Трилогия трэша от Питера Джексона — с чего начинал режиссёр "Властелина Колец"

Трилогия трэша от Питера Джексона — с чего начинал режиссёр "Властелина Колец" Зомби, Мнение, Рецензия, Что посмотреть, Ужасы, Комедия, Черная комедия, Трэш, Питер Джексон, Живая мертвечина, Новая Зеландия, Фильмы, Советую посмотреть, Длиннопост

—А что, в ваших краях не любят гольф?

—Нет, в наших краях не любят мудаков.

«Знакомство с Фиблами»

Сейчас режиссёр Питер Джексон известен прежде всего как постановщик трилогии «Властелин Колец», потом как постановщик «Кинг Конга» ну и на крайняк как создатель драмы «Милые кости». А между тем Джексон, как и многие его коллеги по цеху, прежде, чем получить известность, славу и бюджеты в пару сотен миллионов баксов, снимал фильмы ужасов. Почему-то, ведя рассказ о Джексоне, прежде всего упоминается, что он заснял фильм «Живая мертвечина», после чего моментально стал знаменитым и постепенно добрался до руля экранизации Толкиена. При этом постоянно проводятся параллели с Сэмом Рейми и его «Зловещими мертвецами» или Джо Данте и его «Пираньями». Но на самом деле это сравнение не совсем корректное. Сравнивать в таком случае надо с «Армией тьмы» и «Воем» соответственно, потому что «Мертвечину» Джексон снимал уже состоявшимся режиссёром, которого многие знали. Первой же его картиной был другой ужастик, который как и два последующих, был снят в манере карикатурно-пародийного дурдома.

Трилогия трэша от Питера Джексона — с чего начинал режиссёр "Властелина Колец" Зомби, Мнение, Рецензия, Что посмотреть, Ужасы, Комедия, Черная комедия, Трэш, Питер Джексон, Живая мертвечина, Новая Зеландия, Фильмы, Советую посмотреть, Длиннопост

Началось всё с того, что молодой и никому не известный паренёк Петя из Новой Зеландии, который обожал кино и ранее снял всего пару короткометражек, решил вместе с друганами заснять пародийный хоррор про вторжение на Землю пришельцев. Только вот у паренька не было ни денег, ни связей, ни даже сценария. Только огромное желание снимать и множество творческих идей. Поскольку в средствах новоявленный режиссёр был ограничен, то сам процесс вторжения остался за кадром. Фильм начинается с того, что некое агентство по борьбе с враждебно настроенными пришельцами получает вызов из небольшой деревушки в Новой Зеландии неподалёку от городка Веллингтон. Агентство высылает нескольких раздолбаев-специалистов, дабы изловить хотя бы одного пришельца «для опытов» и уничтожить всех остальных. На месте оказывается, что дела обстоят несколько хуже, чем предполагалось, потому что инопланетяне вселились в тела жителей деревушки и с ходу даже не поймёшь кто есть кто. Впрочем, скоро выясняется, что они прилетели на нашу планету, чтобы отведать местных деликатесов и отвезти домой пару коробок еды. Такое у них хобби – летать по разным мирам и пробовать на зуб представителей местной фауны. В Новой Зеландии, как нетрудно догадаться, алиены начали закусывать людьми и вскоре в этом сильно преуспели. Ну а дальше команда великовозрастных дурачков весело, с оттяжечкой отстреливает пришельцев, дабы отомстить за сожранных землян.

Собственно, этот зачаток сюжета всё, что есть в фильме. Как уже было сказано, сценария у Джексона не было в принципе и все сюжетные повороты придумывались прямо по ходу съёмок. Так что удивляться абсурдности и глупости происходящего не стоит. Впрочем, Джексон, видимо, отлично понимал, что из подобного сюжета нормального хоррора не снимешь, а может просто и не хотел никого пугать. Так что с самого начала фильма всё происходящее предельно нелепо и карикатурно, а персонажи ведут себя как совершенно невменяемые. Но, пожалуй, самое главное, что Джексону было не занимать фантазии. Даже на коленке он сумел снять и смонтировать фильм так, что он и по сей день вызывает бурный восторг. Да и спецэффекты для фильма, актёры в котором снимались «за еду» более чем добротные.

Трилогия трэша от Питера Джексона — с чего начинал режиссёр "Властелина Колец" Зомби, Мнение, Рецензия, Что посмотреть, Ужасы, Комедия, Черная комедия, Трэш, Питер Джексон, Живая мертвечина, Новая Зеландия, Фильмы, Советую посмотреть, Длиннопост

Ну и конечно тут уже не обошлось без фирменного для раннего Джексона натурализма и мерзостей. Поедание мозгов ложкой, отрезание и распиливание, сблёв переваренной человечины одним пришельцем и дружная дегустация блевотины остальными (эпизод, кстати, смешной настолько же, насколько мерзкий) и так далее. И в то же время влияние «Зловещих мертвецов» Рейми определённо чувствуется. Операторские приёмы очень похожи, хотя тут Джексон именно оттолкнулся и придумал свой стиль. Обилие крови, гноя и тому подобного – тоже явный кивок в том же направлении. Плюс наличествует бензопила. Только если Рейми юморить стал только во второй части, то Джексон начал глумиться с самого начала. Вплоть до того, что сам сыграл аж две роли (первая – придурочный длинноволосый пришелец, в которой его узнать как раз просто, а вторая – один из агентов, очкарик, у которого из головы постоянно вываливался мозг, об этом я узнал только из финальных титров).

Фильм получил название «Bad Taste», что означает «Дурной вкус». Джексон как бы сразу предупреждал, что фильм дурной и отвратительный. Но уже первые показы продемонстрировали, что такими элементами Джексон рулит мастерски, и что зритель как правило от фильма в полном восторге. У нас фильм давным-давно выходил под дурацким названием «Инопланетное рагу», так что не надо путать, это одна и та же картина.

Следующую постановку Джексон снимал будучи уже не просто пареньком из Новой Зеландии, а интересным самобытным режиссёром, сценаристом и актёром. Во второй картине Джексон решил прогуляться по известному телесериалу «Маппеты» авторства Джима Хенсона. При этом, как яростный фанат кинематографа и любитель «Кинг Конга» 1930-х, Питер кукольных маппетов любил и уважал. Но однажды решил сделать пародию на драмы про закулисную жизнь актёров, главные роли в которой должны были играть сплошь куклы-маппеты. Эту идею он потом так и воплотил, написав сценарий совместно с Френсис Уолш (их творческий союз оказался на редкость крепким, они работаю вместе и по сей день с ещё одной сценаристкой, речь о которой пойдёт позже). По сюжету фильма в неком абстрактном мире сплошь населённым маппетами, существует вполне успешное шоу Фиблов. Труппа эта сработавшаяся, все друг друга знают, но за кулисами ни на минуту не стихает борьба и склоки. Кто-то хочет роль побольше, кто-то денег, кто-то собственного шоу, а тем временем директор труппы занимается торговлей героином, один из его подопечных – крокодил, прошедший ад войны во Вьетнаме – плотно сидит на игле и вообще вот-вот должно случиться что-нибудь такое, что вполне может уничтожить Фиблов как таковых.

Трилогия трэша от Питера Джексона — с чего начинал режиссёр "Властелина Колец" Зомби, Мнение, Рецензия, Что посмотреть, Ужасы, Комедия, Черная комедия, Трэш, Питер Джексон, Живая мертвечина, Новая Зеландия, Фильмы, Советую посмотреть, Длиннопост

В этом фильме сценарий является уже полной противоположностью первой картины Джексона. Здесь чётко и скрупулёзно прописаны отношения всех героев картины, события развиваются в строгом порядке, придумано множество музыкальных номеров. Но по сути это та же самая глумёжная комедия с множеством мерзких подробностей и отвратительными героями. Большинство маппетов в этом фильме нарочито грязные, со свалявшейся шерстью, гадкими рожами и паскудными характерами. Я прям не завидую тому зрителю, который только краем уха услышал что-то такое про новый фильм в стиле «Маппет-шоу» и уселся его смотреть. Потому что, как и «Дурной вкус», «Знакомство с Фиблами» совершенно не детский и не традиционный фильм. Поскольку это сатира на человеческое общество, почти все куклы курят, ругаются (впрочем, как и всегда у Джексона, без матершины), трахаются и употребляют наркотики. Морж торгует героином, вороватый крыс снимает извращённые порнофильмы, опоссум нюхает чужие перемазанные в фекалиях трусы, бегемотиха-прима тоннами жрёт сладости, навозная муха-репортёр выискивает грязные сенсации и в буквальном смысле закусывает говном (я не шучу, есть в фильме сцена, где муха, сидя в унитазе на куче дерьма, с аппетитом наворачивае его ложками. Всё это, в лучших традициях, максимально крупным планом) – думаю не надо объяснять до какого состояния можно довести детишек, показав им вот это.

Но при этом фильм не перекрывается творящимися на экране мерзостями, они только органично дополняют трэшевую составляющую. Ряд эпизодов настоящие шедевры остроумия: крокодил, страдающий ломкой (на моменте, где он дрожащими лапами кидал ножи в мишень, меня чуть инфаркт от смеха не хватил) и его флэшбек во вьетнамское прошлое; слон, который переспал с курицей (!) и теперь та заставляет его принять участие в воспитании сына; муха-репортёр, устроившая в бачке унитаза фотолабораторию; кролик, заболевший непонятной мерзкой болезнью; и, конечно же, совершенно крышесносящий момент буйства бегемотихи со станковым пулемётом наперевес. Определённо, с головой у Джексона не совсем всё в порядке, но именно это и позволило ему снимать какие роскошные фильмы.

Впрочем, «Знакомство с Фиблами» особенного успеха не имело. Видимо, сказалось всё вместе: использование любимых кукол (которые как всегда выглядят убедительнее иных актёров) в такой извращённой форме, глумёж над Вьетнамом, толстыми людьми (сам Джексон к тому моменту уже был достаточно пухленьким) и театральной жизнью. Так что сейчас фильм этот мало кто помнит, да и я натолкнулся на него чисто случайно (про «Дурной вкус» я, например, несколько раз слышал). Кстати, небольшая отсылка к предыдущей работе Питера тут есть: во время финального спектакля в зале среди зрителей можно заметить пришельца-гурмана в истинном его виде.

Трилогия трэша от Питера Джексона — с чего начинал режиссёр "Властелина Колец" Зомби, Мнение, Рецензия, Что посмотреть, Ужасы, Комедия, Черная комедия, Трэш, Питер Джексон, Живая мертвечина, Новая Зеландия, Фильмы, Советую посмотреть, Длиннопост

Ну и, наконец, самый известный фильм раннего Джексона был снят ажно третьим. К этому моменту Джексон уже был «широко известным в узких кругах», смог выбить приличный для такого фильма бюджет и сделать значительно более дорогие спецэффекты, чем ранее. Итак, прошу любить и жаловать, х/ф «Живая мертвечина». Сюжет вкратце таков. С суматранского острова Черепа (к слову, на этом же острове обитает небезызвестный Кинг Конг) в зоопарк городка Веллингтон, Новая Зеландия, привозят зловещую крысо-обезьяну. В один прекрасный момент крыса кусает мать главного героя, и женщина стремительно превращается в зверского зомби, кусая всех, кто подворачивается под руку. В скором времени дом, где дядя главного героя затеял вечеринку, превращается в форменную обитель зла с ордами живых покойников.

Я специально несколько упростил сюжет, потому что смотреть самим это действо значительно интереснее. (Сценарий, кстати, писался совместно с уже упоминавшейся Френсис Уолш, к котрой примкнула Филипа Боенс; в последствии эта троица в полном составе напишет «Властелина Колец».) Разумеется, тему зомби Джексон обойти не мог, но снял всё в своей фирменной для того времени трэшевой манере. И если раньше эта трэшевость была просто сильной, то в данном случае она прям таки хлещет фонтаном, достигая апофеоза, а глумёж разворачивается в такую ширь, что его бы хватило на три фильма. К тому же здесь достиг апогея приём Питера «больше крови и других внутренних жидкостей». По некоторым данным во время съёмок картины пролили ажно четыреста литров бутафорской крови и даже затопили находящуюся этажом ниже студию какого-то шоу. И в это в принципе верится. На вскидку ничего кровавее резни зомбарей газонокосилкой я никогда не видел, да и вряд ли увижу.

Также вполне ясно почему «Живую мертвечину» любят и помнят сильнее двух других фильмов. В этой картине столько запоминающихся эпизодов, что говорить про неё можно бесконечно. Священник-каратист, младенец-зомби (сцена с блендером потом была процитирована Джо Данте в первых «Гремлинах»), закидоны мамы Лайонела, обед с пудингом, дядя Лайонела, гротескный обед зомби, совокупление зомби, шикарный момент «Твоя мама съела мою собаку!» и, пожалуй, одна из самых глумливых и адски смешных сцен в мировом кино – прогулка с мёртвым младенцем (правда, не совсем ясно зачем Лайонел повёл его «выгуливать», но это не столь важно) дают полное основание назвать этот фильм, пожалуй, лучшей постановкой Джексона. Да простят меня фанаты «ВК», но таково моё мнение. Позже Питер стал успокаиваться. Сначала ещё немного поугорал в «Страшилах» (хотя и куда более сдержано), а потом и вовсе остепенился. И это неплохо. Он мог бы выдохнуться со временем и скатиться в самоповторы и жалкие потуги схохмить, а так режиссёр нашёл другой путь, и продолжил выпускать отличные фильмы. Кстати, в «Мертвечине» Джексон промелькнул: он снялся в роли помощника гробовщика, который забыл выключить бальзамировочный аппарат. Между прочим, существует два названия этого фильма: «Живая мертвечина» («Dead Alive») и «Мозг мёртв» («Brain Dead»). Обратно прошу не путать, это один и тот же фильм, причём в данном случае отечественные переводчики не при чём. И ещё одно: крысо-обезьяна действительно с того же острова, что и могучий обезьян, это подтвердил сам Джексон, к тому же в его «Кинг Конге» в трюме корабля можно заметить пустую клетку, на которой написано «Симиус Ратикус, крыса-обезьяна с Суматры».

Резюмирую. Пусть Джексон направил свою буйную фантазию в другое русло и сейчас радует нас совершенно иными фильмами, неплохо бы помнить с чего он начинал. Потому что эти три картины достойны внимания не менее, чем «Властелин Колец». Правда перед просмотром нужно как следует потренировать желудок и нервы и не в коем случае не есть. Хотя некоторые фанаты ужасов типа меня плевали на все эти предрассудки и смело смотрят такие фильмы за обедом. Но таких людей мало, поэтому если что, я вас предупредил.

Также можно прочесть предыдущие заметки про кино:

"Попутчик" — культовый триллер 80-х с божественным Рутгером Хауэром.

"Взрыв из прошлого" — замечательная романтическая комедия с Брендоном Фрейзером в главной роли

"Школа мертвецов" — аниме-сериал, пародирующий стереотипы об аниме, от создателя "Тетради смерти".

"Зомби одним планом!" — японский фильм не совсем на тему зомби с отличными шутками.

"Нужные вещи" — экранизация Стивена Кинга, отношение к которой сильно зависит от того, читали ли вы книгу.

Трилогия трэша от Питера Джексона — с чего начинал режиссёр "Властелина Колец" Зомби, Мнение, Рецензия, Что посмотреть, Ужасы, Комедия, Черная комедия, Трэш, Питер Джексон, Живая мертвечина, Новая Зеландия, Фильмы, Советую посмотреть, Длиннопост