23

Уже ненужный Второй фронт: Юбилей начала операции "Огород"

75 лет назад – 17-го сентября 1944 года – наши англо-американские партнёры сделали попытку взять город Берлин, хотя, по решению Тегеранской конференции, именно нам было положено это место. Впрочем, эта первая попытка оказалась и последней: как мы увидим далее, немецкие танкисты выступили в роли гарантов советско-американских договоренностей, не позволив нашим хитро-сделанным партнерам даже приблизиться к Берлину: «не в свои сани – не садись». Больше таких попыток до конца войны они уже не делали, предоставив это профессионалам.


Как мы помним, в результате летней кампании наших союзников в Западной Европе (операции «Оверлорд» и «Бернадетт»), немецкие войска были выбиты с территории Франции и отброшены к западным германским границам. Здесь немецкая оборона опиралась на многочисленные водные преграды. Помимо великой реки Рейн (по которой исторически проходила граница Германии), крупных рек Маас и Ваал, здесь была многочисленная система мелких рек и каналов, особенно в Голландии. Американцы – это не мы: преодолевать водные преграды они способны только по существующим мостам, а если на мосту сидит сильная охрана – то всё, здесь им не пройти. Кроме того, их линии снабжения были растянуты на сотни километров, а железные дороги разрушены, поэтому возить товар приходилось на грузовиках, от глубоководных французских портов Шербур и Марсель – в Голландию. Словом, к 4 сентября 1944 года их продвижение на восток приостановилось окончательно, и они начали разрабатывать новый план наступления, вернее – прорыва на территорию Германии, из Франции и Голландии.


«Гвоздём» этого плана был захват мостов (через Рейн и другие водные преграды) силами воздушно-десантных войск, которые планировалось высадить в тылу противника. К ним навстречу должна была пробиваться наземная группировка. Известно, что командовавший британскими войсками, фельдмаршал Монтгомери сообщил начальнику Генерального штаба, что рассчитывает войти в Берлин через две-три недели. Предполагалось, что единый и мощный, похожий на удар рапирой, наступательный бросок в сторону Берлина ускорит коллапс немецкой воли, подобно тому, который произошел в 1918 году. Для этого десантники должны были овладеть 100-километровым коридором от бельгийской границы до низовий Рейна в Арнеме, по которому устремится вперед 21-я группа армий, лидированная 30-м британским корпусом. Даже если немцы не капитулируют, в любом случае их система обороны будет обойдена с севера, и захвачен плацдарм на восточном берегу Рейна. Кроме того, захват голландских портов должен был решить проблему со снабжением.


Операция получила кодовое название «Маркет Гарден»: здесь «Маркет» означало воздушно-десантную составляющую, а «Гарден» — наземную. Сочетание этих слов в прямом порядке в означает «Огород» — таким образом название отражало желание союзного командования добиться единокупности действий двух отдельных элементов в рамках общей задачи. В случае успеха, предполагалось закончить войну с Германией к Рождеству 1944 года взятием Берлина.


В общей сложности наступающим наземным войскам предстояло преодолеть около сотни километров от городка Неерпельт до Арнема, пересекая при этом по меньшей мере девять водных преград. Для удобства весь коридор был поделен на три сектора, получивших наименования от названий крупных голландских городов, расположенных в данных секторах — Эйндховен, Неймеген и Арнем. Каждый из них был закреплен за одной из воздушно-десантных дивизий (101-й и 82-й США, и Первой британской соответственно). Парашютистам предстояло узкой «ковровой дорожкой» высадиться в юго-восточной части Голландии на участке Эйндховен — Арнем. Удаление мест выброски от линии фронта — 60-90 км. Главная цель — захват мостов через реки Доммель, Аа, Маас, канал Вильгельмины, канал Маас—Ваал и далее к Рейну.


В первый день операции, 17-го сентября 1944 года, с разных аэродромов в воздух поднялись несколько тысяч самолётов (десантных и бомбардировщиков в сопровождении истребителей), вторая волна ушла на следующее утро, т.е. 18-го сентября. Всего в тылу противника было высажено 34 876 солдат и офицеров, 568 артиллерийских орудий, 1926 единиц транспортных средств. За всю операцию в расположение трех воздушно-десантных дивизий было доставлено 5227 тонн грузов. Для немцев появление в небе союзных парашютистов стало настоящим сюрпризом. К 15:00 все силы десанта были сгруппированы и приступили к выполнению задач.


Основные силы британской Первой воздушно-десантной дивизии приземлились в районе, удаленном от своей главной цели — моста через реку Рейн у Арнема — более чем на 10 километров. Время, затраченное на сбор войск и марш к объекту атаки, лишило англичан главной выгоды воздушно-десантной операции — момента внезапности. Спустя полчаса у британских парашютистов возникли первые серьезные проблемы. Радиостанции начали давать необъяснимые сбои — связь была потеряна практически со всеми подразделениями. На пути в Арнем в засаду попал передовой отряд дивизии – батальон спецназа на джипах. Остановлено было наступление ещё двух других батальонов. Только один из батальонов, во главе с подполковником Джоном Фростом, сумел достичь главной цели — автомобильного моста в Арнеме, и начал подготовку к его обороне до подхода наземных войск. В этом ключевом пункте было установлено несколько 57-мм противотанковых пушек, простреливавших мост и подступы к нему на противоположном берегу Рейна.


Второй эшелон десанта, высаженный в полдень 18 сентября, не смог улучшить положение. Ночью немецкие соединения подтянули дополнительные силы в район Арнема. Это вынудило британских десантников перейти к обороне, они окончательно утратили инициативу. 19 сентября основные силы этой дивизии, оставив слабый заслон, блокированный у Арнемского моста, отошли к предмостному укреплению в районе Остербека на северном берегу реки. Здесь разделенные на две части, не имеющие достаточного количества противотанковых средств, ценой героических усилий десантники отражали атаки танковой дивизии СС «Фрундсберг».


Лучше пошли дела у американской 82-й дивизии ВДВ. Несмотря на встречный огонь, ей удалось захватить мост через реку Маас около Граве, а к вечеру взять под контроль и мост в Нюмене. Но из-за задержки в зоне высадки для зачистки прилегающих территорий не была выполнена основная цель десанта— не взят мост в Неймегене.


Подразделения 101-й американской воздушно-десантной дивизии, действовавшие в районе Эйндховена, не встречая сопротивления, взяли под контроль мост в Сент-Уденроде и вошли в городок Вегель.


После получения сведений об успешной высадке десанта, началась наземная операция: 30-й британский армейский корпус выдвинулся с Неерпельтского плацдарма. В 14:00 четыреста тяжёлых орудий начали обстрел немецких позиций, а ещё через полчаса колонна 30-го корпуса, насчитывавшая в своем составе 20 тысяч транспортных средств, двинулась на северо-восток. Их наступление развивалось по одному-единственному шоссе, так как местность справа и слева от него была непроходимой для танков. Уничтожение одного идущего впереди танка влекло за собой образование пробки и остановку всей колонны. Наши в Белоруссии, в аналогичной ситуации, без сожалений сбрасывали в болото заглохший танк, чтобы быстро освободить узкую проезжую часть. У партнеров же на очистку дороги и продолжение марша всякий раз уходило много времени и сил, так что за 17-е сентября англичане прошли всего 6-8 километров, а к южной окраине Эйндховена передовые части 30-го корпуса подошли только к исходу следующего дня. Это означало, что десантникам, ранее высаженным в тылу противника, придётся дожидаться помощи наземных войск слишком долго, и для многих из них она уже не придёт, никогда.


В частности, положение Первой британской воздушно-десантной дивизии продолжало ухудшаться. 19-го сентября в течение дня англичане потеряли все средства радиосвязи и распылили свои силы, оставив некоторые подразделения без руководства и поддержки с воздуха. В Арнеме изолированные группы десантников вынуждены были вести ожесточенные уличные бои. Командир дивизии бездеятельно провел 36 часов, лежа под обстрелом на одном из низких городских чердаков. Действия британцев оцениваются историками как полный хаос.


Зато американская 82-я десантная дивизия установила контакт с подошедшими сухопутными частями в секторе «Неймеген», и те успешно форсировали захваченные этой дивизией мосты через канал Зейд–Виллемсварт и реку Маас, пройдя, таким образом, половину пути до Рейна. Совместными усилиями был взят и автомобильный мост в Неймегене. Оставшиеся немецкие подразделения отошли на север и спешно начали устанавливать линию обороны в районе городка Эльст. В первые часы после взятия моста в Неймегене, 17-километровый участок между Неймегеном и Арнемом был практически не защищен. Дорогу английским танкам перекрывала всего одна противотанковая позиция, устроенная за городком Лент. Однако наступательный порыв британских штурмовых подразделений уже был исчерпан, и утром 20 сентября британские десантники были направлены в Остербек, чтобы создать район обороны вокруг этого городка. Это означало, что прекращаются дальнейшие попытки прорваться к упомянутому выше батальону подполковника Фроста, который ранее захватил южную часть моста в Арнеме и продолжал её удерживать в полном окружении, ещё не зная, что к нему никто даже не пытается прорваться.


Руководители операции на ходу переиграли план: теперь нужно было взять под контроль полосу вдоль берега Рейна порядка 2,5 км в длину, которую в дальнейшем можно использовать в качестве плацдарма для 30-го корпуса. И, таким образом, главная цель операции — переброска войск через Рейн — несмотря ни на что будет достигнута. Но и этому не суждено было сбыться.


Спустя семьдесят часов тяжелого ближнего боя, оставшиеся в живых 120 человек из батальона подполковника Фроста, утром 21 сентября все же были выбиты противником с Арнемского моста. Всё это время наземные войска 30-го корпуса безостановочно атаковали немецкие заслоны в районе Неймегена, пытаясь прорваться к своим десантникам из Первой дивизии, что вели бой у переправы, и занять таки Остербекский плацдарм. Для усиления частей, сражающихся в окрестностях города, в этот же день под Эльстом и Дрилем была произведена выброска резерва — 1-й польской бригады ВДВ. Погода позволила осуществить высадку примерно 1000 человек.


С 22 сентября, немцы прекратили атаковать окруженных десантников «в лоб», и перешли к артиллерийскому и снайперскому обстрелу их позиций, который не прекращался все утро. Отдельные атаки позволяли немцам в течение следующих трех дней частично сужать район обороны британцев.


Хотя основные бронетанковые силы 30-го корпуса застряли возле городка Эльст, отряду из нескольких бронетранспортеров удалось отыскать окружной путь и встретиться с польскими десантниками в Дриле. С наступлением темноты поляки предприняли попытку переправы через Рейн. По сложности это, конечно, не Днепр, но тоже прилично, примерно в 2 раза уже Днепра. В ход были пущены все переправочные средства — несколько резиновых лодок, каучуковые пояса, плотики, сооруженные из подручных материалов. Немцы обнаружили и обстреляли импровизированную переправу из пулеметов и минометов. К утру 23 сентября на северный берег переправилось всего 52 человека.


Для 101-й дивизии ВДВ США в секторе «Эйндховен», 22-е сентября тоже стало тяжелым днем: командир дивизии позже назвал этот день «чёрной пятницей». По всему фронту немцы провели ряд контратак, чтобы нащупать наиболее уязвимое место в обороне десантников. Первым был атакован городок Вегель. Оборонявшим его подразделениям 501-го полка 101-й дивизии оказалось не под силу остановить наступление противника. На помощь им был отправлен 44-й танковый полк из состава 30-го корпуса, а также часть 506-го полка той же 101-й дивизии. После многочасового боя контрнаступление немцев у Вегеля удалось остановить, но ситуация северо-восточнее оставалась тяжелой. Немцами была блокирована дорога из Эйндховена в Неймеген, получившая прозвище «Адское шоссе» - единственный путь отхода десантников. На следующий день немцы вновь атаковали Вегель, но были отброшены, хотя и сохранили за собою контроль над участком «Адского шоссе». Для возобновления движения по шоссе, руководитель операции отозвал из-под Неймегена 32-ю гвардейскую бригаду с задачей атаковать с севера части противника и пробить «гуманитарный коридор» к окруженным десантникам. Первоначально эта бригада должна была выйти в Дриль и обеспечить постановку наплавных мостов через Рейн, но, не успев даже сосредоточить силы для удара на север, вынуждена была снова возвращаться на юг. Бригада вернулась в Уден около 17 часов 23-го сентября. Совместная атака с двух направлений позволила успешно пробить открыть коридор.


В этот же день (23 сентября) в секторе «Арнем» британские десантники в полном окружении весь день отчаянно отбивали немецкие атаки; ситуация для них не улучшалась, их силы таяли. Во второй половине дня в небе показались самолёты с грузами снабжения для этой дивизии. Это был последний массовый вылет транспортных самолётов. Потеряв 8 машин, летчики, однако, мало чем помогли парашютистам: основная часть сброшенных грузов оказалась у немцев.


С утра 24-го сентября немцы продолжили попытки перерезать «Адское шоссе». У деревушки Эрде западнее Вегеля в бой вступили уже немецкие десантники. С трудом этот населенный пункт американцам удалось отстоять. Зато южнее, у городка Куверинг, на стыке 501 и 502-го американских воздушно-десантных полков 101-й дивизии, «гуманитарный коридор» снова оказался заблокирован немцами. К вечеру немецкие войска вышли непосредственно к «Адскому шоссе», сожгли колонну английских грузовиков и полностью заблокировали движение. Союзникам опять пришлось отвлекать силы с основного направления удара, чтобы залатать дыры в обороне, но это удалось сделать только к 27 сентября. Неудачи в этом секторе стали одним из решающих факторов в судьбе операции «Огород».


Через неделю эпического сражения, британское командование приняло решение отказаться от планов удержать предмостное укрепление в Остербеке. 25 сентября десантники получили приказ ночью покинуть свои позиции и отступить за реку к Неймегену. Обратная переправа через Рейн была проведена на десантных лодках под покровом темноты.


Операция «Огород» завершилась утром 26 сентября, когда через восемь суток тяжелейших боев 2400 изнуренных солдат — остатки британской Первой воздушно-десантной дивизии — достигли Неймегена.


По итогам операции, основная стратегическая цель — открытие пути для вторжения в Германию через северо-запад страны — не была достигнута. Хотя 101-я и 82-я воздушно-десантные дивизии США последовательно, путём захвата мостов, обеспечивали это продвижение, однако мост в Арнеме, захваченный британскими и польскими парашютистами, оказался для союзников «слишком далеко». Арнем остался в руках немцев. В 1977 году (год моего рождения) по этим событиям был снят художественный фильм, который так и называется: «Мост слишком далеко».


Британский фельдмаршал Монтгомери, хваставшийся (как сказано выше), что войдёт в Берлин через 2-3 недели после начала операции «Огород», в послевоенных мемуарах писал: «Берлин был потерян для нас, когда мы не смогли разработать хороший оперативный план в августе 1944 года, после победы в Нормандии». Все дальнейшие инсинуации на эту тему, которые в последнее время часто встречаются в прессе, мол – «почему союзники не захотели брать Берлин весной 1945 года», очевидно, происходят того, что подобные историки-журналисты не владеют всем объёмом информации по данной проблеме.


Известно, что, давая десантным соединениям приказ захватить мосты и переправы на дороге от бельгийской границы до Арнема, Монтгомери обещал: «Продержитесь двое суток, и я сменю вас войсками с должным вооружением». На самом деле парашютисты удерживали северный конец моста через Рейн четверо суток, плацдарм на берегу — девять суток, а смена так и не пришла.


«… Стоят они, ребята –

Точеные тела,

Поставлены когда-то,

А смена не пришла …»


Интерактивная карта боевых действий:

https://yandex.ua/maps/?um=constructor%3A4dae06738f5225b7c3d...

Дубликаты не найдены

+4

Действие фильма Спасти рядового Райана происходит в то время и в тех местах. И номера частей совпадают

+1

Че-то Гребенщиков песню "Наебали" писал не с тех солдат.

0

Англо-саксы могут воевать только с папуасами. Или с немцами, которые не хотят воевать вообще. Как было в 18-м году. Как только бритты и их шавки попадают на настоящего злого противника - им дают песды чётко и явственно. И они тут же перестают хотеть того, чего хотели. И операция "Огород" - один из этапов этого великого пути.

раскрыть ветку 18
+3

И как же они так смогли дойти до Германии, да ещё и с двух сторон - с Запада и Юга в 1944?

раскрыть ветку 17
-2

Почитайте историю. Там четко и ясно сказано - почему. Наводку я дал на 18-й год.

раскрыть ветку 14
-2

Да не "до Германии", а до границ Германии. И только потому, что мы с той стороны дошли до тех же границ Германии (в смысле: Калининградская область тогда и была - Германия, и мы к ней подошли). Если бы мы так и сидели, под Москвой и Сталинградом, то союзникам бы и этого не добиться.

раскрыть ветку 1
Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: