Трилогия "Князь Пустоты" или эпичность и половая гребля
Трилогия Р.С. Бэккера встретила меня неприветливо: тяжелый слог, множество странных событий и названий и, наконец, полное непонимание того, что же творится в мире, выдуманном автором. Собственно говоря, в некоторых моментах я разобрался полностью лишь ближе к концу третьей книги.
И, тем не менее, с первых же страниц это произведение умудрилось завладеть моим вниманием - чувствовалось в нем нечто особенное.
Очередность книг такова: сперва идет The Darkness That Comes Before, переведенный надмозгами как "Слуги темного властелина", затем - The Warrior Prophet, он же "Воин кровавых времен" по версии переводчиков. Замыкает цикл книга The Thousandfold Thought - "Падение Святого города".
Не могу не порадоваться за отечественных мастеров литературного перевода, которые, судя по всему, не сильно отстает по уровню профессионализма от коллег из кинобизнеса.
Впрочем, речь сейчас не о них, ведь, как известно, хорошую книгу переводом испортить непросто, даже если очень постараться (Думбльдур напрягся!).
А потому постараемся разобраться, можно ли считать трилогию "Князь Пустоты" хорошей, или все-таки нет.
!!! ВНИМАНИЕ!!! В тексте присутствую спойлеры, причем в количестве большем, чем мне хотелось бы. Увы, без них не получалось. Поэтому, если вы испытываете острые приступы спойлерной болезни, не читайте!
Капелька сюжета
Повествование Бэккера слишком эпично и глобально для того, чтобы сюжет книг можно было пересказать хотя бы приблизительно. Я постараюсь лишь широкими мазками обозначить основные моменты.
Итак, старый мир погиб во время Армагеддона, со времен которого прошло больше двух тысяч лет. В той кошмарной войне сгорел весь древний север - Куниюрия, пала великая Киранейская империя, объединявшая земли юга, но победа была достигнута.
Северные земли практически обезлюдели - на них кое-как сохранились лишь жалкие искорки былого величия, неторопливо и методично гасимые как бы проигравшими во время Армагеддона шранками и их хозяевами - Консультом.
На юге же, на руинах Киранейской империи расцвела культура Трех Морей. За две тысячи лет обитатели этих земель прошли немалый путь, и на момент начала книги остановились где-то на этапе Высокого Средневековья. Правда, замечу, скорее, будет правильно говорить о Средневековье инидйском, нежели европейском.
В Трех Морях вполне себе процветает рабство, общество жестко поделено на касты, и смена социального статуса почти невозможна. Тот же Ксинем, к примеру, получивший титул маршала Атремпта, все равно остался рабом, полностью зависимым в личном отношении от своего хозяина - принца Нерсея Пройаса.
Народы Трех Морей можно условно разделить на две группы по религиозному принципу. Большая часть персонажей происходят из айнрити, поклоняющихся Бивню - священному и непогрешимому писанию. В основе айнритизма лежат откровения Последнего Пророка Айнри Сейена, являющие собой лютую смесь политеизма с монотеизмом.
В результате айнрити почитают десятки самых разнообразных богов, которые на самом деле являются разными ипостасями одного единственного Бога, явившего истину Последнему Пророку.
Их антогонисты - фаним, последователи пророка Фана, отвергавшего нечестивый Бивень и сонмы демонов, которых глупые айнрити именуют богами.
Основной конфликт книги связан со Священной войной, назначенной новым "папой" айнрити - шрайей Майтанетом - против богомерзких язычников.
В результате собралась целая коалиция из самых разных королевств айнрити, которые во славу Бивня решили бросить вызов Кианской империи - огромному государству, в котором, собственно говоря, фанимство и является официальной религией.
Тут заметны прямые аналогии с Первым Крестовым Походом, и, поверьте, дальше этих самых аналогий будет только больше.
Особняком в стройном делении айнрити-фаним стоит народ скюльвендов - суровых кочевников, обитающих в степях, которые отделяют Три Моря от обезлюдевшего и заполоненного шранками севера. Скюльвенды лишились своего бога во время Первого Армагеддона, что, впрочем, не мешает им быть занозой в заднице у всех южных соседей. Варвары, представляющие собой нечто, напоминающее то ли монголов, то ли мадьяров, отправляются в постоянные набеги на изнеженных южных хлюпиков и опустошают целые регионы ради рабов и добычи.
И вот, повеление святого шрайи привело народы в движение, ознаменовав тем самым начало войны, которая должна будет изменить облик Трех Морей вне зависимости от того, кто одержит верх.
И война эта, подобно огромному водовороту, вобрала в себя сотни тысяч людей, населявших мир "Князя Пустоты".
А на фоне разворачивающихся грандиозных событий вновь дают о себе знать древние враги рода людского: омерзительные инхорои и их добровольные помощники Консульт. Второй Армагеддон становится куда более реальным, чем это может показаться на первый взгляд.
Каждый из персонажей книги так или иначе оказывается связан со Священным Воинством - огромнейшей армией, созванной для возвращения Шайме, родного города Последнего Пророка.
Каждый пройдет отмеренный ему путь, в конце которого будет ждать заслуженная награда, либо столь же заслуженное наказание.
Точно можно сказать одно: ни один из героев не останется прежним, даже те из них, кто считал себя мерилом всего.
Персонажи
Персонажей в книге не просто много, а очень много. Автор взял на вооружение метод, эффективно использованный Мартином, а потому в разных главах речь ведется от лица совершенно разных людей (а иногда даже нелюдей).
Тут нашлось место всем: императору, чародею, пророку, принцу, варвару, шлюхе, рабыне. Все социальные слои Трех Морей подарили нам героев, от лица которых ведется повествование.
Некоторые из них пройдут путь от первой и до последней страницы трилогии, некоторые - умрут, прожив достаточно долго, некоторые же предстанут как эпизодические персонажи, о чьей горькой судьбе мы забудем, перелистнув страницу. Так или иначе, но автор постарался представить внутренний мир каждого из них, наделить уникальными мыслями и собственной мотивацией, вытекающей из мировоззрения, социального положения, воспитания, вероисповедания и этнической принадлежности.
Короче говоря, вождь склюльвендов не будет вести себя точно также, как изнеженный нансурский император. Но об этом чуть позже.
Я не буду перечислять всех персонажей, остановлюсь лишь на тех из них, кого можно считать более-менее главными действующими лицами повествования.
Анасуримбор Келлхус.
А вот перед нами и местный Марти-Сью. Этот парень родился на севере, в потайном городе, ставшем пристанищем для секты дуниан. Кто такие дуниане? Это люди, отвергающие тварное начало в человеке, и ставящие во главу угла чистый незамутненный интеллект. Они учатся управлять желаниями, равно как и окружающими обстоятельствами.
Каждый дунианин - результат тысяч лет безжалостных евгенических экспериментов, в результате которых эти странные ребята получили ряд интересных преимуществ.
Во-первых, они - боги НЛП. Дуниане читают язык тела, точно открытую книгу. Посмотри дунианину в глаза, и он за пару минут заберется в твою голову, через десять минут поймет, как на тебя воздействовать, и через полчаса ты уже будешь делать то, что выгодно ему, полагая, при этом, что следуешь собственным интересам.
Во-вторых, каждый дунианин идеально владеет своим телом, каждой его мышцей, каждой железой, буквально каждым волоском. Интонации голоса, выражение лица, позы - все это подвластно адептам Логоса.
В-третьих, плавно вытекает из первых двух пунктов. Каждый дунианин - исключительный воин. В одной из сцен книги Келлхус в одиночку защищал холм от нескольких сотен всадников на верблюдах, и перебил их всех, не получив при этом ни единой царапины.
Нет, конечно же, мы все понимаем, что ничего из вышеперечисленного в реальной жизни достичь нельзя от слова "совсем", но у нас ведь тут фентезя, верно?
В-четвертых, из-за бесчеловечной подготовки, заточенной на отрицание тварного (все, кто не в состоянии постичь Логос, считаются дефектными и в дальнейшем используются в лучшем случае как подопытные крысы, например, для так называемой нейроакупунктуры), все дуниане теряют способность сопереживать. Да что там, они становятся похожими на машины, лишенные всего человеческого.
Друз Ахкеймион.
Мой любимый персонаж в книге. Стареющий маг, всю свою жизнь посвятивший служению ордену Завета и безрезультатным поискам Консульта. Жизнь нещадно била его, оставив лишь массу сожалений о неверном выборе, разочарование, да боль.
Он весьма близок к измене своему ордену, и, быть может, так и поступил бы, если бы не сны Сесвадхи - это проклятье каждого гностического чародея, расплата за колоссальное могущество, недоступное адептам иных магических школ Трех Морей.
Друз - самый живой и проникновенный персонаж повествования, временами напоминающий побитого блохастого пса, хочется обнять и пожалеть. И это при то, что он, вообще-то, легким щелчком пальца может распылить человека на атомы. Он в состоянии разверзнуть землю под ногами целой армии и заставить море выйти из берегов. Но...
Могущество не заменит потерянных учеников, оба из которых живы, но оба презирают наставника. Оно не заменит женщину, которую любил, но бросил. Оно не сделает ненавидимого и презираемого парию, поправшего законы Последнего Пророка, уважаемым. Ведь магов боятся и ненавидят, но не любят.
Найюр урс Скиоата.
Этот тип - антагонист Келлхуса, единственный человек, разгадавший загадку дунианина, и то лишь потому, что в свое время был взят в оборот его отцом.
Суровый и жестокий воин, не знающий жалости к слабым. Его презирают, ненавидят и боятся до тошноты даже соплеменники, потому как в бою он являет собой нечто кошмарное.
Постепенно образ грубого варвара раскрывается, и становятся понятны истинные мотивы, движущие Найюром, заставляющие вождя следовать за сыном человека, который изменил его жизнь. В некоторых моментах Найюра даже хочется пожалеть, столь велики его страдания, в первую очередь - моральные.
Эсминет
Шлюха и единственная любовь Друза Ахкеймиона.
Женщина крайне неординарная: волевая, умная, талантливая, и, конечно же, очень красивая, несмотря даже на то, что годы ее молодости, в общем-то, уже прошли.
Увы, но социальный статус и половая принадлежность не оставляют Эсминет ни малейшего выбора, ну а татуировка на ладони, указывающая на профессию, ставят крест на каких бы то ни было мечтах, надеждах и желаниях.
Она - всего лишь товар, который будут пользовать мужчины, не спрашивая, есть ли у Эсминет чувства, желания и мысли. Она - ничто.
Для всех, но не для старого чародея.
Их любовь, трогательная и какая-то наивно-детская, красива и трагична. Две пещинки в мире, в котором с каждым часом все сильнее и сильнее начинает дуть ветер надвигающегося Второго Армагеддона.
Икурей Конфас.
Племянник Икурея Ксерия и наследник изрядно увядшей, но все еще достаточно сильной Нансурской Империи.
Настоящий военный гений, первый нансурский полководец за очень долгое время, сумевший наголову разбить скюльвендов в генеральном сражении, да еще и на их территории.
Умен, циничен, властолюбив. Как и дядя, считает себя живым божеством, достойным самого лучшего, и, как и дядя, желает возрождения могущества Нансурской империи. Цена этого возрождения его, как нетрудно догадаться, мало волнует.
Вместе с императором плетет интриги, надеясь использовать Священное Воинство в своих сугубо корыстных интересах, и нельзя сказать, что у него недостаточно таланта для этого.
Нерсей Пройас
Пылкий и глубоко порядочный молодой человек, волей судеб родившийся наследным принцем целого королевства. Он обладает моральными принципами, справедлив, в общем, достаточно отзывчив и человеколюбив.
Единственный серьезный недостаток принца - религиозный фанатизм. Нерсея так сильно долбануло Бивнем, что еще немного, и он бы начал носить вериги. Именно по причине своей религиозной упоротости Нерсей постоянно обижает Друза Ахкеймиона, учившего его в детстве, ведь Друз - с точки зрения жрецов проклят и обречен на вечные муки, как богомерзкий колдун.
И, тем не менее, юноша находит в себе силы понять, что неправ. Он вообще непривычно много рефлексирует для религиозного фанатика. Видимо, сказывается база, вложенная в него в детстве Друзом Ахкеймионом.
Магия в мире
Отдельно доставили чародейские школы Трех Морей. Местные колдуны, кроме шуток, хреначат друг в друга философскими абстракциями, выворачивая под свои нужды законы мира.
Собственно говоря, название магии школы Завета, к которой принадлежит Друз Ахкеймион - Гнозис - говорит само за себя. Остальные маги айнрити вынуждены довольствоваться агогическим чародейством, которое заметно слабее гностической магии.
Гнозис - это тайное знание, владеть которым могут лишь маги Завета, и даже самые страшные пытки не в состоянии вырвать секреты из них. Причиной тому является благословение и проклятье магов Завета: каждый адепт Гнозиса в ночных кошмарах раз за разом переживает ужасы, которые испытывал Сесвадха - основатель ордена и один из главных действующих лиц Первого Армагеддона. Когда же адепта Завета берут в плен и начинают пытать, тень Сесвадхи перехватывает контроль и даже если гностический маг захочет предать своих, чтобы прекратить мучения, у него ничего не получается.
Чародеи фаним - кишаурим, Водоносы Индары, люди, которые вырывают собственные глаза и смотрят на мир при помощи своих спутниц-змей, владеют магией чувств Псухе, чья сила зависит от того, сколь пламенно пылают их сердца.
Отдельной строкой идет магия инхороев, а также их последователей из числа людей - Консульта. Эта магия основана на биотехнологиях, собственно говоря, именно благодаря ней Консульт перестали быть людскими чародеями и превратились в нечто большее. Или меньшее - это как посмотреть.
Не совсем понятно, точно ли следует говорить о возможностях Консульта, как о магии, так как инхорои - это пришельцы, чей космический корабль разбился на планете. Впрочем, это, наверное, не самый важный вопрос.
За и против
Начнем с того, что же мне понравилось в трилогии. Безусловно, главное ее достоинство - это монументальность и детальная проработка едва ли не каждой мелочи. Если не путаю, автор потратил на написание первой книги то ли десять лет, то ли даже больше, и это сразу же бросается в глаза.
Там, где у Аберкромби и Лоуренса - лишь жалкие карандашные наброски, у Бэккера - громадный триптих.
История мира, культура и обычая народов, языковые особенности, семантика имен, это, и многое, многое другое, было придумано автором, состыковано, подогнано, после чего - допилено лобзиком, складываясь в красивейший узор сложного и живого мира.
Понравились отличные и многогранные персонажи, каждому из которых автор сумел уделить толику внимания и любви.
Конечно же, понравились многочисленные хорошо описанные интриги, которыми так изобилует книга, особенно - первый ее том.
Увы, несмотря на многочисленные положительные стороны, "Князь Пустоты" не лишен и проблем.
Серьезным с моей точки зрения недостатком является - Анасуримбор Келлхус. Я все понимаю, но этот парень - чистый, дистиллированный Марти Сью, прямо-таки взятый из палаты мер и весов. Все-то он может, все-то умеет. И язык новый выучить за пару дней, и сто человек порешить, не получив ни царапины, и освоить любой сложности философский труд за пару часиков, и проповеди устраивать, покруче, чем Христос Нагорную, и в будущее заглядывать и тэ дэ и тэ пэ.
Безусловно, Анасуримбор хорошо прописан как персонаж, но, Великий Макаронный Монстр, как же он бесит!!! Так и хочется, чтобы нашелся кто-нибудь, способный пере...ть его по хребтине лопатой. Я все понимаю, фентезя, и все такое, но блин, неужели нельзя было обойтись без этого Марти? Ну или сделать его попроще, что ли. Или в этом персонаже автор воплощал все свои потаенные желания? Все может быть.
Вторым недостатком произведения, лично на мой взгляд, является общая для почти всех авторов фентези проблема: размеры армий. Действительно, подумаешь, средневековые государства со средневековым же уровнем логистики собрали войско тысяч в двести рыл, чего такого? Все так делают.
Из размеров армий плавно вытекают и сражения уровня эпохи Наполеона, совершенно невозможные со средневековым уровнем подготовки и управления. Хотя надо отдать автору должное, он прибегал к ряду ухищрений, дабы доблестные айнрити не выскакивали на поле боя всей двухсоттысячной толпой.
При этом, автор, лично на мой взгляд, достаточно слабо себе представляет, что такое - средневековое сражение, и каково это - орудовать остро заточенными металлическими предметами, потому как некоторые описания вызывают даже не двойной, а учетверенный фейспалм. Особенно доставило одна из последних битв, когда истощенные многонедельной осадой айнрити сошлись с двукратно превосходящими их по численности фаним.
Ну-да, ну-да, так оно и происходит, мега пророк сказал: "посоны, ватаке!!!", и у всех сразу же такой духовный подъем начался, такой духовный подъем...
Как там было: "...ты же коммунист, Иванов! И вновь застрочил пулемет".
Но и с этим можно было бы смириться, если бы не главный минус трилогии. Имя ему - сублимация. В этой трилогии трахаются все, всегда и везде. Половые акты тут прописаны в таком количестве и с такой подробностью, что иногда за товарища Бэккера мне становилось откровенно страшно. Сходил бы он, что ли, к психологу. Или к сексопатологу.
Скажу сразу, я не имею ничего против описания половых отношений, если они обусловлены с точки зрения сюжета. Да-да, иногда это бывает необходимо.
Но здесь же творится просто какая-то жесть:
Скюльвенд регулярно насилует красавицу Серве - свою добычу.
Маг Завета, чтобы забыть о своей любимой, пользуется услугами грязных обозных шлюх, причем процесс съема и, так сказать, выполнения сделки достаточно подробно расписывается.
Император желает отыметь свою престарелую мать, которая ублажала его в подростковом возрасте.
Синтез Консульта - древнее существо, живущее не одну тысячу лет, - надрачивает своему слуге - шпиону-оборотню.
Сами шпионы-оборотни, равно как и шранки, вообще нечто, повернутое на сексе, причем их специфические вкусы включают в себя содомию, жесточайший БДСМ, некрофилию, и прочие милые шалости.
Шлюха непрерывно занимается своими профессиональными обязанностями, что тоже весьма подробно и со вкусом описывается автором.
Естественно, что, когда город берется штурмом, либо победители врываются в лагерь разбитой вражеской армии, все женщины тотчас же пускаются по кругу.
Естественно, что безобразные инхорои - это раса любовников, для описания чего у автора обязательно найдется пара абзацев.
Это все естественно... Но от того не менее безобразно.
Может быть, автор пытался таким образом сделать книгу более приземленной, попадающей в каноны темного фэнтези, может быть, в каждом со смаком описанном половом акте есть глубинный смысл, понять который в состоянии не каждый, все может быть.
Лично же я увидел в этом просто адовую сублимацию и такое дикое количество скрытых проблем, что хоть волком вой. Кроме шуток, из трилогии можно совершенно безболезненно удалить процентов восемьдесят постельных сцен, и текст ничего не потеряет от этого, наоборот, станет только лучше.
Заключение
Что можно сказать в итоге. Трилогия Бэккера - великолепное произведение, которое могло бы быть даже лучше, укроти автор тараканов внутри своей черепной коробки.
Он откровенно переборщил с чернухой и тем самым тварным, от которого отказались так хорошо расписанные им дуниане.
Однако я абсолютно уверен, что несмотря на все недостатки трилогии, каждый любитель фэнтези просто обязан ознакомиться с "Князем Пустоты".
Читал я это дело примерно год назад.
Пока продирался сквозь текст, постоянно ловил себя на мысли "нахера я читаю эту галиматью?", но сейчас с удивлением понял, что прекрасно помню весь сюжет и добрых десятка два сильных сцен. Все до единой мрачны и пропитаны страхом, похотью, отчаянием или жестокостью, что характерно. Да и в целом все книги были кропотливо созданным лабиринтом из кошмаров, разбитых надежд и злого умысла. Если оценивать их как проявление литературного таланта - хороши, бесспорно. Но что-то во мне очень уставало от постоянного потока чернухи, лившегося на меня со страниц. Не знаю, в каком состоянии надо пребывать, чтобы с удовольствием читать подобное, но ещё больше мне удивительно (и жутко) осознавать, что это порождено всего лишь одним человеком, автором. Что там у него в голове, раз он смог такое создать? Даже знать не хочу.
Не увидел какой-то особой чернухи, всё в рамках дарк фэнтези и средневекового реализма.
Другое дело, что мне в принципе очень нравится дарк фэнтези...
>всё в рамках дарк фэнтези
Да.
>средневекового реализма
Не совсем. Автор, мягко говоря, сгустил краски.
В реальном средневековье кроме чернухи ничего в общем то и не было в жизнях большей части населения. Вы даже не представляете похоже насколько в счастливое время нам доводится жить. Беспрецендентно счастливое.
Отлично представляю - я неплохо знаю историю Средних Веков. Именно поэтому убежден в том, что помимо мрака и безнадеги в этом времени были и свои светлые стороны, причем далеко не так мало, как хочет показать Бэккер.
Достаточно сложно представить светлые стороны в жизни, к примеру, крестьянина из XII века, чья семья ополовинилась из-за оспы, а спустя пять тяжёлых безрадостных лет оставшиеся умерли во время голодной зимы. И подобное было в порядке вещей, а не чем то трагичным.
Светлые стороны были в жизни дворянства, и то меньше чем в вашей текущей жизни.
>Достаточно сложно представить светлые стороны в жизни, к примеру, крестьянина из XII века
Праздники, например, ярмарки, урожайные годы, приезд вагантов. Посещение церкви, опять же, ну и не будем забывать про алкоголь. Это если дря крестьян. У горожан все было несколько интереснее.
Тут следует понимать, что крестьян было много и в разных странах уровень жизни был разным. Безусловно, жизнь большей части населения была крайне тяжелой, смерть ходила не то, что рядом, а каждую секунду буквально стояла за спиной, но просто не следует мазать все только черной краской.
>Светлые стороны были в жизни дворянства, и то меньше чем в вашей текущей жизни.
Лет через пятьсот потомки будут с ужасом представлять, как это мы могли выживать в начале двадцать первого века. Значит ли это, что у нас сейчас - беспросветный мрак?
Да, с этим согласен. Показывать нужно все грани.
С точки зрения того что может быть в будущем - да.
Просто дно. Дно самой бездонной (хм) и самой мрачной бездны во вселенной. Просто таки воплощённый ад.
Но с точки зрения первобытного и средневекового образа жизни - всё весьма заебись. И ещё в античности у части населения тоже всё было весьма неплохо.
Именно. Все познается в сравнении и зависит от классовой принадлежности, конечно же :)
Иногда закрывал книгу с ощущением , что неплохо было бы проблеваться, но потом все равно читал , ибо затягивает. Кажется, что всё, баста, не осилишь, ан нет с первой книгой справился, морально готовлюсь ко второй.
понравилось, что в мире маги не всесильны, интересная идея с хорами
Любопытно.
Для любителей оригинала, ищем R. Scott Bakker "The Prince of Nothing"
Тяжелые книги и тяжелый слог. С трудом читал, но все же забросил.
тогда попробуй Патрика Ротфусса. "Хронику Убийцы Короля". Две книги - Имя Ветра и Страх Мудреца.
Это одно из самых "вкусных" чтив, что встречалось мне в жизни. Великолепный слог, который льется в душу как самая лучшая мелодия
Вот, кстати да, решительно рекомендую! Обалденные книги, проглотил их в прошлом году на одном дыхании!
эх.. ну вооот:) а я так надеялся еще хоть кому-то открыть дивный мир музыки Квоута)
Но все равно спасибо большое за то, что решили поделиться информацией о книге)
и все эти последние годы я только и делаю что жду третью книгу)))
ох, ничего не говори))) а в процессе ожидания перелопачивать тонны шлака, в надежде набрести на жемчужину
это было бы ужасно. Как в случае и с Мартином - ну невозможно же смотреть тем кто читал!!! (хоть фанаты ПЛиО меня сейчас и заминусовать могут)
вроде бы нет) я у него только продолжение колеса времени читал. То, что после смерти Джордана выходило
в любом случае - спасибо! как раз искал что бы почитать в очередной раз) этой же ночью и займусь
Понятно, что у телевидения свои законы, но если Мартин допишет-таки сагу, то думаю, что знание экранизации мне не испортит чтения, настолько разными стали истории.
чтение не испортит однозначно:) это я просто слишком бурно отреагировал на то, что творится на экране)
Если вы все еще ищете нового автора, то мой вам совет - Брэндон Сандерсон. Начните читать его "Архив Штормсвета" и выпадите из реальности на пару недель. А если еще и другие его произведения захотите почитать - то вообще на пару месяцев.
Проблема книголюба все еще в действии(
Хах, у меня много вкусностей еще есть.
"Сказания Меекханского Пограничья" Роберта Вегнера.
"Ересь Внутри" Хейса.
"Грозный Отряд" Люка Скалла.
Или вышеописанное тоже читали?
А по Хейсу еще и пост на Пикабу сделала, когда всю трилогию перевели на русский)
Но все равно спасибо за предложение - потому что приятно снова увидеть имена интересных авторов)
Да блин же! "Память, Скорбь и Терн" Тэда Уильямса тоже читали? Произведение, которым вдохновлялся Мартин.
Фууух, ну хотя бы нашел кого то, кого вы не читали, а то я в отчаянии был.
Робинзон Крузо?.... Город Лестниц?
Насколько я помню, Бэккер вынашивал идею лет 30 прежде чем написать. И получилось просто великолепно! Продуманные и детально описанные характеры, расы, языки, архитектура, климат, традиции, религия, мода и всякое такое. Он практически не оставляет места для вопросов в конце книги. Самое интересное описание колдовства из тех, что я встречал. Кучи отсылок к различным религиозным и филосовским направлениям(Бэккер вроде как философию преподавал много лет), некоторые отсылки к литературным произведениям. И всё это так органично переплетено, что кажется, будто тут этому самое место и выбросить никак нельзя. Секта психологов, маги-философы, кочевники с племенным сознанием, шпионы-оборотни и прочее.
Келхус это же боевой Христос, который выжил! Он и должен быть круче всех. И тут же вся соль в том, что он должен быть спасителем, но учитывая то, кем он стал в секте, становится страшновато. Какой ценой он спасёт мир? Он вобще собирается это делать?
И лично меня вовсе не задело, что в книгах есть описания половых актов. Там есть и описания жестоких пыток и убийств, но автор поста не упоминул о них. Может не у Беккера проблемы, а у автора комплексы? Но это я так, не серьёзно.
А перевод мне весьма понравился. Названия переведены как-то странно, но текст читается хорошо(уж не знаю как там с оригиналом), весьма обогащает мой скудный лексикон.
А в самом конце третьей книги сюрприз. События заканчиваются, но остаётся около ста страниц. Знаете что это? Да, это глоссарий! Маленькая википедия!
И знаете от чего у меня, как принято сейчас говорить, бомбит? Вам не интересно? Но я всё равно расскажу. От сравнения Беккера и Мартина. Шикарные книги с изящным описанием, и детальными подробностями против примитивного текстового комикса? Серьёзно?
>Насколько я помню, Бэккер вынашивал идею лет 30 прежде чем написать.
Может и так. Факт лишь в том, что продумывал свое произведение он очень долго и детально, и это сразу же видно.
>Самое интересное описание колдовства из тех, что я встречал.
Это да, тут автор проделал просто блестящую работу.
>Там есть и описания жестоких пыток и убийств, но автор поста не упоминул о них.
Пыток там сильно меньше, чем половых актов и, самое главное, они очень часто:
а. Достаточно логичны в контексте книги.
б. Не расписаны подробно.
в. Являются частью половых актов (вспоминаем, к примеру, конец второго тома и появление инхороя).
Меня коробят не сами половые акты, а дикое их количество и, самое главное, совершенная бессмысленность с точки зрения повествовательной логики. Примеры приводить не буду, а то мы тут с Вами в дебри спойлеров уйдем.
>И знаете от чего у меня, как принято сейчас говорить, бомбит? Вам не интересно? Но я всё равно расскажу. От сравнения Беккера и Мартина. Шикарные книги с изящным описанием, и детальными подробностями против примитивного текстового комикса? Серьёзно?
Это у Мартина-то слог примитивен? Шутите?
У Бэккера, лично на мой вкус слог тяжеловат, к тому же он перебарщивает с чернухой. У Мартина, к слову сказать, ее сильно меньше, и это - большой плюс.
Чтобы не разводить флуд про Мартина, давайте просто спишем всё это на вкусовщину. Мне не понравилось ни как он пишет, ни что он пишет. Для понимания того, с кем Вы вобще ведёте беседу, ещё один факт обо мне. Может сейчас кто-то из прочитавших и вовсе за сердце схватится, но худшее, что я на сегодняшний момент прочитал это серия про ведьмака. Хуже ничего ещё не читывал. И сравнение ведьмака и князя пустоты в пользу ведьмака(я слышал это сам) каким-то образом включает во мне берсеркера. Пусть это будет моё личное, никому не нужное мнение.
>Грязное средневековье не было бы грязным без грязи.
Не было бы, но автор явно переборщил с чернухой. К примеру, я так и не сумел понять, какой же глубокий смысл, к примеру, несла постельная сцена Эсминет и Синтеза, или то, как Синтез наяривал шпиону-оборотню. Помню, как автор мельком, походя, будто это само собой разумеющееся, сообщил о гомосексуальной связи Друза и его товарища в те времена, когда маг был еще учеником. Мне совершенно непонятно, зачем нужно было пихать в текст половые девиации императора, который до одури желал и ненавидел свою престарелую мать, и многое, многое другое. Да, есть половые акты, которые не выкинуть из текста, но даже их можно было бы заметно переработать. Автор этого не сделал, что ж, это его выбор и его право, а я просто написал о том, что лично мне это не понравилось и бросилось в глаза.
>Чтобы не разводить флуд про Мартина, давайте просто спишем всё это на вкусовщину. Мне не понравилось ни как он пишет, ни что он пишет.
Да, соглашусь, у всех разные вкусы. Кстати, чисто любопытно, Вы, наверное, очень любите книги Урсулы Ле Гуин, я прав?
>И сравнение ведьмака и князя пустоты в пользу ведьмака(я слышал это сам) каким-то образом включает во мне берсеркера.
Хе-хе-хе. Это Вы еще мое заключение по выложенным мною трилогиям не читали (я еще не перетащил его из ЖЖ сюда). Я там сравнивал произведения Бэккера, Лоуренса и Аберкромби с Ведьмаком и ПЛиО и выбор мой остановился именно на Сапике с Мартином.
Впрочем, в том, что касается Ведьмака, на мое мнение не стоит особо полагаться - оно заведомо будет предвзятым. Я обожаю цикл о приключениях Геральта и считаю его одним из лучших произведений в жанре фэнтези за всю его историю.
P.s. Где-то с мая перепрохожу третьего Ведьмака с полной зачисткой всех локаций на максимальном уровне сложности :)
Всё что Вы перечислили для меня вполне понятно и обосновано. Нельзя просто назвать себя расой любовников и никого не отлюбить. Это же не французы. Я не обвиняю Вас в ханжестве, просто не вижу(именно я лично) ничего лишнего в этом. Я вовсе не заметил, что там было много этого. То есть для меня это не выпирает неудобными гвоздями в лавке. Есть и есть. Я просто отмечал для себя ещё один аспект этого неприветливого, умирающего мира. Синтез совокуплялся с Эсминет(а имя-то какое! Это Вы виноваты! Я раньше думал, что оно красивое, а не пошлое) и та выдала ему всё что знала. Это был их способ допроса. Как и допроса кочевника в конце второй книги. И вселение синтеза в Эсминет с целью добраться до Келхуса тоже показывает их сущность. Они... как бы биомаги. Не огнём же им пытать. Синтез удовлетворяющий животную похоть шпиона это тоже показывает одержимость их созданий. Всё их стремление направлено в сторону, указанную Фрейдом. И насилие возбуждает в них похоть сильнее всего. Ауранг часто повторяет "мы раса любовников". И их создания, такие как шранки, тоже одержимы неуёмной жаждой плоти.
Прямого указания на соитие Ахкеймиона со своим учеником кажется нет, есть лишь слово "любовь". Возможно я просто не придал значения. Это снова один из фрагментов мира. В этом мире нормально баловаться под хвост со своими учениками, ну и ладно. В давние времена и в нашем мире это было нормой. В Спарте, если правильно помню, мужики так дружились, да и среди самураев было не зашкварно проводить так досуг. Вобщем, гомосексуальные страсти без подробностей меня не шокировали. Чего не сделаешь ради спасения мира.
Император желающий свою старушку мать. Нет, если бы меня позвали на передачу "Пусть говорят" и там мать императора рассказывала бы, что не так уж и много удовлетворяла сына, можно сказать на донышке, я бы кричал вместе со всеми, что она распутница и падшая женщина. Но читая книгу, я же вижу, что это семья правителей, которая живёт оторвано от мира, и погрязла в разврате, инцесте, и взаимной вражде. Если бы император не погряз в этих амбивалентных чувствах, разве мог бы я сложить о нём такое мнение, как сложил? Разве удалось бы оборотню убить его? Быть может это и не мать ему снимала напряжение? Ведь шпионы всюду и лица они меняют как одежду. И одержимы похотью.
Этот мир не как у Толкиена, где все размножаются исключительно митозом. Он не возвышенный, не идеализированный. В нём есть и такая наивная любовь, как у мага к шлюхе, а есть и ужасающая утроба Голготтерата. Мир Беккера стремится к реализму что ли. Обилие деталей, прописанная физеология, сложные характеры, богатая история. Это всё создано из кусочков нашего мира, в котором мы живём.
Урсула Ле Гуин? Что-то незнакомое. Я вобще не много читаю. От чего мне немного стыдно.
"Я там сравнивал произведения Бэккера, Лоуренса и Аберкромби с Ведьмаком и ПЛиО и выбор мой остановился именно на Сапике с Мартином."
Тут, видимо, каждому свое.
Вам очень нравится Бэккер, и оттого те моменты, которые коробят других, Вам кажутся логичными и правильными. Мне очень нравится Ведьмак, и я закрываю глаза на недостатки, ошибки и проблемы книг Сапковского (а ведь многие, очень многие упрекали его за снижение качества последних томов).
Просто на мой взгляд к реализму стремится как раз мир Ведьмака и Песни Льда и Пламени, а в Князе Пустоты, напротив, идет выпячивание чернухи.
Мне очень нравится Ведьмак.
-----------------
Вам нравятся игры. Или вообще одна игра - третья часть, о которой с таким обожанием ты писал выше. Кто же спорит, игра годная, но, не раз уже замечал, что стоит зайти речи о литературе, как каждый обязательно приплетет игру. Вот на хера, спрашивается ? Давайте так и скажем - вам нравится сеттинг, состоящий из книг и игр, в котором игры - это 99,9% вашего обожания, чего вы в упор видеть и признавать не желаете. А сравнивать чисто литературные произведения Сапковского и Беккера, и при этом ставить милые наивные сказочки для детского сада про Ведьмака выше эпичнейшего полотна Беккера - ну это, простите, звездец, смешно и нелепо.
И еще. Стремление мира Ведьмака к реализму - это еще один мега-фейспалм. Ну серьезно ? Даже в Вики написано -
Автор сохраняет традиционные для фэнтези декорации в стиле европейского позднего средневековья. Однако образ мышления персонажей, их психология, переживания и мотивации зачастую умышленно противоречат окружению, в которое они помещены авторским замыслом, и соответствуют скорее нашим современникам. То же самое касается поднимаемых в произведении проблем и вопросов, вполне актуальных для современного читателя: прогресс и плата за него, давление цивилизации на окружающую среду, столкновение цивилизаций, расовая нетерпимость, геноцид.
Что скажете, @halffullglass ?
Именно поэтому я прочитал весь цикл три раза задолго до того, как появилась третья часть, ага. И именно поэтому я прямым текстом написал, что закрываю глаза на большую часть недостатков книг Сапковского. Ну и эта, в эпичнейшем полотне Бэккера своих косяков до фига и больше. Одна только предпоследняя битва чего стоит. Но больше всего мне у него не нравятся чернуха, безнадега и половые девиации в термальной стадии.
Чернуха, безнадега и половые девиации в термальной стадии - это инструмент, с помощью которого создаётся определённое эмоциональное восприятие мира и персонажей. Сам пишу (пробую писать) в таком стиле вери дарк фэнтези, и это лучший способ создать и передать нужное мироощущение. Просто если по душе что-то более оптимистичное и выхолощенное от мрака, то наверное такой сеттинг не зайдёт. Хотя лично мне и Князь Пустоты, и май литтл пони очень нравятся.
Тут главное понять, когда заканчивается инструмент и начинаются реальные проблемы с головой :)
Как мне кажется, девиации "Князя пустоты" несколько отдают психопатологией.
Если ты хочешь показать персонажей с психопатологиями придётся описывать психопатологии.
Девиации многих реальных деятелей в истории тоже не слабо отдавали психопатологиями. Описывая их - пришлось бы описывать всех их девиации и травмы, а не выхолащивать образ.
Это, скорее, к Аберкромби. Вот у того - да, шикарно показано. У Бэккера же накал половых девиаций таков, что лично я увидел именно проблемы самого автора, а не его персонажей. Возможно, я неправ, не спорю.
Тут в принципе нельзя быть правым или неправым. Если заходит - то заходит, если нет - то нет.
Безусловно. Более того, мне трилогия понравилась, из трех сравниваемых она - лучшая, просто лично на мой взгляд в ней слишком много чернухи и половой гребли.
Собственно, против темного фэнтези я ничего не имею, сам года четыре назад написал книгу в этом жанре. Просто считаю, что даже в этом жанре есть определенные рамки.
Если у некоего автора действительно имеются определённые особенности психики, позволяющие описать чернуху максимально чернушно, то это ведь хорошо, потому что иначе бы не получилось задуманного.
Да, "Князь Пустоты" для меня одна из лучших историй. Это полностью оправдывает описание рациона Эсминет во время голода в моих глазах. Именно из-за подробности описания и глубоких характеров. Я сказал о стремлении к реализму именно в плане деталей. Дорога не дорога, а промёрзший извилистый тракт по которому во времена господства нелюдей ходили торговые караваны. Детали. Ахкеймион не просто влюблён в Эсминет, а мучается этой любовью и ставит последнее на кон ради неё. Вот об этом я. Не о том, насколько это похоже на историю нашего мира, а о том, насколько мир Беккера самодостаточный. В него можно уйти, утонуть, захлебнуться. Эарва это смертельно раненый мир, он ждёт второго фатального удара. Но он ещё жив и в него можно погрузиться. Посмотреть на его язвы, почувствовать его судороги, услышать неровное дыхание. Похожее даёт Мьевиль Чайна описывая Бас-Лаг. Это мерзко, это страшно, но это интересно.
Мартин не даёт мне такого ощущения. Всё просто и очевидно. Мир не богаче Средиземья, а то и беднее. В его "Песне льда и пламени" мне тесно. А книги со второй, ну может с третьей, он вобще перестал стараться. Я вижу сюжет насквозь, а он пытается поразить меня одним и тем же фокусом снова и снова. Смерть Нэдда была последней неожиданной смертью, всё, больше не сработает. Но он повторяет снова и снова, снова и снова. Эта серия слишком проста, видимо для доступности каждому читателю. Нет этого буйства описания, калейдоскопа подробностей, фейерверка характерав, радуги чувств. Она наполнена персонажами-функциями, к которым у меня нет никаких эмоций. Я честно прочитал все доступные книги и мой вывод был таким. Потом я посмотрел два или три сезона сериала и мой вывод не поменялся.
P.S. Вобще я так рад обсудить эти книги с кем-то! Мне абсолютно не с кем поспорить о том, что "Князь Пустоты" шедевр на все времена и должен быть включен в список школьной литературы для вторых и третьих классов, а остальное фуфуфу.
Персонажи, и правда, шикарны. Даже Анасуримбор Келлхус, хотя, повторюсь, это - чистый Марти Сью, прямо-таки дистиллированный. Мир - тоже, и я про это честно написал, цитирую: "Там, где у Аберкромби и Лоуренса - лишь жалкие карандашные наброски, у Бэккера - громадный триптих".
Но вот насчет шедевра на все времена - категорически не согласен. И главная причина этого, на мой взгляд, именно чернуха и безысходность. Вот окончился третий том и, не читая даже вторую трилогию, я могу себе представить, какая судьба ждет этот бедный мирок.
Что инхорои, что дуниане - это две кучи известной субстанции. Плевать, кто в итоге победит: новый Пророк-Император (или как там его будут называть дальше) или недобитые алиены с их ублюдочными биотехнологиями. Для простых людей все будет очень плохо. А любая по-настоящему великая книга, ИМХО, должна дарить надежду, а не желание повеситься по прочтении.
Но ведь если есть много сахара, то можно наесть диабет. Не все книги должны дарить надежду. Иногда нужно погружать себя в мрачный мир без надежды на счастливый финал. Обязательность хеппи энда это новомодная иллюзия. Я считаю, что книга должна не противоречить своим правилам. И если мир безжалостный, то пусть остаётся безжалостным до конца. Если во "Властелине колец" было ясно с самого начала, что добро победит зло, то пусть побеждает. Конец книги должен ей соответствовать.
Тут, боюсь, мы во мнениях не сойдемся :)
Я убежден, что даже в злом и безнадежном мире, либо времени, всегда есть место капельке добра и света. К примеру, можно взять "Черный обелиск" Ремарка. Одно из самых страшных и безнадежных его произведений, но, тем не менее, даже там нашлось место светлому и доброму, хотя, казалось бы, откуда такому отыскаться в Германии времен гиперинфляции в похоронной конторе, где работает главный герой?
При этом хэппи энд необязателен, можно привести в пример все того же Ведьмака, где !!!!! СПОЙЛЕР АЛЕРТ ON!!! Геральт в конце умирает, убитый погромщиком, которого он пожалел и не зарубил. !!!СПОЙЛЕР АЛЕРТ OFF!!!
Да, все могут умереть, да, победа добра может оказаться далеко не такой полной, как хотелось бы, да и само добро может оказаться не таким светлым, как у Толкина, к примеру. Главное, чтобы не было ощущения полной безнадеги и того, что искупался в сточной яме, после того, как книга закрыта. Но это - исключительно моя точка зрения, которую я никому не навязываю.
А что делать, если именно таков художественный замысел? Показать некую историю, исполненную страданий и бессмысленной жестокости, которая заканчивается (как это часто бывает в реальной жизни) очень плохо.
Предположу, что обратиться к соответствующему специалисту. Автору.
Вам не понравятся (или уже не понравились) Лафкрафт и Кафка, по всей видимости
Ну почему же. Он был неплох, причем, насколько я помню из тех произведений, что прочел, ни смакования пыток, ни сладостного описания различных извращений у Лавкрафта не было.
Но не было там и хеппи энда. Я сейчас об этом.
Ну, это в общем-то и не проблема.
Ну, на то мы и разные люди, чтобы иметь разные мнения. Зато мы теперь знаем что ждёт каждый из нас от книги.
P.S. Вы заметили, как я ловко обходил(игнорировал) все Ваши упоминания серии про ведьмака? Это всё потому что ну крайне не понравилось, а спугнуть такого приятного собеседника очень не хотелось.
Да с этим проблем нет. Один из моих лучших друзей - человек с отличным художественным вкусом - терпеть не может Ведьмака, и ничего, не ругались с ним из-за этого.
А любая по-настоящему великая книга, ИМХО, должна дарить надежду, а не желание повеситься по прочтении.
------------
Какой, простите, дикий бред.
Бред, или личное мнение. Это каждый решит сам.
Можно еще со мной поговорить, согласен и подписываюсь под каждым словом !))
А что это такое, INRI ?
Иисус Назаритянин, Царь Иудейский. Использовали крестоносцы. И не только.
Ну там в переводе у воинов еще есть и кожаные юбочки XD. Так что все нормально.
Вроде и заинтересовали, но и как то вы перегнули с количеством спойлеров. Вроде и читавшим не сильно интересно, ибо они в курсе дела, но и тем кто не читал не сильно интересно узнать обо всем таким образом.(ИМХО)
читал несколько лет назад, но на тот момент было (по крайней мере на русском) две из трех книги только
мрачновато, тяжеловато читается (не из-за мрачности, а из-за слога), но в целом - заинтересовало,
зато вот сейчас чтобы вспомнить о чем речь перед последней книгой - придется перечитывать всё, и я не уверен что готов это повторить
Но для чтения "за один присест" книга всё-таки тяжеловата за счёт свой неотъемлемой "чернухости" - времена такие в данном мире идут...
И да, в будущее Келлхус не заглядывает, а всё остальное исходит от его главной фишки... И он не бессмертен, а враги его под стать ему.
Ну, насчет заглядывания в будущее - это сарказм был. Тем не менее, вероятностный транс - та еще имба.
Тоже еле еле осилил. Читал после Глена Кука, Мартина и Аберкромби.
Дочитал трилогию к тому моменту, когда была почти дописана вторая. И я вам скажу - никакого желания читать вторую трилогию у меня нет. Особенно, если учесть, что автор планирует еще и третью. Каждый раз открывая книгу, складывалось при прочтении ощущение, что меня окунают с головой в зловонную жижу, состоящую из тленоты и безысходности, чуть менее чем на 100%.
Да, безусловный плюс продуманность мира, культур, героев. Но стоит ли оно того? Вернее зачем так много? У того же Мартина тоже вполне продуманный мир, но его не так скучно изучать.
Слишком много тёмного фэнтази и слишком много чернухи. Именно чернухи. Мир с такими законами проще облить бензином и спалить к чертям собачьим. Нельзя привыкнуть к бесконечным терзаниям скюльвенда, волею отца ГГ ставшего глиномесом, за что его возненавидели в собственном народе. Нельзя привыкнуть к Ахкеймиону, с его бесконечными размышлениями и совершенно глупейшими поступками. Да вообще ни к чему нельзя привыкнуть.
Обычно читаешь книгу и потихоньку, не смотря ни на что свыкаешься с законами этого мира. С Едоками Аберкромби например. Ну раз нужны люди, жрущие человечину для получения сверхспособностей, значит пусть оно так и будет. Более того, тот же Шенкт, вполне себе симпатичный персонаж, даже не смотря на то, что Едок.
Здесь же...
Дошли, наконец, руки, начал читать.
Заскочил сказать спасибо за рекомендацию.
Отлично идет, прекрасная история, написанная интересным и ярким языком.
Сейчас третью книгу стартую.
Как раз третий том читаю. Также как и автор поста сильно смущают описания батальных сцен.
В плане батальных сцен, единственный, кто смог лично меня порадовать - Аберкромби, в книге Герои. Махач расписан настолько красиво, что есть ощущение погружения в события. Да и народа там не так много.