Веласкес – гений! Три уровня картины «Пряхи»/«Миф об Арахне»

Веласкес был гением вроде Нолана. Кому еще могла прийти в голову написать картину в картине в картине. Сегодня попробуем отметить все отсылки и фанатские теории, готовьте пальцы рук и ног.

Начнем с картины первого уровня. Там видим сюжет «Пряхи». Именно так звали картину до 1947 года, пока один из искусствоведов не разглядел мифологические корни. Веласкес показывает быт простых ткачих. Он вообще умел красиво подать зрителю и королей, и простых людей. А еще тут есть кот. Он ничего не символизирует, просто лежит на полу. Но здорово, когда на холсте есть кот, не правда ли?

Веласкес – гений! Три уровня картины «Пряхи»/«Миф об Арахне» Картина, Художник, Живопись, Искусство, Картина маслом, Диего Веласкес, Арахна, Мифы, Кристофер Нолан, Гений, История искусств, Длиннопост

Диего Веласкес – «Пряхи» или «Миф об Арахне», 1657

Переходим к картине второго уровня. А вот и второе название полотна – «Миф об Арахне». На всякий случай напомню, про что речь.
Жила-была некая Арахна и ткала она на уровне богов. Это не метафора – самоуверенная Арахна реально бросила вызов Афине Палладе в конкурсе лучшей пряжи. И как минимум не проиграла!

Но это же греческие боги. Афина была недовольна поражением и сюжетом, который выбрала Арахна для своей пряжи – дерзкая девушка специально изобразила богов в разгаре скандальных поступков. Короче, Афина долго не думала и превратила Арахну из ткачихи в паучиху (хехе), мол будешь и дальше лучше всех ткать. Арахнофобы, привет!

Веласкес – гений! Три уровня картины «Пряхи»/«Миф об Арахне» Картина, Художник, Живопись, Искусство, Картина маслом, Диего Веласкес, Арахна, Мифы, Кристофер Нолан, Гений, История искусств, Длиннопост

Второй уровень картины

Так вот, о чем это я. На картине на заднем фоне мы видим другую сцену: дама в шлеме (это Афина) стоит в профиль и дискутирует с Арахной. А сзади них гобелен, еще одна картина.

Пауза. Сразу говорю – пока никто не пытался создать третий уровень картины, так как это слишком опасно. Будьте аккуратны, я все еще думаю засунуть несколько шуток про Нолана и «Начало».

Итак, третий уровень картины. Это тот самый оскорбительный сюжет, который выбрала Арахна для пряжи в своем собственном мифе – миф про похищение Европы. Ну, когда Зевс превратился в красивого быка, заинтересовал Европу и увез ее насиловать на Крите. Сомнительная страничка в огромном томе похождений Зевса, но не людям обсуждать олимпийских богов. За что и поплатилась Арахна.

И вы скажете – нууу, лучше бы совам обходить меня стороной, с такими-то глобусами. Картина третьего уровня размыта, да и миф про Арахну нужно постараться, чтобы увидеть.

Ха, тогда гляньте на работу Тициана «Похищение Европы». И-ден-тич-но. И амуры, и красный шарф, и белый бык. Все на местах.

Веласкес – гений! Три уровня картины «Пряхи»/«Миф об Арахне» Картина, Художник, Живопись, Искусство, Картина маслом, Диего Веласкес, Арахна, Мифы, Кристофер Нолан, Гений, История искусств, Длиннопост

Третий уровень картины

Веласкес – гений! Три уровня картины «Пряхи»/«Миф об Арахне» Картина, Художник, Живопись, Искусство, Картина маслом, Диего Веласкес, Арахна, Мифы, Кристофер Нолан, Гений, История искусств, Длиннопост

Тициан – «Похищение Европы», 1560-1562

Бац! Неожиданный твист в моем посте. На первом плане может быть сразу миф про Арахну, просто на картине он в двух вариантах. То есть спереди пять девушек заняты своим ремеслом: темно, работа кипит, шерсть валяется повсюду, все при деле. Сзади пять (совпадение? нет конечно) девушек ровно в той же композиции заняты искусством: светло, все отдыхают и приятно проводят время, гобелен завершен и вокруг чистота.

А хотите романтичную историю про картину? На первом плане картины могут быть жена (слева) и тайная возлюбленная художника (справа, сидит спиной). Ну это если не согласны с другими теориями.

Ну и закончу очевидными фактами. Техника великолепная. Светотень, хитрая композиция, отсылочки и вообще сама задумка поражают. Веласкес – глыба.

А, не. Гений!

Другие истории и заметки про искусство можно почитать тут
Добра!