Травмы поколений

Живет себе семья. Молодая совсем, только поженились, ждут ребеночка. Или только родили. А может, даже двоих успели. Любят, счастливы, полны надежд. И тут случается катастрофа. Маховики истории сдвинулись с места и пошли перемалывать народ. Чаще всего первыми в жернова попадают мужчины. Революции, войны, репрессии — первый удар по ним.

И вот уже молодая мать осталась одна. Ее удел — постоянная тревога, непосильный труд (нужно и работать, и ребенка растить), никаких особых радостей. Она вынуждена держать себя в руках, она не может толком отдаться горю. Изнутри раздирает боль, а выразить ее невозможно. И она каменеет. Ее лицо представляет застывшую маску, ей физически больно отвечать на улыбку ребенка, она минимизирует общение с ним.


Только вот ребенок не знает всей подноготной происходящего. Единственное объяснение, которое ему в принципе может прийти в голову: мама меня не любит, я ей мешаю, лучше бы меня не было. Пока мать рвет жилы, чтобы ребенок элементарно выжил, не умер от голода или болезни, он растет себе, уже травмированный. Не уверенный, что его любят, не уверенный, что он нужен.


Идут годы, очень трудные годы, и женщина научается жить без мужа. Конь в юбке. Баба с яйцами. Назовите как хотите, суть одна. Это человек, который нес-нес непосильную ношу, да и привык. Адаптировался. И по-другому уже просто не умеет.


Самое страшное в этой патологически измененной женщине — не грубость и не властность. Самое страшное — любовь, она может убить своей заботой. У меня была подружка в детстве, поздний ребенок матери, подростком пережившей блокаду. Она рассказывала, как ее кормили, зажав голову между голенями и вливая в рот бульон. Потому что ребенок больше не хотел и не мог, а мать и бабушка считали, что надо.


Но оставим в стороне крайние случаи. Просто женщина, просто мама. Просто горе. Просто ребенок, выросший с подозрением, что не нужен и нелюбим, хотя это неправда и ради него только и выжила мама и вытерпела все. И он растет, стараясь заслужить любовь, раз она ему не положена даром. Помогает. Ничего не требует.


Травма пошла на следующий виток.


Настанет время, и сам этот ребенок создаст семью, родит детей. Годах примерно так в 60-х. Кто-то так был «прокатан» железной матерью, что оказывался способен лишь воспроизводить ее стиль поведения.


Но рассмотрим вариант более благополучный. Ребенок был травмирован горем матери, но вовсе душу ему не отморозило. Впервые взяв на руки собственного ребенка, молодая мама вдруг понимает: вот тот, кто наконец-то полюбит ее по-настоящему, кому она действительно нужна. С этого момента ее жизнь обретает новый смысл. Она живет ради детей.


И только одно плохо — он растет. Стремительно растет, и что же потом? Мать настолько сильно страшится очередного одиночества, что у нее разум отшибает. «Я не могу уснуть, пока ты не придешь». Мне кажется, у нас в 60-70-е эту фразу чаще говорили мамы детям, а не наоборот.


Что происходит с ребенком? Он не может не откликнуться на страстный запрос его матери о любви. Но ведь есть и он сам, самостоятельная жизнь, свобода. И он уходит, унося с собой вину, а матери оставляя обиду. В ход идут скандалы, угрозы, давление. Как ни странно, это не худший вариант. Насилие порождает отпор и позволяет-таки отделиться, хоть и понеся потери.


Но что-то мы все о женщинах, а где же мужчины? Где отцы? Мальчики тоже мамами выращены. Слушаться привыкли. Сам мужчина не имеет никакой внятной модели ответственного отцовства. На их глазах множество отцов просто встали однажды утром и ушли — и больше не вернулись. Поэтому многие мужчины считали совершенно естественным, что, уходя из семьи, они переставали иметь к ней отношение, не общались с детьми, не помогали.


Ох, эти разводы 70-х — болезненные, жестокие. Мучительное разочарование двух недолюбленных детей. Они страшно боялись одиночества, но именно к нему шли, потому что кроме одиночества никогда ничего не видели.


В результате — обиды, душевные раны, еще больше разрушенное здоровье, женщины еще больше зацикливаются на детях, мужчины еще больше пьют. Вот в таком примерно антураже растут детки, третье уже поколение.


Но случилось и хорошее. В конце 60-х матери получили возможность сидеть с детьми до года. Они больше не считались при этом тунеядками. Вот кому бы памятник поставить, так автору этого нововведения. И еще случилось хорошее: отдельное жилье стало появляться. Хрущобы пресловутые. Хоть и слышно было все сквозь них, а все ж какая-никакая — автономия. Граница. Защита. Берлога. Шанс на восстановление.


Итак, третье поколение. «С нас причитается» — это, в общем, девиз третьего поколения. Поколения детей, вынужденно ставших родителями собственных родителей.


Символом поколения можно считать мальчика дядю Федора из смешного мультика. Смешной-то смешной, да не очень. Мальчик-то из всей семьи самый взрослый. А он еще и в школу не ходит, значит, семи нет. Уехал в деревню, живет там сам, но о родителях волнуется. Они только в обморок падают, капли сердечные пьют и руками беспомощно разводят.


Так все детство. А когда настала пора вырасти и оставить дом — муки невозможной сепарации и вина, вина, вина, пополам со злостью, и выбор очень веселый: отделись — и это убьет мамочку, или останься и умри как личность сам.


Впрочем, если ты останешься, тебе все время будут говорить, что нужно устраивать собственную жизнь и что ты все делаешь не так, нехорошо и неправильно, иначе уже давно была бы своя семья. При появлении любого кандидата он, естественно, оказывался бы никуда не годным, и против него начиналась бы долгая подспудная война до победного конца.


Третье поколение стало поколением тревоги, вины, гиперответственности. У всего этого были свои плюсы, именно эти люди сейчас успешны в самых разных областях, именно они умеют договариваться и учитывать разные точки зрения. Но внутреннему ребенку «поколения дяди Федора» не хватало детскости, беззаботности. Часто люди этого поколения отмечают у себя чувство, что они старше окружающих, даже пожилых людей.


Еще заметно сказываются последствия «слияния» с родителями, всего этого «жить жизнью ребенка». Многие вспоминают, что в детстве родители и/или бабушки не терпели закрытых дверей: «Ты что, что-то скрываешь?» В результате дети, выросшие в ситуации постоянного нарушения границ, потом блюдут эти границы сверхревностно. Редко ходят в гости и редко приглашают к себе. Напрягает ночевка в гостях, не знают соседей и не хотят знать.


А что с семьей? Большинство и сейчас еще в сложных отношения со своими родителями (или их памятью), у многих не получилось с прочным браком или получилось не с первой попытки, а только после отделения (внутреннего) от родителей.


Конечно, полученные и усвоенные в детстве установки про то, что мужики только и ждут, чтобы «поматросить и бросить», а бабы только и стремятся, что «подмять под себя», счастью в личной жизни не способствуют. Но появилась способность «выяснять отношения», слышать друг друга, договариваться.


Другой вариант сценария разворачивается, когда берет верх еще одна коварная установка гиперответственных: все должно быть ПРАВИЛЬНО! Наилучшим образом! И это — отдельная песня. Если поколение детей войны жило в уверенности, что они — прекрасные родители, каких поискать, и у их детей счастливое детство, то поколение гиперответственных почти поголовно поражено «родительским неврозом».


Мой сын — представитель следующего, пофигистичного, поколения. И он еще не самый яркий, так как его спасла непроходимая лень родителей. К сожалению, у многих с ленью оказалось слабовато. И родительствовали они со страшной силой и по полной программе. Результат невеселый, сейчас вал обращений с текстом: «Он ничего не хочет. Лежит на диване, не работает и не учится. Сидит, уставившись в компьютер. Ни за что не желает отвечать. На все попытки поговорить огрызается».


А чего ему хотеть, если за него уже все отхотели? За что ему отвечать, если рядом родители, которых хлебом не корми — дай поотвечать за кого-нибудь? Хорошо, если просто лежит на диване, а не наркотики принимает. Не покормить недельку, так, может, встанет. Если уже принимает — все хуже.


Но это поколение еще только входит в жизнь, не будем пока на него ярлыки вешать.


Жизнь покажет.


Автор: Петрановская Людмила

18
Автор поста оценил этот комментарий
У себя как раз могу наблюдать гиперопеку матери. Все всегда решалось за меня. Что носить, что мне нравится ,а что нет. При чем это сочеталось каким то образом с пофигизмом. Допустим совершенно не интересовало где я гуляю, как провожу время. То есть ВНЕ дома делай что хочешь,а ВНУТРИ дома полностью подчиняйся. В итоге домашние дела даются мне очень тяжело. При том, что когда реально сильно надо, я без проблем за короткие сроки могу переделать кучу домашних дел, но это что-то по мелочи, то сложно себя заставить. Будто стены давят. Зато вне дома я сама активность, будто дышать даже легче на улице становится.
раскрыть ветку
19
Автор поста оценил этот комментарий
А я как не печально признавать из последнего поколения за которого все отхотели и отрешали, на днях 35 стукнет, а чего хочу по жизни да и хочу ли вообще хз...
раскрыть ветку
18
Автор поста оценил этот комментарий

Странно, что дубликатов не найдено. Сдается мне, что этот текст был на пикабу, может быть разве что немного видоизмененный.

раскрыть ветку
15
Автор поста оценил этот комментарий

У меня странное сочетание матушки с гиперопекой, которая потеряла мужа(моего отца) в 27 лет (мне было 6 лет), но как то не замкнулась (либо я этого не помню, в силу своей детствости)

Отца мне критично не хватало, когда мне, пацану, было 10-18 лет. Есть отчим, в принципе - не плохой мужик, по сути, пальцем не тронул, даже когда я реально ахуевал в 16-17 лет, единственный раз, когда я назвал его пидарасом (мне 16 было) он дал мне смачную подщечину, отчего я улетел в балконную дверь спинуой разбил стекло и оно упало мне на голову/шею, порез остался. Он же сам меня на машине в травму и отвез, врачам честно признался как было, что он толкнул.

Матери же я сам сказал, что просто упал так.

А в остальном - хороший мужик, мать не обижал, сам не гульбанил. Но очень он инертный. Работа(действительно усердно работает, сейчас он в командировках по месяцу-два. Сварщиком где то на газопроводе)-дом-кружка пива-телек-спать


ладно, отвлекся.


в 10 лет за мной носились все по маминой линии, а по папиной.. по папиной у меня дедушка зашибенный есть. Заменял мне в коей мере отца. живет в пригородном поселке рядом с нами, каждые выходные я тусил у него. Показывал мне как вытачивать из деревяшек мечи, арбалеты, луки. Самым эпическим для меня, десятилетнего, был сделанный не моих глазах дедушкой самопал (которой заряжается подшипниками и серой со спичек)


по мере взросления, у меня проявлялся характер, сначала он был скотским, всеобщее отрецание, мам/бабушек. Делал наперекор, ругань. Потом у меня что то щелкнуло, я стал ко всему относиться с тихим похуем. Чуть намечается скандал - ноги в руки и ухожу гулять, даже если поздний вечер. Час прогулки по воздуху, в одиночестве, мысли в кучку собирает, да и домашние остыть успевают. Мама же, чувствуя, что я отдоляюсь, начала сувать нос во все мои дела. (было такое, что даже брала мой ноут((а так как ноут мой, я до этого и не выходил из соцсетей, скайпа и тд)) и шарилась в нем, искала все что то. Когда узнал - был грандиозный скандал.

Потом лицей, армия.

Армия - это отдельная история.

Ма моя, вроде как и сплавляла меня сама в армию, но когда забрали, куда только не пыталась нос сунуть, всем командирам обзвонила, думала меня там унижают и тд и тп (а мальчик я не маленький, 185см и 90кг). Вообщем подпортила мне репутацию не хило. Я же ей пытался обьяснить, что НЕНАДОТАКДЕЛАТЬ!!!!, у меня все хорошо, и если что, я сам скажу. В итоге это было напрасно, и дошло до того, что я просто перестал с ней общаться на прямую, а звонил дядьке и если что, просил передать матери какие то слова. Так где то около месяца. Потом вроде успокоилась.

И вот пришел с армии, погулял 4 дня, и услышал "сына, я тебе работу нашла, завтра ждут на собеседовании". Отлично бл....

Но это ладно, работа не плохая, хоть и ЗП не самая лучшая, зато по моему профилю и она мне действительно нравится (сочетаю в себе системного инженера и пограммиста)

Это ладно.

И вот пошли конфликты, так как продолжал я жить с ней "одавай часть зарплаты, делай в моем доме все так, как я сказала". Доходило до абсурда "спать ложишься в 11, тебе завтра на работу. И все мои посылы "мамань, мне 20 годиков, я в армии отслужил, и уж во сколько мне байки лечь, я как то сам решить могу" был многоззначительный игнор.

Доходило до того, что она просто обрубала счетчик и вырубался свет.. Ну что ж я, буду бодаться что ли с ней у счетчика.

В один момент, я поднакопил немного денюшки, а ма уехала отдыхать на юг, и так получилось, что выпал вариант снять квартиру всего лишь за комунальную плату у знакомых (они переехали жить в столицу, а квартиру выставили на продажу, но хотели что бы в ней кто то жил, но не чужой. Да и за ком.ус. платить просто так тоже не хотели)

Ну вот я по тихой лавочке и сьехал, мама узнала только когда приехала. Я специально ей не говорил куда переехал. Ибо первые три дня были дииикииие беснования с "с какого хуя? а мое мнение тебя не волнует? у нас планы вообще то были!"

начала прозванивать родственников/друзей. Я их заранее предупредил, что такое будет. Все всё понимали. Дядьку моего задолбала вообще, так как я ему доверяю и он меня поддерживает почти во всем.

Да, мне не хватает денег, да, живу без каких либо ништяков и кайфов. На лишнее денег нет.. Но я живу так спокойно. Никто мне ничего не указывает, не приказывает. Друзей могу привести в любой момент (кстати, дома это было строжайшим запретом. НИКАКИХЧУЖИХЛЮДЕЙВМОЕМДОМЕЕЕЕЕ!!!)

котенка себе завел(тоже был запрет на животных)

Сейчас сижу на работе, жду зарплату, думаю помириться с бывшей. Не плохой такой коммент получился, и я сделаю из него пост, наверное

раскрыть ветку
7
Автор поста оценил этот комментарий

а эта Людмила в теме. я последнее поколение - ничего не хочу, диван рулит. работа распиздяйская, без всякой ответственности и даже без графика. замуж не хочу, детей тоже. ответственность даже за кошку - тяжкий труд. мама постоянно пилит, что так жить нельзя, а я говорю, что можно )