Утро, начавшееся с вечера

Утро, начавшееся с вечера Полет, Погода, Самолет, Авиация, Рассказ, Длиннопост

Утро началось в 22:00 по Москве. Я был к этому готов, лететь предстоит всю ночь. Лёг ещё в 14:00, как раз 8 часов рваного сна и вот я полон сил и энергии. Не зря сон и питание - основы летания.  Надо пойти покушать… но перед этим - выглянуть в окно узнать, что меня разбудило. В Иркутской Ангаре всегда так: за сутки в гостинице тебя обязательно что-то должно разбудить. Китайские/монгольские шумные туристы; подростки-спортсмены отмечающие прошедшие соревнования; внезапно начавшаяся уборка на этаже; мусоровоз, опустошающий баки под окном; кто-то уже час бубнящий за стеной по телефону … Сегодня это была металлическая крыша соседнего дома, лязгающая под порывами ветра.

Стоп.

Вчера вообще никакого ветра не было. Светило солнышко, пели птички, весна, 20 градусов тепла. Ничего не предвещало картины, которую я наблюдаю: низко несущиеся облака, клубы пыли и мусора в подворотне, клонящиеся деревья. Всё это смешиваемое резкими порывами западного ветра предвещает изменения в погоде, причём достаточно быстрые.

Так, открываю сводку погоды. Ага. Уточнённый прогноз на сутки за 19:00 всемирного времени (свежак!): ветер почти по полосе, 15м/сек, порывы 25, видимость 700м. Ну что-ж, спасибо за «максимально точный прогноз», даже уточнение в виде снежной метели с падением видимости до 300м после 4-х утра (всемирного) не помогают. Ладно, для полноты картины посмотрю-ка я карту приземного анализа. Во! Другое дело! Цветная картинка (такое мы любим больше, чем сухие цифры), по которой видно, как здоровенный антициклон выдавил всю дрянную погоду с западной Сибири. И теперь мы имеем счастие наблюбать с утра обиженный циклон с тремя фронтами паровозиком: оклюзия, холодный и вторичный холодный.

Веселье начинается сейчас, а заканчивается (по прогнозу) часа через 3 после нашего отправления. Вот если кто-то улетает прямо сейчас, то им проще: могут нарваться на небольшой сдвиг ветра да и обледенение в облаках. А ветер хоть пусть 15 или 20 метров боковой будет, на сухой полосе не страшно. Но уже к нашему времени вылета, фронты принесут с собой осадки и понижение температуры, а это - ухудшение состояния полосы и плохое сцепление. В итоге - ограничение по боковой составляющей. Естественно, нормально отчистить полосу в такую погоду не получится, даже стараться никто не будет. И если задует в бок больше 7-8м/сек при плохом сцеплении, будем сидеть и ждать. Но такого пока не прогнозируют, просто надо иметь в виду.

Don’t check the weather, just go outside and deal with it. Be a man!

Завтракаю, собираюсь, встречаю бригаду бортпроводников, едем в аэропорт. С рассветом к ветру срывающему фуражку добавляются снег и дождь. Бодрящая погодка, то что нужно в 2ч ночи. Проходим медсанчасть, к нам присоединяется командир. Он здешний, в гостинице не ночевал. Даём согласие на заправку по расчёту и выезжаем на самолёт, он уже прилетел и ждёт на стоянке. Дождь прекращается, остаётся только снежная метель. Видимость упала, но не до 700м, как обещали, а до 1,5км. Обхожу самолёт, а под ногами местами корка льда, снежные наносы, лужи и слякоть. Коктейль «весенний», часы пробили полночь и карета превратилась в тыкву, а от сцепления не осталось и следа. Поднимаюсь в кабину, начинаю готовить самолёт, слушаю погоду, и чудо! Состояние полосы хорошее и ветер по полосе. Слушаю ещё раз. Ну да, так и передают, good. И с этим совсем не вяжется, то что я наблюдаю: стоянки в слякоти, а на рулёжках уже разметку не видно. Но полоса словно с подогревом и разыгравшаяся метель ей нипочём. Ну посмотрим, может там и впрямь 10 снегоуборочных машин взад-вперёд по ней катаются и снег сгоняют. Допускаю мысль, что сегодня аэропортовые службы красиво, слаженно и грамотно отработают… Ведь меня вчера местные диспетчеры впечатлили: перед нашей посадкой выпустили АН-26 Ангары с 30 полосы, нас посадили и дали освобождение на 180, а А-320 Уральцев улетел уже с 12-й. Моё почтение. Обычно на полосу боятся пускать, если борт в глиссаде, и вообще, держите минимальную скорость, вы номер 2 на посадку.

Борт Победы с соседней стоянки улетает раньше, ребята запрашивают у диспетчера руления  состояние полосы. Подслушиваю: сцепление Poor. Это уже похоже на правду) На вопрос «зачем врёт АТИС» ребята в ответ получают что-то про техника, который куда-то там доедет и внесёт актуальные данные... Ладно, поверим на слово, но так и подмывает внести рац.предложение по исключению лишнего звена в системе «автоматический атис - метеотехник - диспетчер». Осталось определить, кого будем сокращать: сумасшедшего робота, каждый раз по новой зачитывающего свою мантру при изменении видимости на 50м или ответственного, который за час метели только сейчас решил актуализировать данные. Ладно, я понимаю насколько трудно добиться в наших реалиях идеально налаженной системы, соответствующей документам. Приходится мириться с компромиссами, оставив дурной перфекционизм, используя рациональное, работающее на результат - безопасность.

Началась посадка пассажиров, с первым автобусом привезли 2-х не совсем трезвых. Товарищи переоценили свои возможности, не взвесили сказанные в адрес бортпроводников слова и дождались полиции, которая сопроводила их обратно в терминал. Вот так мимолётная слабость заканчивается потерей дорогостоящего билета.

Спустя какое-то время все кто хотел улететь на борту, двери закрыты, мы готовы, метель бушует, а тягач, катавший Победу по перрону стоит на соседней стоянке, хотя давно уже должен быть прицеплен к нашему самолёту. Подходит время начала буксировки, но наземный персонал на связь через гарнитуру не выходит. Надо действовать, возникает риск задержки рейса. Понятно, что погода внесёт свой корректив в расписание и мы не вылетим вовремя, но просто так стоят причин у нас тоже нет.  Связываемся с диспетчером «Контроля», и через минуту тягач уже мчится в нашем направлении. Забыли про нас что-ли? «Красиво, слаженно и грамотно», но не сегодня. Запрашиваем буксировку а нам отказывают. «Буксировка по команде», говорит диспетчер. Хорошо, ждём. На перрон торжественно въезжает колонна снегоуборочной техники и так же торжественно расчищает рулёжку перед нами. Ух, как вовремя! А вот не было б заминки с тягачом, уехали уже бы обливаться. После, поступает команда пропустить эмбраер С7 и буксироваться в запорошенную снегом зону облива. Её не почистили, походу надеются, что стекающий с нашего самолёта  реагент всё смоет. Занимаем указанную стоянку, подготавливаем самолёт к обработке, и тут внезапно вся электрика переходит на питание от батарей, гаснет свет в салоне, падает давление в системе кондиционирования. День (ночь?) перестаёт быть томным. Начинаем разбираться - по всем признакам выключилось ВСУ. Просто само, без признаков отказа. В такую погоду может сбить пламя в камере сгорания сильным ветром в хвост, либо ошмётком снежно-ледяной жижи, стёкшей с фюзеляжа и попавшей в воздухозаборник. А ещё ВСУ могут затопить во время противообледенителтной обработки фюзеляжа, но облив мы начать не успели. Значит что-то из первых двух причин. Убеждаемся, что никаких дополнительных отказов не появилось, предохранители на месте. Значит можно запускать всё заново. После - запитываем от ВСУ обе шины переменного тока, Пока вроде порядок, даже маршрут, который я заводил перед вылетом в борт юкомпьютер остался на месте, только не включилась индикация на MCP. Снова проверяем предохранители - сработавших нет. Дублирующая индикация на пилотажных дисплеях отзывается на все переключения как надо. А вот на панели режимов автопилота (та самая MCP) нужные цифры и кнопки вообще не подсвечиваются.

Обращаемся к перечню минимального оборудования - MEL, который в нашем случае гласит на каждую погасшую кнопку - установлена 1, для полёта требуется 0. Ну т.е. если отказала - можно лететь дальше. Только бортжурнал оформить, что да, отказ такой-то есть, вылетели на основании MEL, пункт такой-то.

Рейс задерживается уже на 40 минут. Новый сюрприз пришёл откуда не ждали: обливать нас не будут. Не проходит ограничение по ветру у машин облива. Вокруг метель, мы стоим хвостом на ветер, аж ВСУ не выдерживает. Как долго простоим - никто не говорит. Хоть бы предупредили заранее, что-ли, мы может и не буксировались бы вообще. В итоге, минут через 5 над нами высшие силы сжалились, ветер чуть стих, самолёт полили смесью воды и полимеров, и отпустили восвояси.

Пока обливались, дополнительно провели брифинг на случай рассогласования скоростей на взлёте и на случай срабатывания сигнализации о сдвиге ветра. Чтоб наверняка быть во всеоружии. Ветер начал дуть по полосе без порывов, видимость улучшилась, метель начала стихать, мы отправились в путь домой.

Авиация и Техника

9.4K постов17.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу