Ведем ручной учет расходов и доходов бизнеса сами. На примере Доставки суши.

Специально для @Milfgard


Структура опекса и фудкост на примере моей бывшей Доставки суши. Рассказываю как я это все учитывала, вела, и как я это все понимаю.

Скажу сразу - в умных бизнес-институтах не училась, модных слов не знаю. Все создавалось лично мной и под меня и так, как мне удобно.


Википедия:

Операционные затраты или операционные расходы (англ. OPEX, сокр. от operating expenses) — повседневные затраты компании для ведения бизнеса, производства товаров и услуг.

Какой-то сайт

Фудкост (от англ. food cost — стоимость еды, продуктов) — инструмент контроля продуктовых и «околопродуктовых» затрат ресторана. Это показатель, который позволяет в оперативном режиме контролировать свои затраты. По сути, фудкост — процентное соотношение себестоимости и отпускной цены. То есть с его помощью мы видим, какой процент денег от выручки (стоимости блюда) мы уже потратили на продуктовую составляющую.


Как-то посты у меня рождаются не в определенной последовательности, а в хаотичном порядке. Но я же не учебник, а живой человек, да и мысли иногда не поддаются точной сортировке.

Много слов не будет – больше картинки-скрины. Все данные взяты из отчетов разных лет. Отчеты немного усеченные для обозрения, но с реальными цифрами за 2012-2015 года. Да Вы и сами все увидите.


Итак, при открытии любого дела, необходимо хоть в тетради, хоть на компе, но начать вести свой план расходов и доходов, куда включать все расходы, сгруппировав их по целевым группам. Эксель в этом плане позволяет делать примечания, благодаря которым можно посмотреть расшифровки сумм. Список расходов можно расширять до бесконечности, выделяя в отдельные группы даже количество средств, потраченных на салфетки. Тут уж каждый сам себе на уме.

Ведем ручной учет расходов и доходов бизнеса сами. На примере Доставки суши. Доставка суши, Текст, Бизнес, Роллы, Суши, Малый бизнес, Длиннопост, Скучные картинки

А также для любопытных  дальнейшего сравнения - август 2013 года и итоги работы по двум точкам в январе 2015 года.

На текущий момент я использую точно такую же систему учета, где определяю для себя ежемесячные расходы по контрольным точкам и средние чеки, количество посетителей и еще много чего. Границы использования экселя становятся для меня все шире и шире. Многие скажут – зачем это все, когда есть специальные программы? У меня эти таблицы дублировали учетные программы, и создавались как контроль бухгалтерии и сотрудников.

Ведем ручной учет расходов и доходов бизнеса сами. На примере Доставки суши. Доставка суши, Текст, Бизнес, Роллы, Суши, Малый бизнес, Длиннопост, Скучные картинки
Ведем ручной учет расходов и доходов бизнеса сами. На примере Доставки суши. Доставка суши, Текст, Бизнес, Роллы, Суши, Малый бизнес, Длиннопост, Скучные картинки
Ведем ручной учет расходов и доходов бизнеса сами. На примере Доставки суши. Доставка суши, Текст, Бизнес, Роллы, Суши, Малый бизнес, Длиннопост, Скучные картинки

Исходя из полученных данных по затратам и доходам, составлялся отдельный реестр, в котором рассчитывалось процентное соотношение всех расходов к сумме доходов. Но я эти данные не нашла. Видимо за давностью уже удалила.

Вышеуказанные таблицы не были итоговым «ведением бухгалтерии», аналогичный учет производился и в других программах, а именно использовался: табличка Эксель, программа учета продаж на кассах, 1С в бухгалтерии.

Общий проверочный свод по продажам и поступлениям при выгрузке примерно выглядел так (можно было раскрыть любой интересующий абзац и получить данные вплоть до времени продажи и причин удаления):

Ведем ручной учет расходов и доходов бизнеса сами. На примере Доставки суши. Доставка суши, Текст, Бизнес, Роллы, Суши, Малый бизнес, Длиннопост, Скучные картинки

С изложенным выше все ясно и просто, а вот ту информацию, что пойдет ниже, придется вдумчиво изучить.

Как я уже писала в одном из своих постов – для расчета себестоимости продукции и определения наценки, необходимо точно просчитать продуктовую себестоимость.

Почему для этих целей снова использется Эксель, а не специальные учетные программы? Тут все просто: при создании нового ролла/сета, гораздо удобнее и быстрее все просчитать в данной табличке. К тому же, именно тут можно поставить средне-рыночные цены на продукты и не привзывать их к конкретной поставке. Эта табличка очень муторна при ее создании и очень мобильна и легка при использовании.

Итак, для начала мы определяем конкретный список продуктов, узнаем их исходный вес, стоимость, а также прорабатываем % отхода. Да, можно использовать данные из специализированных справочников, но иногда данные из книжек ну очень разнятся с реальностью. Для того, чтобы понять % отхода – продукт надо проработать 3-5 раз и выбрать среднее значение. Я всегда к среднему значению прибавляла небольшой % потери. И вот если продукты уходили с большей суммой потерь – проверяла данный участок на предмет краж или качества входящего ингредиента.

Ведем ручной учет расходов и доходов бизнеса сами. На примере Доставки суши. Доставка суши, Текст, Бизнес, Роллы, Суши, Малый бизнес, Длиннопост, Скучные картинки

Рассчитав исходные цены на продукты, можно рассчитывать стоимость заготовок и целевых наборов. Например:

Ведем ручной учет расходов и доходов бизнеса сами. На примере Доставки суши. Доставка суши, Текст, Бизнес, Роллы, Суши, Малый бизнес, Длиннопост, Скучные картинки
Имея все данные по стоимости заготовок и целевых наборов, учитывая все отходы или увеличения веса продуктов, можно приступить к расчету себестоимости готового ролла:
Ведем ручной учет расходов и доходов бизнеса сами. На примере Доставки суши. Доставка суши, Текст, Бизнес, Роллы, Суши, Малый бизнес, Длиннопост, Скучные картинки

Теперь, имея перед собой данные по себестоимости одного ролла, их можно сложить в сет (набор)

На примере ниже разобран пример формирования Набора по акции, где потребителю предлагается продукт со скидкой 20 % от первоначальной цены, но при этом сохраняется необходимая наценка на готовый набор.

Формируя акционный набор необходимо «создавать его с нуля», а не брать уже готовые сеты и делать на них скидки. Ведь изначально сет уже продается со скидкой, а при формировании набора из разрозненных роллов, скидку можно поставить не в ущерб себе.

Ведем ручной учет расходов и доходов бизнеса сами. На примере Доставки суши. Доставка суши, Текст, Бизнес, Роллы, Суши, Малый бизнес, Длиннопост, Скучные картинки

Проведя несколько дней над формированием данной таблицы, разобравшись где и как ставятся колонки и узнав кучу иных фишек, можно собирать итоговый результат всей своей кропотливой работы. А именно: сделать свод, с точным пониманием готового веса и себестоимости ролла, а также сразу просчитать в какую цену вы можете его поставить на продажу.

Мой итоговый вариант таблицы содержал до 100 заготовочных позиций и до 250 вариантов блюд – а точнее, там было просчитано полное меню.

Образец, представленный ниже, не является итоговым вариантом. Туда можно включить различные скидки, анализ цен у конкурентов, и много еще чего. Я показываю то, как я работала и мне это было удобно

Ведем ручной учет расходов и доходов бизнеса сами. На примере Доставки суши. Доставка суши, Текст, Бизнес, Роллы, Суши, Малый бизнес, Длиннопост, Скучные картинки

Моя структура ведения учета не является самой идеальной и правильной. Это все было удобно мне. В настоящее время, на новом производстве используются аналогичные таблички.

Надеюсь для Вас это было полезно и познавательно.



И да, давайте повозмущаемся по наценкам на роллы, себестоимости продукции, про жульничество и обман...

Не нравятся цены - готовьте дома.

Бизнес

2.4K поста32.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Разрешены только посты с тегом "моё".


Главное - полезность и применимость опыта другими участниками. Запрещены посты вроде "10 советов", всякая чухня про лендинги, мотивацию и стартапы. И особенно - бокс по переписке, то есть диванные размышления, как лучше делать, не обоснованные хотя бы одним примером. Если вы пишете на основе опыта своей компании - указывайте, какой. Лучший пост - это ваш личный опыт дела, даже если вы всего лишь сдавали бутылки.


Не делайте посты-анонсы вроде "я открыл магазин, если хотите дальше расскажу, как" - в материале сразу должны быть ценные факты.


Временно можно размещать посты с запросами на конкретные вещи для производства или поиска контактов вроде "мы умеем делать то-то, кому нужно" или "ищу поставщика такого-то".


Поскольку многие до этого места не осилили, введена премодерация. Если ваш пост подходит по правилам - пройдёт смело. Премодерация занимает от 20 минут до нескольких часов. Посты не удаляются, результат — пост в сообществе или пост переносится в общую ленту.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий

Добрый день, очень полезная статья. Подскажите пожалуйста, как правильно сформировать итоговую цену ролла? Существует ли формула? Нужно ли учитывать упаковку как себестоимость при расчёте?

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Добрый. Я закладывала в цену всю упаковку плюс один набор палочек.

Итоговой формулы наверно не существует. В акционных наборах она одна, в текущем меню - другая.

Я считала так: (продуктовая себестоимость + имбирь, соус, вассаби) *5 + упаковочные расходники = исходная цена.

Потом мониторим цены конкурентов, анализируем среднюю цену в своем буклете и приводим к общему знаменателю.

Если у вас все роллы за 240, ставить ролл за 360 глупо - его мало будут брать. Так как на фоне других цен эта смотрится завышенной.

Так и ставить ролл, например с крабом 🦀, за 95. Никто не будет брать, потому что дёшево. А вот зафигачить его как акцию за 140 это уже другой вариант

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку