210

«Великий спор о бедности» или средневековый модный приговор

Святой Франциск по прозвищу «Poverello» (бедняк), преисполненный любовью к святой «сестре бедности» собрал вокруг себя в 1209 году братьев- единомышленников и организовал орден. Однако, не в пример доминиканцам, сама организация и программа ордена были плохо продуманны.

«Великий спор о бедности» или средневековый модный приговор Cat_Cat, Длиннопост, История, Лига историков, Средневековье, Мода, Модный приговор

Святой Франциск по прозвищу «Poverello»


В тоже время святой Доминик организовал весьма схожий орден. Однако, его основатель подошел к делу с христианской трезвостью, осознано и реалистично. С утра до ночи святой Доминик занимался проработкой рабочих инструкций, распределением обязанностей, установкой правил для своих братьев. Замечательная организация ордена доминиканцев, к моменту смерти его основателя, позволила ему взять на себя целый ряд важных полномочий на службе у папы, а в конце концов, возглавить самую высокую после святого престола службу. Сегодня она зовется святой конгрегацией, а в те мрачные времена-святой инквизицией.


В то время как Францисканцы являли миру анархистскую картину беспорядка, сыновья святого Доминика, благодаря хорошей организации, брали на себя все более ответственные задания.


Окончательный раздор в ордене Францисканце вызвало трактование Евангелия от Луки: «во время оного Иисус сказал ученикам: «Ничего не берите в дорогу: ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни серебра».

Трактование этой фразы полностью завладело умами францисканцев. Как надо это понимать? Буквально, или символически, в смысле некой духовной установки, когда, кажется, сам Господь, согласно Евангелию от Матвея, дал понять, сказав, не «блаженны нищие», а «блаженны нищие духом».


Каждый из братьев в Ассизи знал ответ на этот вопрос, и считал себя самым бедным бедняком. Единства в ордене по этому вопросу не было, так как его основатель отплыл в Египет, дабы обратить в веру тамошнего султана. Когда червь раздора проник в орден францисканцев, и крики яростного спора достигли берегов Нила, святой Франциск вернулся домой, но попытки реформировать свою общину по примеру доминиканцев не увенчались успехом, а два новых распорядка 1219-го и 1223 года только возбудили новые распри. К моменту смерти Святого Франциска в 1226 году его братство распалось на 2 непримиримых лагеря.


На одной стороне были реалисты, предпочитающие быть бедными по духу, но не материально. Возглавляемая братом Элиасом это была «прогрессивная» партия. В противоположном углу, во главе с братом Цезариусом из Шпейера стояли фундаменталисты с весьма примечательным тезисом: если монах не беден материально, то значит он богат (сложно для понимания, францисканцы топили за бедность, а богатый, как известно, не бедный). «Преподобные отцы святой инквизиции», доминиканцы, только молча наблюдали за этим бардаком и покачивали головой.


По началу верх одерживали реалисты. Братом Элиасом, из туго набитого кошелька, была оплачена прекрасная базилика в Ассизи. Однако потом под руководством брата Иоанна из Пармы восторжествовали фундаменталисты, ведь в качестве оружия они имели более страшное чем деньги-нравственное негодование.

«Великий спор о бедности» или средневековый модный приговор Cat_Cat, Длиннопост, История, Лига историков, Средневековье, Мода, Модный приговор

Умели раньше респектовать. Прекрасная базилика святого Франциска в Ассизи.


Шли десятилетия, продолжался спор, и обе фракции стали уже забывать в чем суть дела.


Спорили обо всем: является ли работа выражением бедности, могут ли францисканцы владеть виноградниками и принимать завещанное наследство. Но в начале XIV века спор достиг своего дна.


«Свет мой зеркальце, скажи, кто бедней в нашей стране?»


Святой Франциск не хотел для своего ордена вообще никакой рясы. Ему была по душе обычная одежда бедняков Тосканы – длинная коричневая рубаха, которая даже не ряса. Но его ученикам удалось стилизовать рубаху под рясу, когда они по образу бенедиктинцев оснастили ее остроконечным капюшоном и удлинили до щиколотки. Однако, даже такая мелочь как орденское одеяние, которое с таким трудом было утверждено, вызвало новые споры. Каким же образом можно увидеть кто из братьев всех беднее?

«Великий спор о бедности» или средневековый модный приговор Cat_Cat, Длиннопост, История, Лига историков, Средневековье, Мода, Модный приговор

Фундаменталисты утверждали, что бедность монаха узнается по тому, что он носит более короткую рясу. Эта новая церковная мода была опасна. Сразу возник вопрос: укороченная ряса должна была остановится на икрах или на коленях? Маленькое, но радикальное меньшинство францисканцев – фрацицеллы, что бы перекозырять в бедности других монахов, объявили себя сторонниками мини.


Они укоротили монашескую рясу до задницы!


Тут уже не стерпели доминиканцы. В качестве первого предупреждения для всех модников из ордена святого Франциска они подвергли сожжению на костре святой инквизиции 114 францисканцев.

Среди братьев Франциска послышались голоса гнева. С каких это пор доминиканцы наводят порядок в ордене францисканцев?


И в 1316 году на генеральном капитуле ордена в Неаполе избран генералом ордена Михаила из Чезены, который решил навести порядок не прибегая к помощи извне. Рецепт порядка был прост: железной рукой, брат Михаил, установил макси-моду, и собственноручно послал в Марселе на костер последних четырех модников-фанатов мини.


Иисус и кошелек


Однако, желаемый порядок в ордене не восторжествовал. Новая волна споров возникла тут же, но уже по другому поводу.


Беренгариус из Перпиньяна. Будучи радикальным францисканцем, подстрекал верующих безумным утверждением, что Иисус и апостолы не имели никаких кошельков. «Теоретический спор о бедности» разгоревшийся в Провансе между доминиканцами и францисканцами был такой силы, что инквизитор Нарбонны, доминиканец Иоан из Бельны совершенно обоснованно и компетентно установил что Спаситель имел портмоне. Но францисканцы вторили что Иисус и апостолы не имели ни денег, ни имущества, и это должно быть dogma sanum et catholicum, то есть твердой католической догмой. Не успел догореть костер с самонадеянным Беренгариусом из Перпиньяна, как на генеральном капитуле в 1322 году в Перудже, генерал ордена торжественно принял эту dogma sanum et catholicum для всего ордена францисканцев!

«Великий спор о бедности» или средневековый модный приговор Cat_Cat, Длиннопост, История, Лига историков, Средневековье, Мода, Модный приговор

От такого поступка в игру был вынужден вступить сам папа. Посудите сами, кто-то за папу! пропагандировал какие то догмы!!!


Несмотря на то что папа Иоанн XXII находился в Авиньоне, ослабленный изгнанием, он смог организовать теологическую экспертизу теологу доминиканцев, магистру Хервеусу. В ней было убедительно доказано что Иисус Христос не только обладал кошельком, но даже участвовал в торговле недвижимостью. В Евангелие от Марка написано, что Иисус, хоть и проживал в Назарете, появился в Капернауме «в своем доме». Домовладелец Иисус? Теперь становится ясно, почему Иисус так часто был в пути. Как всякий домовладелец, он должен был сам следить за порядком своих жилищ.

Опираясь на эти доказательства, папа Иоанн XXII принял 12 ноября 1323 года непогрешимое решение: «Тот, кто упрямо утверждает что Иисус Христоси апостолы не имели денег и имущества, стоит вне закона и подлежит проклятию».

«Великий спор о бедности» или средневековый модный приговор Cat_Cat, Длиннопост, История, Лига историков, Средневековье, Мода, Модный приговор

Папа Иоанн XXI


Целых пять лет генерал ордена Михаил из Чезеры отказывался признавать свое заблуждение. Даже будучи у подножия папского престола 9 апреля 1328 года он не продемонстрировал никакого раскаяния. Ему даже хватило наглости обвинить папу прямо в лицо в том, что он прикарманил 25 миллионов золотых дукатов! Согласно протоколу, святой отец не смог сдержаться и проклял францисканца. «Heu te temerarium, Insanum, haereticum»… «Ты бесстыжий лгун и еретик», «Eheu te serpentem in sinu Ecclesie nutritum» … «Ты змея на груди Церкви».


Концом истории стало то что Михаил из Чезеры все глубже погружался в ересь и был вынужден бежать, спасая свою макси-рясу от факелов доминиканцев. Кривые дорожки завели его сначала в Рим, потом к кайзеру, у которого он прятался от гнева папы. Будучи в Мюнхене, ослепленный честолюбием апостол бедности, дал вовлечь себя в гнусные денежные аферы и сгинул с концами.


Друзья мои, запомним же dogma sanum et catholicum, которую для нас провозгласили преподобные доминиканцы-отцы святой инквизиции: имущество и собственность-это нечто достойное восхищения, а наличие денег в кошельке – Божье благословение.

«Великий спор о бедности» или средневековый модный приговор Cat_Cat, Длиннопост, История, Лига историков, Средневековье, Мода, Модный приговор

Доминиканцы


Автор: Сергей Симак

Личный тег автора в ВК — #Симак@catx2

Читайте также:
Сладкая жизнь католических «божьих слуг»
Католическая церковь и шоколад

Найдены возможные дубликаты

+10

Ебанутые

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
+15

"доминиканец Иоан из Бельны совершенно обоснованно и компетентно установил что Спаситель имел портмоне"


Да че уж там мелочиться, Иисус был счастливым обладателем барсетки из кожзама, крутил четки, ключи от тонированного зубила, имел хату на Троещине, и носил малайзийский Абибас...

раскрыть ветку 15
+7

Братуха-творцуха

Иллюстрация к комментарию
+2

Транспорт у него точно был. Он ведь в Иерусалим не пешком вошел, а на ослике въехал. Кожзам тогда был не в моде, поэтому кошелек у него был из натуральной говядины. И с хатой у него порядок был.

Иисус добился всего сам, а ты продолжай свой унылый йумор. :)

раскрыть ветку 13
+2

Иисус был мастером эпатажа, поэтому не искал легких путей, чтобы вызывать хайп у обывателей)

Иллюстрация к комментарию
+1
Аха сам, да ты знаешь кто его батя, мажор он
раскрыть ветку 1
+1

А как же: «У меня и осла то нет, игемон?»

раскрыть ветку 9
+7

Вековые традиции страдания хуйнёй за чужой счёт.

- поцоны, давайте соберёмся и конкретно порешаем: сандалики у плотника тыщу лет назад были на застёжечке или на шнурочках?

- на застёжечке! и нам носить такие положено!

- Нихуя, Франциск Батистович, на шнурочках - не было тогда застёжечек.

- Не, ребят, вы не правы, он ваще босиком ходил и других воодушевлял, ибо полезно и дёшево.

- отлично, делимся на три конкурирующие фракции, пусть у народа будет выбор куда нести свои денежки!

раскрыть ветку 2
+11
Не всё так просто. Эти споры имели глубокий смысл, не только нравственный, но и социальный, экономический, политический.

Средневековая церковь погрязла в стяжательстве, служа инструментом подавления общества. Церковные иерархи далеко отошли от христовых заповедей, и оправдывали феодалов, грабивших простой народ. В результате рост социального недовольства принимал религиозную окраску. Распространялись "ереси", проповедовавшие нестяжательство (богомилы, катары), недовольство превращалось в религиозные войны (по сути, гражданские войны) типа Альбигойского крестового похода.

Францисканцы - нестяжатели боролись, как могли, за нравственную чистоту церкви. Доминиканцы же, наоборот, топили за церковную власть, и как одно из проявлений власти - богатство. Это не пустой богословский спор, а квинтэссенция общественного надлома того времени.
+2

Есть мнение, что средневековые споры о том, сколько ангелов поместится на кончике иглы привели в итоге к теории пределов. Типа, игла стремится к нулю, ангелы к бесконечности и так далее.

+6

Умели же раньше "Игру церквей" устраивать и веселиться)

+6

"Имя Розы"

раскрыть ветку 1
+2

Плюсую, шикарно тему раскрывает, если не хочется через исторические талмуды пробиваться, но и охота неглупую литературу почитать.

+4

"С каких это пор доминиканцы наводят порядок в ордене францисканцев?" Доминиканцы (созвучно с "Domini canes" -- "Псы господни") находили своей целью борьбу с ересью в Церкви.

раскрыть ветку 1
+4

"С каких это пор доминиканцы наводят порядок в ордене францисканцев?"-тут подразумевается что это францисканцы задают риторический вопрос

+2

Где над берегом шуршит седой тростник,

Где к морям змеею синей течет река,

По дороге идет монах Доминик,

Не святой пока, ой, не святой пока!


Не видать ему Всевышнего до тех пор,

Пока ересь не сразит сотней тысяч стрел,

И пока не возведет монах на костер

Сотню тысяч душ, да сотню тысяч тел.


"Видно, Бога не согреет простой огонь!

Чтоб согреть его, не хватит смолистых дров!" –

Поразмыслил Доминик, поплевал в ладонь,

И сложил тогда костер из еретиков.


Ветер весело швыряет сожженных прах,

Только некому молиться за души их:

Нынче странности творятся на небесах –

Стал святым обычный мастер дел костровых

+1

Эээ. Но и францисканцы долгое время брали на себя бремя инквизиции, например во Франции, пока иезуиты не пришли к власти.

+1
Посоветуйте книгу про ереси в христианстве, столько же было интересного
раскрыть ветку 2
+1

"имя розы" же

раскрыть ветку 1
+1
Не то. Я спрашивал про монографии
0
"Умели раньше респектовать. Прекрасная базилика святого Франциска в Ассизи"
Новыми красками заиграла фраза "Pay respect"
0

На Руслана Белого похож😂😂😂

0

"...возглавить самую высокую после святого престола службу. Сегодня она зовется святой конгрегацией, а в те мрачные времена-святой инквизицией".

Почему сразу мрачные? Например, для инквизиции это были светлые, чудные времена, самый расцвет.)

Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: