Валидация и инвалидация в отношениях

Из ФБ Раисы Коваленко


Недавно встретила в ленте статью о валидации и инвалидации.

Валидация - это когда например родитель отзывается о действиях ребенка не с позиции дефицита, а с позиции поощрения, инвестируя его в него. Например, ребенок что то делает и что то в этой деятельности ему удается, а что то нет. Послание родителя будет в большей степени касаться того аспекта, что ему удается.


"Как здорово, что у тебя это уже получается! "Как хорошо тебе удалось построить, сложить, вычесть прочесть"... нужное добавить.


Или "У меня тоже не всегда сразу получается, я тоже допускаю ошибки, это не страшно, нормально" Послание с точки зрения валидации позволяет ребенку присвоить результаты того, что ему удалось, найти свою мотивацию в том, чтобы продолжать деятельность, поощряет его, способствует снять тревогу и завышенные ожидания от того, что ему что то не удается и он может совместно со взрослым искать варианты поиска работы над тем, что пока еще не удается, зоной роста, ближайшего развития.


Инвалидация - это когда фокус в большей степени сосредоточен на ошибках. "Ты снова не справился с заданием, не выполнил его, в связи с требованиями и, допустил несколько ошибок, не приступил к заданию вовремя" и т.д .


Инвалидация - наоборот снижает мотивацию к деятельности, в силу высокой планки, у ребенка часто опускаются руки. "Если я знаю, что чтобы я не сделал все равно все будет не так, то не стоит и начинать". Порождает тревогу, и чувство собственной некомпетентности, возрастает страх ошибки.


О той же валидации и инвалидации можно сказать и в эмоциональной сфере.


Разве не происходит инвалидации, когда взрослый не знает, как обходиться с тем что ребенок предъявляет ему свой страх, злость, вину или стыд, и родитель отрицает наличие этих эмоций у ребенка, или подменяет своими страхом или стыдом эмоции ребенка. Тогда ребенок вынужден справляться с этим в одиночку или отщеплять эти чувства, прятать их, отрицать.


Отрицание эмоций создает почву для потери контакта между взрослым и ребенком. Ребенок говорит "Ты меня не понимаешь, я оставляю попытки открывать для тебя свой внутренний мир"


Валидация происходит тогда, когда ребенок приходит со своими разными чувствами и взрослый находит в себе ресурс оставаться рядом с ними, даже если ему это бывает сложно. Это ведь правда сложно, встретиться со злостью ребенка в свой адрес, с его претензией, но в ответ на попытки взрослого задержаться в этой точке и попытаться вместе разобраться в ситуации, ребенок отвечает самым большим, что у него есть - доверием. Он может быть принят, и не отвергнут, может говорить с родителем не сверху вниз, а с позиции диалога, он усваивает, что его эмоции имеют право на жизнь, они не осуждаются и учиться их слышать и в них разбираться.


- Я злюсь, на тебя, -сказал мне сегодня мой сын


- За что? Мне хочется чтобы ты мне об этом сказал


- Я злюсь за то что ты ругаешься


- Я ругалась потому, что ты отказывался кушать, одеваться, убегал от меня, не слышал, когда я к тебе несколько раз обращалась. Поговори со мной, что с тобой происходит?


- Я не хочу идти в новый Центр (центр развития, в котором он еще не был, но он знает, что сегодня у него там ознакомительное занятие)


- Почему? Ты боишься?


- Да


- А чего ты боишься? Ты просто придешь и познакомишься, с детками, с воспитателями, с играми, которые там предлагают, ты можешь выбирать, если тебе понравится там, ты сможешь найти новых друзей и занятия. И потом ты же будешь не один там поначалу, рядом с тобой будет взрослый.


Я понимаю, что мне важно снять его тревогу и страх относительно новой ситуации, а для этого у него должен быть выбор, его выбор например уйти, если ему там не понравится или что то испугает


Он успокаивается. Я побадриваю его и говорю, что там наверняка будет интересно.


После этого мы обнимаемся и заключаем устный договор, о том, что он ест и собирается и идет на занятие, а вечером мы пойдем на прогулку и он мне расскажет о своих впечатлениях. Я физически чувствую, как он стал более расслабленным и он действительно быстро есть и собирается.


И представляю с чем бы мне пришлось столкнуться, если бы я проигнорировала его страх, испуг, злость, нежелание, которое в его детской реальности возникло потому что у него было на то свое основание.


От zakkozzy:
А вас чаще валидировали или инвалидировали ваши близкие, пикабушники?
А вы чаще как поступаете в отношениях?

Психология | Psychology

20.3K постов59.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий
Во взрослой жизни, особенно в рабочем колективе и в отношении с начальством, человека всегда приследует "инвалидация". По этому ни чего удивительного, что ребенка готовят к трудностям жизни с детства. ))))
раскрыть ветку (8)
8
Автор поста оценил этот комментарий

во-первых, далеко не всегда.

во-вторых, рабочие коллективы и начальство берутся не из ниоткуда, это те же инвалидированные люди, которые копируют эту форму общения (обращения) из отношения к себе со стороны близких людей.

раскрыть ветку (7)
Автор поста оценил этот комментарий
А откуда изначально взялась инвалидация? Кто тот человек, форму общения которого скопировали первые рабочие коллективы?
раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий

рабочие коллективы - это часть общества.

И в них отражаются те формы поведения, которые существуют в обществе.

Инвалидизация взялась из нашего общего недавнего прошлого, когда люди выживают, им часто не до заботы о чувствах других.

Если интересуетесь темой - советую почитать Людмилу Петрановскую, статью  "Травмы поколений", на пикабу она тоже была.

А вот же она http://pikabu.ru/story/travmyi_pokoleniy_4488387

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий
Но кто-то же был первым, кто так себя повел.
раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

наверняка

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий
Так что, неизвестно, кто?
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

мне - неизвестно )

думаю, давно это было

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Я как бы намекал на врожденность таких моделей поведения. Но ладно, не будем выяснять.
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку