 500 рублей на такие поездки.

Теперь самое интересное. Санкт-Петербург. Это где-то 700 км. С учётом того, что не от границы Москвы до границы Питера едем, то 720 примерно, с учётом всех выкрутасов. Если от Люберец до Питера, то все 750. Где-то 6800 руб на туда-обратно. Скорее всего, больше, но будем придерживаться формулы и вводных. Примерно 48 тысяч в год. И это первая статья расходов, где ЛАМ дешевле, чем ОТ. Правда, мы берём только цену бензина, без прочих расходников.

Итого: 33+10+0,5+48 будет 91 500 руб на бензин в год.

Теперь внимание. Далее мы делаем следующее допущение: получается, за год машина проезжает ровно столько, что ТО требуется делать раз в 5 лет. То есть для получения стоимости ТО мы берём 1/5 от цены одного ТО. Стоимость ТО мы для "Весты" примем за 18 тысяч. 3600 руб/год.

Простите, обсчитался. Исправлено: (20*2*180)+(90*2*12)+(720*2*7)=19440 км. Два ТО в год. 36000 км.

Итого, 10000 (ОСАГО) + 91500 (бензин) + 36000 (ТО) + 360 000 = 497 500,00 руб/год.

Вывод: если владелец автомобиля один, если в автомобиле ничего не ломается, если никаких внеплановых поездок не происходит, то общественный транспорт обходится примерно вдвое почти втрое дешевле.

Разумеется, всё это можно варьировать на километры в любую сторону, но в среднем так.