58

Трикстер как архетип персонажей

Наверняка многие, смотря сериалы/фильмы, читая книги или играя в видеоигры задумывались над тем, что в целом из одного произведения в другой кочуют прообразы персонажей. Одним из таких повсеместных архетипов является Трикстер. Трикстеры являются довольно популярным прообразом персонажей, потому что они не просто позволяют практически свободно двигать сюжет, но и потому что в большинстве своём они нравятся людям, что поднимает ценность данных персонажей.


Но что же такое представляет из себя трикстер? Обратимся к Британнике:

Трикстер – Это герой (часто антропоморфное животное), обладающее магическими способностями и противоречивостью. Одновременно всезнающий творец и невинный простак, злобный разрушитель и дурачащийся шутник, герой – трюкач, служащий своеобразным козлом отпущения, отражающим страхи, неудачи и недостижимые идеалы.

Российская википедия же даёт чуть более расширенное определение, но в любом случае даже первого достаточно, что бы понять что из себя представляет этот персонаж. Он не подчиняется правилам, он харизматичный, он не обязательно использует свои силы «во имя зла», однако он довольно часто делает что-либо плохое только потому что может.


Какие же примеры персонажей можно привести? Начать, думаю, стоит со всем знакомой мифологии. Трикстером, что будоражил жизнь скандивских богов, был Локи. Хитроумный. Не отступающий даже если его уже не раз останавливали. Коварный и довольно могущественный. Ох, много же проблем он доставил скандинавским богам.

Трикстер как архетип персонажей Трикстер, Искусство, Книги, Игры, Фильмы, Сериалы, Персонажи, Архетипы, Длиннопост

Даже его внешний вид и манеры сильно выделяются на фоне остального пантеона богов


Далее предлагаю перейти к фильмам, и тут же в голову сразу приходит персонаж О.Ж. Грант (Одно желание гарантировано). Трикстер, что перевернул всю жизнь одного простого человека. Кто-то конечно увидел в фильме историю становления персонажа собой, но я лишь вижу как трикстер балуется новой игрушкой и никакого хеппи-энда эта история не получила, ведь даже в концовке трикстер буквально решает за персонажа.

Трикстер как архетип персонажей Трикстер, Искусство, Книги, Игры, Фильмы, Сериалы, Персонажи, Архетипы, Длиннопост

Вычурный внешний вид, вечная насмешка на лице. Да даже самое его имя говорит само за себя. Далее в качестве ещё одного примера хотелось бы обратиться к персонажу видеоигры – Шеогорату.

Трикстер как архетип персонажей Трикстер, Искусство, Книги, Игры, Фильмы, Сериалы, Персонажи, Архетипы, Длиннопост

Лорд безумия и правитель дрожащих островов. В серии древних свитков он открыто позиционирует себя как могучий шутник, не стесняющийся делать то, что захочет, насколько бы абсурдным это не было. Его следующая фраза прекрасно показывает его характер и сущность трикстера:


Замечательно! Это надо отпраздновать… Всем сыру! Стоп. Отставить сыр. Это не меньший праздник для тех, кто не любит сыр. Так? Ты как маленькая умненькая крыска в лабиринте. Тебе удалось найти выход, но сыр пока давать рановато. Разве что чуть-чуть. Я дарую тебе новое заклинание — способность вызывать Хаскилла, моего камердинера, дабы он мог помогать тебе. Он много знает. Больше, чем думает

Броский внешний вид, крайне яркий образ и общая харизматичность данного образа сделала его таким привлекальным для читателей/зрителей/игроков и, соответственно, для создателей персонажей.


Конечно привести примеров можно ещё огромное множество, как например: Чеширский кот; Сунь Укун; Барон Суббота, Ананси, братец Кролик, и многие другие.


Но я надеюсь, что данный материал немного расширил ваши знания и показался вам хоть сколько-нибудь ценным. Спасибо.


Оригинал статьи в группе в Steam

Найдены дубликаты

+3
Думается мне, что вот этого гражданина можно полноценно в трикстеры записать, хоть ничего божественного в нём вроде бы нет.
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 1
0

Много кто называл его трикстером, но на мой взгляд это весьма затруднительно, так как персонажи комиксов Marvel и DC имеют слишком много слишком разных воплощений

+1

Кейда-6  убили, хороший трикстер был(

0
У Mr.Freeman тоже есть свой трикстер,и это очень обобщенное понятие. Тем кто любит трикстера советуют прослушать.
Еще в сериале волшебники, показан хорошо трикстер,просто потому что могу.
0
он крайне могущественен

С учётом того, что большинство персонажей-трикстеров, самые известные персонажи-трикстеры, самые классические персонажи-трикстеры - это просто зверушки (Рейнеке-лис, паучок Ананси...), непонятно, откуда вы сочинили их крайнее могущество.

раскрыть ветку 4
+2
паучок Ананси

Ну, у Ашанти он ни бог ни нечто божественное, но постоянно на посылках у богов. И способности у него очень даже есть, вот цитата из википедии

For example, in some popular tales, transmitted through oral tradition, Anansi is temporarily bestowed with powers to bring rain or to have other duties performed for him.

Милый такой паучок, на посылках у богов.


А вот у негров карибского бассейна его знатно разжаловали до просто хитрого паука. И ещё иногда сменяли пол одно из имён Aunt Nancy, впрочем трикстерам не привыкать. Но карибские негры вообще всех своих мифических персонажей видоизменили, потому что там куча разных народностей вывезенных из Африки пришедшая к общим верованиям.

0

Я, конечно, действительно назвал наиболее известных, но разве это плохо для читателя?

А по поводу могущества : "Западноафриканский трикстер — частично паук, частично человек, а частично бог, создатель, ни много ни мало, звезд, луны и солнца". Ну да, любой, хоть сколько-нибудь сильный персонаж может создавать звёзды и спутники,да?

раскрыть ветку 2
+1

Это откуда такое определение Ананси? В русской википедии формулировки гораздо мягче, в английской - ещё мягче, а если не верить википедиям и просто почитать сказки про Ананси, то он в них выступает обычным слабым пауком без каких-либо способностей, кроме хитрости.


Еще классические трикстеры - Братец Кролик, Тиль Уленшпигель. Последний не зверь, конечно, но тоже могущества у него нет. Кроме Локи (которые тоже обычно слабее богов, которым пакостит), прочие известные трикстеры чудесными способностями не обладают.

раскрыть ветку 1
Похожие посты
37

Фильм, в котором нет сюжета. Освистали в Каннах

— Буууу, — кричали зрители, когда итальянский режиссёр Микеланджело Антониони демонстрировал свой фильм «Приключение» (L’Avventura) на Каннском фестивале в 1960 году. Исполнительница главной роли Моника Витти расплакалась и они с Антониони сбежали с показа.


Своё признание фильм всё же получил — «Приз жюри» — третья по значимости награда фестиваля после «Золотой пальмовой ветви» и Гран-при.

Фильм, в котором нет сюжета. Освистали в Каннах Фильмы, Италия, Сицилия, Артхаус, Авторское кино, Черно-Белое кино, Каннский фестиваль, Искусство, Длиннопост, Микеланджело Антониони

Но даже в режиссёрской среде Микеланджело Антониони воспринимали по-разному. Одни считали его работы шедеврами, а другие — тягомотиной. Ведь если Антониони хочет показать, как кто-то идёт по лестнице — он продемонстрирует это от начала и до конца.

Стэнли Кубрик считал фильм «La Notte» своим любимым, хвалил Антониони и Мартин Скорсезе.


А вот Ингмар Бергман был уверен, что кроме двух фильмов у итальянского режиссёра смотреть больше нечего и не понимал, почему его так любят.


Снимать подобные фильмы — это не работать в Голливуде. У режиссёра постоянно кончались деньги. Первая часть «Приключения» снималась на острове Lisca Bianca, недалеко от Сицилии. Это была работа в тяжёлых условиях — холод, проблемы с перевозкой оборудования и даже перебои с едой.


В какой-то момент актёрам, вообще, пришлось играть без гарантий оплаты.

Сицилийские съёмки тоже шли туго. Сцены, которые планировалось снять за несколько часов, растягивались на несколько дней. В общем, это была тяжёлая работа, а одна из актрис, вообще, оказалась в больнице из-за переохлаждения.

Фильм, в котором нет сюжета. Освистали в Каннах Фильмы, Италия, Сицилия, Артхаус, Авторское кино, Черно-Белое кино, Каннский фестиваль, Искусство, Длиннопост, Микеланджело Антониони

Главная особенность фильма в том, что Антониони пытается сломать привычный канон. Ведь как делают фильмы — в них есть сюжет, сцены идут одна за другой — задача режиссёра, чтобы зритель не заскучал.


У итальянца зритель откровенно скучает. Сюжет тут нарисован пунктиром: группа людей приезжает на остров, чтобы отдохнуть, но одна из женщин, Анна, пропадает. Её будут искать Сандро и Клаудия.


Вдвоём они отправятся по Сицилии, будут блуждать в её самых заброшенных уголках — навигаторов тогда ещё не было, как и чемоданов на колёсиках. Подумать только, колёсики появились лишь в 70-х.


Зритель вместе с Сандро и Клаудией на протяжении двух с половиной часов будет созерцать сицилийскую природу, города и странноватых жителей. Постепенно окажется, что Анна не особо-то и нужна. К концу фильма никто из зрителей и не вспомнит, как она выглядела.

Фильм, в котором нет сюжета. Освистали в Каннах Фильмы, Италия, Сицилия, Артхаус, Авторское кино, Черно-Белое кино, Каннский фестиваль, Искусство, Длиннопост, Микеланджело Антониони

Сегодня мы избалованы фильмами, которые насыщены сюжетом. Смотреть бессюжетное кино — настоящее испытание. Нужно ли его проходить? Я в этом не уверен.


Если вы увлекаетесь кинематографом и хотите изучить работу, которой вдохновлялись многие режиссёры — тогда смотрите. Но если вы раздумываете, как бы весело провести вечер — «Приключение» вас лишь усыпит.


Надо ли говорить, что это только первая часть «трилогии отчуждения». За «Приключением» следует ещё два фильма: «Ночь» и «Затмение».


Антониони, хоть и был сторонником итальянского неореализма — жанра, в котором режиссёры старались показывать жизнь без прикрас, с бедностью и страданиями, всё же работает в своём стиле.


Герои у него — сплошь средний класс, да и не похожи они на нуждающихся. Страдания героев Антониони исходят от внутренних проблем.


Может ли это быть интересно зрителю? Да, но точно не каждому. Ну разве что вам охото полюбоваться на Италию 60-х.


Телеграм: рассказываю про классическое европейское и американское кино

Показать полностью 2
119

Самый лучший фильм. «Гражданин Кейн»

Самый лучший фильм. «Гражданин Кейн» Фильмы, Гражданин Кейн, США, Америка, Американское кино, История кино, Богатство, Деньги, Искусство, Классика, Длиннопост

В 1998 году Американский институт киноискусства составил список 100 лучших американских фильмов, а в 2007 году его обновили. В списке много фильмов 40-60-х годов и я планирую постепенно рассказывать про них, а также смотреть на эти работы из сегодняшнего времени.


На первом месте «Гражданин Кейн», фильм 1941 года. Режиссёр Орсон Уэллс сам же и сыграл в нём главную роль.


Для своего времени фильм использовал много новых приёмов. Например, одно и то же событие показано с разных точек зрения, глазами разных людей. И оператор, и монтажёр старались удивить зрителя. Чего стоят кадры, когда главный герой смотрит на фотографию, а потом она оживает и он сам оказывается внутри этой сцены.


А что же сам фильм?


Медиамагнат Кейн прожил непростую, но насыщенную жизнь. Он строит себе замок, в котором и умирает. Перед смертью Кейн произносит: «Rosebud». Но что это значит? Разгадать загадку предстоит журналисту Томпсону. Он встретится со спутницей богача, друзьями, будет изучать архивы и постепенно мы, вместе с Томпсоном, размотаем жизнь магната Кейна.


Самый лучший фильм. «Гражданин Кейн» Фильмы, Гражданин Кейн, США, Америка, Американское кино, История кино, Богатство, Деньги, Искусство, Классика, Длиннопост

Кейн, будучи молодым человеком, был уверен, что выпускать газету это весело.


— Заработать много денег не так уж и сложно, если всё, чего вам хочется — заработать много денег, — вспоминает его старый друг, — мистер Кейн был не таким.

Кейн хотел выпускать новости 24 часа в сутки и ради этого был готов жить прямо в редакции. Ему хотелось, чтобы его газета стала такой же необходимостью в Нью-Йорке, как газ.


Постепенно Кейн понимает, какое оружие попало ему в руки и начинает политическую карьеру. К сожалению, из-за женщины карьера сыпется.


С женщинами у магната не получается. Первый брак он запарывает сам, второй приводит к позору. Кейн прослушивает девушку, которая считает себя оперной певицей, она поёт арию Розины из оперы «Севильский цирюльник» — Una voce poco fa. Кейн хочет помочь девушке попасть на сцену, но, к сожалению, она не так талантлива, как ему кажется. Кейн даже строит для девушки оперный театр, но всё напрасно — она плохо поёт. И это не исправишь никакими деньгами.

Самый лучший фильм. «Гражданин Кейн» Фильмы, Гражданин Кейн, США, Америка, Американское кино, История кино, Богатство, Деньги, Искусство, Классика, Длиннопост

Со временем жизнь магната Кейна начинает разваливаться. Он теряет всё: предаёт свои же принципы, куда-то исчезает лёгкость характера и самоироничность. А его богатый дворец — скучнейшее место на земле.


Как фильм смотрится сегодня?


«Гражданин Кейн» — пример хорошего сюжета и диалогов. Здесь нет лишнего — всё, о чём разговаривают герои на протяжении двух часов, несёт в себе смысл. Это история про потерянные идеалы, деньги, власть, самообман и то, как непросто прожить жизнь в соответствии со своими убеждениями, да и, вообще, про то, что деньги не главное.

Самый лучший фильм. «Гражданин Кейн» Фильмы, Гражданин Кейн, США, Америка, Американское кино, История кино, Богатство, Деньги, Искусство, Классика, Длиннопост

Смотрится кино отлично, легко представить, что смотришь современный фильм, стилизованный под 50-е. Кстати, если бы его сняли сегодня — на главную роль бы подошёл ДиКаприо.


Можно ли сказать, что этот фильм — лучший? Вряд ли, уж слишком много классных фильмов. Но «Гражданин Кейн» — прекрасная работа.


И да, вы узнаете, что такое Rosebud — слово, которое Кейн сказал перед смертью.


Про европейских режиссёров тоже поговорим. Тем более что там интересного точно не меньше.


Телеграм: рассказываю про лучшие классические фильмы

Показать полностью 3
187

Сериал по «Пролетая над гнездом кукушки» пролетает на одном дыхании

Сериал по «Пролетая над гнездом кукушки» пролетает на одном дыхании Фильмы, Литература, Книги, Сара Полсон, Пролетая над гнездом кукушки, Кен Кизи, Америка, Калифорния, США, Сериалы, Зарубежные сериалы, Netflix, Советую посмотреть, Длиннопост

«Спаси одну жизнь и ты герой. Спаси сотню — ты медсестра».


Сериал сразу хватает зрителя за горло — молниеносная сцена расправы и мы понимаем — кино будет жёстким.


Это новый проект Нетфликса, который они заказали на два сезона — «Рэтчед», медсестра из «Пролетая над гнездом Кукушки».


Стоит Милдред появиться в кадре и все элементы сразу встают на место: хорошая игра актёров, отличная операторская работа (камера будет постоянно брать интересные ракурсы), прекрасная работа костюмеров и декораторов — американские пятидесятые дышат с экрана, а какие тут машины!


Сериал по «Пролетая над гнездом кукушки» пролетает на одном дыхании Фильмы, Литература, Книги, Сара Полсон, Пролетая над гнездом кукушки, Кен Кизи, Америка, Калифорния, США, Сериалы, Зарубежные сериалы, Netflix, Советую посмотреть, Длиннопост

По качеству проработки фильм напомнил «Великолепную миссис Мейзел» — ещё один прекрасный образец погружения в эпоху американского прошлого.


К сценаристам и авторам диалогов тоже не придраться — скучно не будет. Музыка? Полный порядок.


Райан Мерфи, создатель «Американской истории ужасов» знает, как делать хорошие сериалы.


А что же сама Рэтчед? Она тут гораздо ближе к тому образу, который задумал Кен Кизи в своём романе. Жестокая женщина, которая манипулирует людьми, да и, вообще, вроде как неприятная. Однако то, как она идёт к своим целям и защищает свои интересы заставляет ей сопереживать.


Такая вот интересная двойственность. Сара Полсон имеет хороший опыт подобных ролей. А ещё она будет постоянно менять платья — каждое будет ярким, готовьтесь к десятку переодеваний за серию.


За что я люблю Нетфликс — весь сезон они выкладывают сразу. «Рэтчед» хочется посмотреть сразу от и до. И да, ждать второй сезон.


Телеграм: сериал по «Пролетая над гнездом кукушки». Стоит ли смотреть

Показать полностью 1
519

Кодекс Серафини. Самая странная книга 20 века

Иллюстрации ниже.

Кодекс Серафини. Самая странная книга 20 века Книги, Кодекс серафини, Необычное, Странные вещи, Удивительное, Редкость, Сюрреализм, Искусство, Иллюстрации, Длиннопост
Кодекс Серафини. Самая странная книга 20 века Книги, Кодекс серафини, Необычное, Странные вещи, Удивительное, Редкость, Сюрреализм, Искусство, Иллюстрации, Длиннопост
Кодекс Серафини. Самая странная книга 20 века Книги, Кодекс серафини, Необычное, Странные вещи, Удивительное, Редкость, Сюрреализм, Искусство, Иллюстрации, Длиннопост
Кодекс Серафини. Самая странная книга 20 века Книги, Кодекс серафини, Необычное, Странные вещи, Удивительное, Редкость, Сюрреализм, Искусство, Иллюстрации, Длиннопост

На дворе 1978 год. Сандро Пертини избран президентом Италии, а в городе Монца полным ходом идет четырнадцатый этап чемпионата мира по автогонкам Формулы-1. Вскоре, во время аварии в голову гонщика Витторио Брамбилла попадет оторванное колесо от одного из автомобилей и он потеряет сознание, а австралиец Ронни Петерсон получит переломы обеих ног и попадет в больницу, где ему сделают операцию, но на следующий день он все равно скончается.


А в это время в издательство Franco Maria Rizzi в Риме принесут достаточно большой пакет. Там будет лежать огромная стопка странных иллюстраций и текст на неизвестном языке, который никто не сможет прочесть. Структура произведения отчетливо напоминает образцы средневековых религиозных писаний. Этой рукописью будет энциклопедия несуществующего мира, а ее автором итальянский архитектор и промышленный дизайнер Луиджи Серафини.


На создание Кодекса Луиджи натолкнули такие вещи как Рукопись Войнича, история Хорхе Борхеса «Тлён, Укбар, Орбис Терциус» и творчество художника Иеронима Босха. Помимо искусства и литературы на автора повлияла атмосфера Рима конца 70-х годов.

По словам автора, процесс создания книги занял почти три года. Каждый день Луиджи рисовал новые иллюстрации, дополняя их механическими письменами. Вел аскетичных образ жизни, ни с кем не общался, не работал и практически никуда не выбирался из своей квартиры в центре Рима.


"Рим в конце 1970-х был особенным местом, которого больше нет. Жизнь не была дорогой, Феллини ходил домой с киностудии Чинечитта под моими окнами, Де Кирко, казалось, всё ещё писал в своей мастерской недалеко от площади Испании — там жил и я. Атмосфера памятников и античности, церквей, огромных сосен и эвкалиптов и старых вилл не была нарушена очередями туристов, дольчегабаной и ресторанами. Но эта эпоха заканчивалась — заканчивался Рим времен Гранд Тур, начинался Рим времен километровых очередей в Музей Ватикана. Это было ощутимо, город менялся, развивался туризм, бизнес выживал атмосферу, а она пряталась во дворах и в часовнях. И вот каждое окружение, каждая среда — это в конечном итоге пережитый опыт, а тот Рим — это был особый опыт, и этот опыт на меня повлиял."

Луиджи Серафини


Слово SERAPHINIANUS является аббревиатурой от «Strange and Extraordinary Representations of Animals and Plants and Hellish Incarnations of Normal Items from the Annals of Naturalist/Unnaturalist Luigi Serafini» (перевод - Странные и необычные представления животных, растений и адских воплощений нормальных вещей из глубин сознания натуралиста/антинатуралиста Луиджи Серафини).


Внутренности книги

Состоящая из 11 глав, книга поделена на 2 тома.

Первая глава: Флора. Разнообразные растения, деревья фрукты и овощи.

Вторая глава: Многочисленные виды животных.

Третья глава: Существа, обитающие вместе с людьми.

Четвертая глава: Наука.

Пятая глава: Технические возможности.

Шестая глава: Народы и физиология.

Седьмая глава: Ритуалы.

Восьмая глава: Письменность.

Девятая глава: Быт. Пища, прием пищи, одежда.

Десятая глава: Досуг и спорт.

Одиннадцатая глава: Архитектура.


Письменность книги

Лингвисты, зараженные СПГС (прим. Синдром поиска глубинного смысла), долгое время пытались расшифровать систему письма Кодекса Серафини, и большая часть их попыток потерпела крах. Лингвист Иван Держански совместно с Аланом Вечслером расшифровали систему счисления на основе нумерации страниц. В книги используется позиционная система счисления по основанию 21.

Только в 2009 году на собрании Общества Библиофилов Оксфордского Университета Луиджи сообщил, что в Кодексе нет никакого скрытого смысла, а письменность создана путем автоматического письма. Основная идея книги, по словам Луиджи, была передача эмоций сравнимых с детскими чувствами, когда ребенок не умеющий читать и писать разглядывает интересную книгу и почти ничего не понимает, но ему все равно нравится содержание.

Автоматическое письмо – процесс письма, при котором пишущий совершает все действия бессознательно.


Не для широких масс

Книга достаточно редкая и не дешевая. Ранние издания 1980-х годов достигают цены от 50 до 200 тысяч рублей. Современное издание стоит ровно 100 евро и печатается исключительно в Италии мелкими тиражами. При печати используется специальная рыхловатая бумага желтоватого цвета, что придает книги атмосферу старинного писания. Права на эту книгу продаются раз в пять лет. В 2016 году их купило украинское издательство Laurus и выпустило книгу на русском языке. Что именно переведено в этой книге не ясно, язык-то вымышленный.

Источник: tjournal

Кодекс Серафини. Самая странная книга 20 века Книги, Кодекс серафини, Необычное, Странные вещи, Удивительное, Редкость, Сюрреализм, Искусство, Иллюстрации, Длиннопост
Кодекс Серафини. Самая странная книга 20 века Книги, Кодекс серафини, Необычное, Странные вещи, Удивительное, Редкость, Сюрреализм, Искусство, Иллюстрации, Длиннопост
Кодекс Серафини. Самая странная книга 20 века Книги, Кодекс серафини, Необычное, Странные вещи, Удивительное, Редкость, Сюрреализм, Искусство, Иллюстрации, Длиннопост
Кодекс Серафини. Самая странная книга 20 века Книги, Кодекс серафини, Необычное, Странные вещи, Удивительное, Редкость, Сюрреализм, Искусство, Иллюстрации, Длиннопост
Кодекс Серафини. Самая странная книга 20 века Книги, Кодекс серафини, Необычное, Странные вещи, Удивительное, Редкость, Сюрреализм, Искусство, Иллюстрации, Длиннопост
Кодекс Серафини. Самая странная книга 20 века Книги, Кодекс серафини, Необычное, Странные вещи, Удивительное, Редкость, Сюрреализм, Искусство, Иллюстрации, Длиннопост
Кодекс Серафини. Самая странная книга 20 века Книги, Кодекс серафини, Необычное, Странные вещи, Удивительное, Редкость, Сюрреализм, Искусство, Иллюстрации, Длиннопост
Кодекс Серафини. Самая странная книга 20 века Книги, Кодекс серафини, Необычное, Странные вещи, Удивительное, Редкость, Сюрреализм, Искусство, Иллюстрации, Длиннопост
Кодекс Серафини. Самая странная книга 20 века Книги, Кодекс серафини, Необычное, Странные вещи, Удивительное, Редкость, Сюрреализм, Искусство, Иллюстрации, Длиннопост
Кодекс Серафини. Самая странная книга 20 века Книги, Кодекс серафини, Необычное, Странные вещи, Удивительное, Редкость, Сюрреализм, Искусство, Иллюстрации, Длиннопост
Кодекс Серафини. Самая странная книга 20 века Книги, Кодекс серафини, Необычное, Странные вещи, Удивительное, Редкость, Сюрреализм, Искусство, Иллюстрации, Длиннопост
Кодекс Серафини. Самая странная книга 20 века Книги, Кодекс серафини, Необычное, Странные вещи, Удивительное, Редкость, Сюрреализм, Искусство, Иллюстрации, Длиннопост
Кодекс Серафини. Самая странная книга 20 века Книги, Кодекс серафини, Необычное, Странные вещи, Удивительное, Редкость, Сюрреализм, Искусство, Иллюстрации, Длиннопост
Кодекс Серафини. Самая странная книга 20 века Книги, Кодекс серафини, Необычное, Странные вещи, Удивительное, Редкость, Сюрреализм, Искусство, Иллюстрации, Длиннопост
Кодекс Серафини. Самая странная книга 20 века Книги, Кодекс серафини, Необычное, Странные вещи, Удивительное, Редкость, Сюрреализм, Искусство, Иллюстрации, Длиннопост
Кодекс Серафини. Самая странная книга 20 века Книги, Кодекс серафини, Необычное, Странные вещи, Удивительное, Редкость, Сюрреализм, Искусство, Иллюстрации, Длиннопост
Кодекс Серафини. Самая странная книга 20 века Книги, Кодекс серафини, Необычное, Странные вещи, Удивительное, Редкость, Сюрреализм, Искусство, Иллюстрации, Длиннопост
Кодекс Серафини. Самая странная книга 20 века Книги, Кодекс серафини, Необычное, Странные вещи, Удивительное, Редкость, Сюрреализм, Искусство, Иллюстрации, Длиннопост
Кодекс Серафини. Самая странная книга 20 века Книги, Кодекс серафини, Необычное, Странные вещи, Удивительное, Редкость, Сюрреализм, Искусство, Иллюстрации, Длиннопост
Кодекс Серафини. Самая странная книга 20 века Книги, Кодекс серафини, Необычное, Странные вещи, Удивительное, Редкость, Сюрреализм, Искусство, Иллюстрации, Длиннопост
Кодекс Серафини. Самая странная книга 20 века Книги, Кодекс серафини, Необычное, Странные вещи, Удивительное, Редкость, Сюрреализм, Искусство, Иллюстрации, Длиннопост
Показать полностью 24
131

"В интересах страны": как ЦРУ, Пентагон и правительство США влияли на кинематограф и массовую культуру. Часть 2 (конец 60-х - наши дни)

Первая часть поста


Кровавая война во Вьетнаме загнала апологетов Холодной войны в ловушку собственных убеждений. Все они, как, например, консервативный журналист Джозеф Олсоп, считали этот конфликт «логическим и справедливым расширением американского послевоенного видения и судьбы». Но теперь профессиональные антикоммунисты, оправдывавшие любую агрессию, оказались перед лицом сотен тысяч возвращавшихся в страну инвалидов, не считая десятки тысяч тех, кто так и не добрался до дома живым.



Американские военные позируют с черепами убитых вьетнамцев

"В интересах страны": как ЦРУ, Пентагон и правительство США влияли на кинематограф и массовую культуру. Часть 2 (конец 60-х - наши дни) США, Голливуд, Фильмы, Искусство, Политика, ЦРУ, Культура, Пропаганда, Фотография, История, Холодная война, DTF, Статья, Интересное, Длиннопост

Кроме того, стали массово поступать сведения о многочисленных военных преступлениях американцев, которые были «не отдельными инцидентами, а совершались по приказу верховного командования» (операция ЦРУ «Феникс», например). Образы, созданные официальной пропагандой, рассыпались на глазах. Уже в 1968 году антивоенные демонстрации только в Нью-Йорке собирали по 125 тысяч человек.



Новый Голливуд и новые правила


Американское правительство ужесточало цензуру, когда международная обстановка накалялась. Но на конец 60-х пришёлся период «разрядки» в отношениях с СССР. Кроме того, столпом американской пропаганды было постоянное осуждение государственного контроля в Советском Союзе. И в 1967 году «Кодекс Хейса» был полностью отменён, хотя его ослабление началось ещё в начале 60-х.



«Бонни и Клайд» (1967) — один из первых хитов Нового Голливуда

"В интересах страны": как ЦРУ, Пентагон и правительство США влияли на кинематограф и массовую культуру. Часть 2 (конец 60-х - наши дни) США, Голливуд, Фильмы, Искусство, Политика, ЦРУ, Культура, Пропаганда, Фотография, История, Холодная война, DTF, Статья, Интересное, Длиннопост

Но к 1960-м Голливуд находился в глубоком кризисе. Немалую роль в этом сыграло телевидение, набравшее в США за 50-е большую популярность. Голливуд был вынужден постоянно идти на эксперименты. И многие лево-либеральные режиссёры, получившие в 1970 годы огромную творческую свободу, не упускали возможность вывернуть прежние героические образы наизнанку.


Унизительное поражение во Вьетнаме, политические скандалы и разоблачения, а также первый послевоенный экономический кризис, подрывали доверие ко всей государственной системе и правоохранительным органам, создавая спрос на остросоциальные фильмы. Студии, будучи прежде всего коммерческими предприятиями, постарались их удовлетворить.


«Таксист» (1976) Мартина Скорсезе показывал полуграмотного молодого ветерана Вьетнама, которого власти просто выбросили на обочину жизни. И оттуда он наблюдает нищету и безразличие полиции к преступности. В 1970 году вышла экранизация антивоенного романа Джозефа Хеллера «Уловка 22» о пилотах бомбардировщика во время Второй мировой войны.



"Таксист" (1976)
"В интересах страны": как ЦРУ, Пентагон и правительство США влияли на кинематограф и массовую культуру. Часть 2 (конец 60-х - наши дни) США, Голливуд, Фильмы, Искусство, Политика, ЦРУ, Культура, Пропаганда, Фотография, История, Холодная война, DTF, Статья, Интересное, Длиннопост

Впервые с окончания Маккартизма официальная пропаганда стала утрачивать инициативу. Начиная с разоблачения «Конгресса за свободу культуры» как агентов ЦРУ в 1968 году и до конца 70-х американские власти получали один удар за другим, что, конечно, отражалась и на массовой культуре.


В марте 1971 года группа антивоенных активистов проникла в офис ФБР, выкрала и опубликовала секретные документы, доказывающие существование секретной программы COINTELPRO. Выяснилось, что с 1956 года для борьбы с левой оппозицией и гражданскими активистами ФБР использовало все возможные незаконные средства: шантаж, запугивание, фабрикация уголовных дел, пытки, похищения и убийства.


В том же году New York Times опубликовало секретные отчёты министерства обороны о войне во Вьетнаме, известные как «Документы Пентагона». Из них следовало, что политическое руководство год за годом сознательно разжигало войну, при этом убеждая общество ровно в обратном.


А в 1976 году общественность убедилась в существовании тайной операции ЦРУ «Пересмешник». Комиссия Сената под председательством Фрэнка Чёрча выяснила, что: «ЦРУ поддерживает сеть из сотен людей по всему миру, которые пытаются изменить общественное мнение посредством скрытой пропаганды. Эти люди предоставляют прямой доступ ЦРУ к огромному числу газет и периодических изданий теле- и радиостанциям, коммерческим издательствам».



Фрэнк Чёрч в 1976 году говорит с журналистами

"В интересах страны": как ЦРУ, Пентагон и правительство США влияли на кинематограф и массовую культуру. Часть 2 (конец 60-х - наши дни) США, Голливуд, Фильмы, Искусство, Политика, ЦРУ, Культура, Пропаганда, Фотография, История, Холодная война, DTF, Статья, Интересное, Длиннопост

За самим Чёрчем и другими сенаторами, а также оппозиционными спортсменами и деятелями культуры, велась незаконная слежка уже в рамках операции MINARET, проводимой АНБ. Об этом стало известно в 1975 году. И это далеко не весь список. Вчерашние герои-спецагенты из сериалов 1960-х, вроде «Миссия невыполнима», на глазах превращались в злодеев.


Всеобщую паранойю относительно спецслужб эксплуатировал «Разговор» (1974) Копполы. В «Трёх днях Кондора» (1975) Сидни Поллака сотрудники ЦРУ скрупулёзно отслеживали всю литературу в поиске утечек секретной информации, а оперативники и вовсе были представлены безжалостными убийцами. Тёмную сторону ЦРУ показывает и фильм Алана Пакулы «Вся президентская рать» (1976) про Уотергейтский скандал.


Подробнее про жанр конспирологических триллеров можно прочесть в отдельном материале.



Преодоление «Вьетнамского синдрома»


После Вьетнама подавляющее большинство американцев резко отрицательно смотрело на любые военные интервенции. Когда Рональд Рейган пришёл к власти и Холодная война вышла на новый пик противостояния, вопрос восстановления репутации американской армии как сильнейшей в мире был одним из важнейших. И именно кино помогло властям преодолеть «Вьетнамский синдром».



Выступление Рональда Рейгана на радио «Голос Америки»

"В интересах страны": как ЦРУ, Пентагон и правительство США влияли на кинематограф и массовую культуру. Часть 2 (конец 60-х - наши дни) США, Голливуд, Фильмы, Искусство, Политика, ЦРУ, Культура, Пропаганда, Фотография, История, Холодная война, DTF, Статья, Интересное, Длиннопост

Но прежде всего в 80-е усилилась цензура в СМИ. Главный редактор The Washington Post Кэтрин Грэм очень просто объясняла, почему американская пресса не отреагировала на скандал Иран-контрас так же, как на Уотергейт: «Есть некоторые вещи, которые общественности не нужно знать и она не должна их знать. Я считаю, что демократия процветает, когда правительство может принять законные шаги, чтобы сохранить свои тайны, и когда пресса может решить, следует ли печатать то, что она знает».


Армия и Голливуд сотрудничали с самого своего зарождения, а специальный отдел, отвечавший за поддержания положительного имиджа армии США через кино, телевидение, книги и музыку Министерство обороны создало ещё в 1949 году. Он выступал посредником между всеми родами войск (флот, авиация, береговая охрана и т.д.) и продюсерами, присылавшими на проверку свои сценарии и заявки на «военную помощь».



Переписка между продюсером "Рассвета мертвецов (1978) и Министерством обороны

"В интересах страны": как ЦРУ, Пентагон и правительство США влияли на кинематограф и массовую культуру. Часть 2 (конец 60-х - наши дни) США, Голливуд, Фильмы, Искусство, Политика, ЦРУ, Культура, Пропаганда, Фотография, История, Холодная война, DTF, Статья, Интересное, Длиннопост
"В интересах страны": как ЦРУ, Пентагон и правительство США влияли на кинематограф и массовую культуру. Часть 2 (конец 60-х - наши дни) США, Голливуд, Фильмы, Искусство, Политика, ЦРУ, Культура, Пропаганда, Фотография, История, Холодная война, DTF, Статья, Интересное, Длиннопост

Армия всегда была готова оказать кинематографистам поддержку при соблюдении «национальных интересов» и соответствии простым условиям: «аутентичная демонстрация боевых действия и исторических событий», а также «соответствие высоким стандартам и достоинству индустрии». А вот что «аутентично», а что нет — это решали исключительно военные.


Но до 1980-х Пентагон вёл себя слишком уж деспотично, навязывая авторам новый сценарий, что и привело к провалу «Зелёных беретов». С другой стороны, отвергались даже такие безобидные фильмы, с точки зрения имиджа армии, как «Рассвет мертвецов» (1978). Наученные горьким опытом, чиновники теперь больше полагались на самих авторов.


Одним из крупнейших успехов сотрудничества Голливуда и Пентагона стал «Лучший стрелок» (1986) с Томом Крузом. История про молодого, но самоуверенного пилота едва бы получилась такой зрелищной без демонстрации в кадре настоящего авианосца, а также десятков самолётов и вертолётов, управляемых настоящими военными. Вся эта техника обошлась студии менее чем в два миллиона, тогда как без поддержки Пентагона всё это стоило бы в сотни раз дороже и фильм просто не был бы снят.



«Лучший стрелок» (1986)

"В интересах страны": как ЦРУ, Пентагон и правительство США влияли на кинематограф и массовую культуру. Часть 2 (конец 60-х - наши дни) США, Голливуд, Фильмы, Искусство, Политика, ЦРУ, Культура, Пропаганда, Фотография, История, Холодная война, DTF, Статья, Интересное, Длиннопост

Пентагон даже не скрывал, что фильм Тони Скотта был самой дорогой рекламой американских военно-воздушных сил. Вербовочные пункты стояли прямо в кинотеатрах, где выходившей с сеанса молодёжи объясняли, как можно подать заявление на службу. Успех был феноменальный — фильм увеличил число желающих вступить в стройные ряды ВВС на 500%, а создателям принёс более 350 миллионов долларов при бюджете в 15 миллионов.


А вот «Рэмбо 2» (1985) не получил государственной поддержки, поскольку гражданский, да ещё и осуждённый преступник Джон Рэмбо выполнял работу армии. Но когда фильм стал настоящим хитом, на призывных пунктах расклеивали постеры: «Американский герой, Рэмбо зовет тебя!». Рэмбо быстро стал кумиром правых политиков и молодёжи.


Крупные студии всё реже брались за военные фильмы без поддержки Пентагона. Оливер Стоун за 10 лет так и не смог найти в Штатах шесть миллионов на съёмки «Взвода» (1986). Деньги в итоге выделила британская студия Hemdale. Она же проспонсировала его фильм «Сальвадор» (1986), критиковавший текущую американскую политику в Латинской Америке.



«Взвод» (1986)

"В интересах страны": как ЦРУ, Пентагон и правительство США влияли на кинематограф и массовую культуру. Часть 2 (конец 60-х - наши дни) США, Голливуд, Фильмы, Искусство, Политика, ЦРУ, Культура, Пропаганда, Фотография, История, Холодная война, DTF, Статья, Интересное, Длиннопост

В 1980-е радикально изменился весь кинорынок. Критическое авторское кино сильно потеснили из мэйнстрима блокбастеры, ориентированные на самую широкую аудиторию. Когда «Индиана Джонс» и «Назад в будущие» ставили очередные рекорды по сборам, многие авторские фильмы просто перестали удовлетворять инвесторов.


А между требованиями продюсеров производить коммерческий продукт и требованиями военных поддерживать положительный имидж американской армии пространства для манёвра у сценаристов и режиссёров почти не оставалось. Тем более, что сотрудничество студий с Пентагоном было успешнее, чем когда-либо.



Идеальная пропаганда

Цель армии — выглядеть в глазах общественности как профессиональная и вызывающая доверие организация.
Джон Пруитт
офицер и глава киноофиса береговой охраны

Холодная война закончилась, но интервенционистская политика США только набирала обороты, так что сотрудничество продолжилось. И в военных фильмах Голливуд почти всегда продвигал официальную политику Вашингтона, демонстрируя могущество и справедливость американской военной машины. Даже очень умеренные в своей критике «Три короля» (1999) состоялись только потому, что видение режиссёра помог отстоять Джордж Клуни.


Одним из самых выдающихся образцов такого сотрудничества можно считать «Падение чёрного ястреба» (2001). Блокбастер Ридли Скотта мастерски выполнил все цели, ради которых военные щедро выделяли технику и людей. В октябре 1993 года американское командование провалило всё, что только можно, превратив операцию по захвату в грандиозное побоище в центре Могадишо. Спецназ «Дельта» понёс крупнейшие единоразовые потери, а сколько было убито американцами мирных жителей — никто не считал.


«Падение чёрного ястреба» (2001)

"В интересах страны": как ЦРУ, Пентагон и правительство США влияли на кинематограф и массовую культуру. Часть 2 (конец 60-х - наши дни) США, Голливуд, Фильмы, Искусство, Политика, ЦРУ, Культура, Пропаганда, Фотография, История, Холодная война, DTF, Статья, Интересное, Длиннопост

Бойня на улицах Могадишо была показана как героическая операция по спасению американской армии от неисчислимых орд туземцев. Также была «забыта» роль миротворцев из Малайзии и Пакистана. Американскую же интервенцию преподнесли как тяжёлое, но благородное решение. Кроме того, Пентагон потребовал заменить имя одного из солдат, так как в 2000 году он был осуждён за изнасилование своей шестилетней дочери.

Что в «Уцелевшем», что в «Падении чёрного ястреба» американские солдаты уничтожают по 30-40 противников перед смертью. Это такая голливудская заповедь — жизнь одного американца стоит не меньше сорока жизней его туземных врагов.
Оливер Стоун

Армия помогала и продолжает помогать в съёмке не только военных фильмов, но и различной фантастики, взамен получая контроль даже над самыми незначительными деталями сценария. В «Войне миров» (2005) военные вместо отрешённости из исходного сценария, в финальной версии демонстрировали героизм и самопожертвование.


В «Халке» (2003) операция по поимке Беннера изначально называлась «Ranch Hand», но её пришлось переименовать, потому что так же называлась операция по использованию химического оружия против мирного населения во Вьетнаме. А «Капитан Марвел» (2019), судя по обилию военной агитации с участием звёзд фильма, выполнял для армии ту же функцию, что и «Лучший стрелок».


Официальный представитель ВВС Брайан МакГэрри заявил, что одна из целей «Трансформеров» (2007) Майкла Бэя — «вербовка и устрашение». С этой задачей справляется масса современных фильмов и сериалов. Фильм «На крючке» (2012) с Шайей Лабафом при поддержке армии раз за разом демонстрирует американские дроны как сверхоружие новой эпохи.



В этом эпизоде «Трансформеров» (2007), помимо нескольких дорогостоящих самолётов и настоящей военной базы, было задействовано 300 солдат. Американская армия же взамен выглядела исключительно героически

"В интересах страны": как ЦРУ, Пентагон и правительство США влияли на кинематограф и массовую культуру. Часть 2 (конец 60-х - наши дни) США, Голливуд, Фильмы, Искусство, Политика, ЦРУ, Культура, Пропаганда, Фотография, История, Холодная война, DTF, Статья, Интересное, Длиннопост

Министерство обороны тщательно вычитывало и утверждало сценарий каждой серии «Кавалерии» (2018) — боевика про спецназ в Афганистане. Издание Independent насчитало 800 фильмов и 1100 телевизионных проектов, на которые Пентагон оказывал влияние. Причём большая их часть приходятся на период после 2005 года.



Положительный образ ЦРУ


Вслед за военными началась реабилитация спецслужб. Важную роль в этом ещё в 1980-е сыграл любимчик Управления Том Клэнси, со своими патриотическими романами, среди которых «Игры патриотов» (1984) и «Прямая и явная угроза» (1989). Изменилось отношение и к «Трём дням Кондора», где ЦРУшники из жестоких убийц, превратились в «крутых парней», которые одни единственные способны защитить Америку.


Начиная с 1996-го ЦРУ взяло курс на публичное сотрудничество с кинематографом ради создания положительного образа спецслужбы. «ЦРУ выглядело на экране всё хуже и хуже. Нужно быть очень преданным своему делу, уверенным в себе человеком, чтобы каждый день ходить на работу, которую все ругают», — говорил сотрудник ЦРУ Чейз Брэндон. И авторы, по собственному признанию, с удовольствием обращались к ним за консультациями.


Одним из последних примеров такого сотрудничества можно назвать сериал «Родина». В преддверии каждого сезона авторы отправлялись в Вашингтон, где офицеры разведки и ветераны устраивали им пятидневный информационный марафон. «Мы принимаем целый парад экстраординарных личностей: бывшие директоры ЦРУ, действующие и отставные офицеры разведки, люди из Госдепартамента и Белого дома», — рассказывал шоураннер Алекс Ганса.



«Родина» (2011-2019)

"В интересах страны": как ЦРУ, Пентагон и правительство США влияли на кинематограф и массовую культуру. Часть 2 (конец 60-х - наши дни) США, Голливуд, Фильмы, Искусство, Политика, ЦРУ, Культура, Пропаганда, Фотография, История, Холодная война, DTF, Статья, Интересное, Длиннопост

В фильме «Рекрут» (2003) герой Аль Пачино, выступая перед потенциальными новичками ЦРУ, доносит посыл фильма прямо в лоб: «Ваши провалы будут вынесены на всеобщий суд, но никто не узнает, что вы спасли мир». Официально сотрудничество ограничивается только консультациями специалистов для придания достоверности происходящему на экране.


Но порой «консультации» ЦРУ заходят гораздо дальше, как в случае с фильмом Кэтрин Бигелоу «Цель номер один» (2012) об охоте на Усаму бен Ладена. Прокат сопровождался сразу несколькими скандалами. Фильм настойчиво продвигал мысль, что террористов можно и нужно пытать. А вскоре киношников заподозрили в разглашении секретной информации.


Расследование показало, что ЦРУ действительно рассказало и показало авторам больше, чем можно по закону. Но также выяснилось, что сценарий напрямую утверждался Управлением. Сценарист Марк Боал зачитывал фрагменты сценария по телефону сотрудникам ЦРУ, а те говорили, что можно оставить. Так в фильме почти пропали упоминания Барака Обамы, чтобы не выглядеть политически ангажированными. Кроме того, Обама публично осуждал пытки, царившие в секретных тюрьмах ЦРУ при Буше.


В случае оскароносной «Операции Арго», после консультаций с ЦРУ получилось, что именно разведчик Тони Мендес в исполнении Бена Аффлека спас американских дипломатов, а не канадский посол Кен Тэйлор. Хотя именно он, рискуя жизнью, укрывал их у себя дома от разъярённой толпы в охваченном беспорядками Иране. За кадром осталась и роль Великобритании. «Оскар» Бену Аффлеку вручала жена Барака Обамы, а жена самого Аффлека Дженнифер Гарнер снялась в вербовочном ролике ЦРУ.



«Операция Арго» (2012)

"В интересах страны": как ЦРУ, Пентагон и правительство США влияли на кинематограф и массовую культуру. Часть 2 (конец 60-х - наши дни) США, Голливуд, Фильмы, Искусство, Политика, ЦРУ, Культура, Пропаганда, Фотография, История, Холодная война, DTF, Статья, Интересное, Длиннопост

Эти фильмы и сериалы фактически отражали официальную точку зрения ЦРУ и властей на описываемые события. Но влияние Управления, Пентагона и правительства на кино не ограничивается сотрудничеством в рамках отдельных фильмов. Отношения звёзд, студий и властей гораздо теснее.



На страже внешней политики США

Свобода — наш основной товар, а Голливуд наш лучший экспортёр.
Марк Маккиннон
советник президента Джорджа Буша-младшего

В 2001 году, на фоне вторжения США в Афганистан, один из советников Джорджа буша-младшего Карл Роув встретился в Беверли Хиллс с пятьюдесятью представителями крупнейших медиакорпораций, киностудий и телеканалов, включая Paramount, CBS, Viacom, Showtime, Dreamworks, HBO и MGM. «Индустрия будет по-прежнему заниматься своими делами, но есть возможности и для сотрудничества», — заявил Роув.


Речь шла об «уважительном» отображении в кино, на телевидении и в СМИ вопросов патриотизма, национальной безопасности и терроризма. Тогда же Роув обсудил с председателем Ассоциации кинематографистов США Джеком Валенти привлечение голливудских звёзд для выступлений перед военными и продвижения официальной политики Вашингтона.


На встрече также присутствовал Руперт Мёрдок — владелец медиаимперии Fox, а также давний спонсор Республиканской партии. А уж у него работало достаточно людей, способных донести до аудитории её политику. Шоураннером флагманского сериала «24» (2001) был Джоэл Сурноу — ярый противник любых «социальных подачек», сторонник политики сенатора Маккарти, Рональда Рейгана и, конечно, Джорджа Буша.



Каждый сезон «24» охватывал одни сутки, а каждая серия — один час. И за это время агенту вымышленного Управления по борьбе с терроризмом Джеку Бауэру нужно было спасти тысячи, а то и миллионы жизней

"В интересах страны": как ЦРУ, Пентагон и правительство США влияли на кинематограф и массовую культуру. Часть 2 (конец 60-х - наши дни) США, Голливуд, Фильмы, Искусство, Политика, ЦРУ, Культура, Пропаганда, Фотография, История, Холодная война, DTF, Статья, Интересное, Длиннопост

По словам продюсера Дэвида Нэвинса, идея шоу — показать, что «нет времени на соблюдение гражданских прав и следование законам. Нужно просто действовать ради высшего блага». Это чётко соответствует позиции тогдашнего вице-президента Дика Чейни, который тоже считал, что в борьбе с терроризмом Америка может использовать любые средства.


Эти средства — пытки подозреваемых, которых за первые пять сезонов сериала было 67 сцен. В начале четвёртого сезона нам показывают, что соблюдение прав и законов — это слабость, тогда как пытки сразу дают необходимый результат.


Тогда же, на волне скандала с истязаниями заключённых в Гуантанамо и Абу-Грейб, Джордж Буш утверждал, что для спасения жизней ЦРУ должно идти на «особые методы получения информации». Джоэл Сурноу говорил: «людям из Администрации президента очень нравится сериал. Ещё бы им не нравилось — это же патриотический сериал».



«Интервью» — это комедия об убийстве Ким Чен Ына, которая, предположительно, стала причиной взлома хакерами серверов Sony. Из внутренней переписки выяснилось, что Sony и другие корпорации тесно связаны с американскими властями. Руководитель Sony Майкл Линтон неоднократно ужинал с Бараком Обамой. Кроме того, Линтон является членом попечительского совета правительственной корпорации RAND, которая ведёт различные исследования для нужд Пентагона и спецслужб.



«Интервью» (2014)

"В интересах страны": как ЦРУ, Пентагон и правительство США влияли на кинематограф и массовую культуру. Часть 2 (конец 60-х - наши дни) США, Голливуд, Фильмы, Искусство, Политика, ЦРУ, Культура, Пропаганда, Фотография, История, Холодная война, DTF, Статья, Интересное, Длиннопост

В одном из писем замглавы Госдепа США Ричард Стенгел просил Линтона организовать встречу с руководством других кинокомпаний, которые бы помогли ему в борьбе с пропагандой ИГ и влиянием России в Европе. «В беседе пойдёт речь о производственной стороне и коммерческих возможностях». Линтон рекомендовал обратиться за помощью к руководству Fox и Disney.


В другом письме посол США в Париже Джейн Хартли просила Линтона «предоставить своих суперзвёзд для продвижения и повышения популярности политической линии президента [Обамы] за рубежом». Кроме того выяснилось, что Sony консультировалась с Госдепом, ЦРУ и ведущим военным аналитиком RAND Брюсом Беннетом по поводу того, как преподносить в «Интервью» те или иные вещи. Беннет известен тем, что разрабатывал стратегию психологической войны против КНДР.


Я объяснял, что убийство Ким Чен Ына — самый надёжный способ дестабилизации Северной Кореи. [...] История об устранении Кима заставит задуматься людей на Юге и на Севере. [...] Я убеждён, что DVD с фильмом попадут на Север (должны попасть) и, на мой взгляд, концовку [со взрывающейся головой Ким Чен Ына] необходимом оставить как есть.
Брюс Беннет
аналитик RAND

Что такое пропаганда


Фильм Клинта Иствуда «Снайпер» (2014), который прославляет действия американской армии в Ираке (причём героизирует самый скандальный её эпизод — второй штурм Фаллуджи), был снят на деньги компании RatPac-Dune Entertainment, которая принадлежит министру финансов США при Трампе Стиву Мнучину.


С одной стороны, этот и многие другие примеры показывают, насколько сильно переплетены творцы, крупный бизнес и государственная власть. А с другой, едва ли Иствуду доплачивали за поддержку республиканцев, в отличие от Кэти Перри за поддержку демократов. И не всё, что можно принять за сознательные и циничные манипуляции, ими являются.


Энциклопедия Британника определяет пропаганду как «распространение фактов, аргументов, слухов, полуправды, или лжи», тогда как в Советской энциклопедии у пропаганды нет отрицательного контекста: «это – распространение политических, философских, художественных и других взглядов и идей». С этой точки зрения любое художественное произведение является пропагандой.


Но одно другого не исключает. ЦРУ и военные консультировали создателей сериала «Джек Райан» (2019). Второй сезон был посвящён попыткам ЦРУ свергнуть венесуэльского диктатора Николаса Рейеса и транслировался на фоне попыток свергнуть реального президента Николаса Мадуро. И после выхода трейлера авторам даже пришлось оправдываться, доказывая, что это не пропаганда, а их художественное видение.


Исполнитель главной роли Джон Красински, возможно, вполне искренне говорил: «ЦРУ – это организация, к которой мы все должны относиться не только с почтением, но и благодарить её каждый божий день». Авторы могут искренне транслировать свою точку зрения, но это не перестаёт быть пропагандой, которая формирует общественное мнение.


«Джек Райан» (2019)

"В интересах страны": как ЦРУ, Пентагон и правительство США влияли на кинематограф и массовую культуру. Часть 2 (конец 60-х - наши дни) США, Голливуд, Фильмы, Искусство, Политика, ЦРУ, Культура, Пропаганда, Фотография, История, Холодная война, DTF, Статья, Интересное, Длиннопост

Власти США никогда не оставались безразличны к мировой культуре, стремясь к господству в массовом сознании. Без государственной поддержки едва ли смог состояться жанр военных фильмов, а абстрактное искусство не прижилось бы в США без протекции ЦРУ. Точно так же нерыночными методами продвигалась американское кино за границу. И в обмен на дополнительную прибыль, киностудии выступали рупорами государственной пропаганды.


В разные периоды официальная идеология продвигалась разными средствами, вплоть до открытых политических репрессий инокамыслящих. Но ещё в 60-е голливудская «большая шестёрка» — Fox, Columbia, Disney, Warner Bros, Paramount, Universal; крупные компании, не способные самостоятельно справится с финансовыми трудностями, — стала одним из активов огромных корпораций и банков. Формально независимый Голливуд ещё глубже интегрировался в корпоративный мир Америки.


Это сильно упростило для топ-менеджмента контроль за выпускаемой продукцией, как в случае с «Интервью». С другой стороны, контроль за кино и сериалами ослаб по сравнению с 1950 годами. Для руководства и акционеров корпораций определяющее значение всегда играла прибыль, что позволяло соседствовать проектам, идущим как в русле официальной политики США, так и остросоциальным.


Автор - Дмитрий Козловский. https://dtf.ru/life/204819-CIA

Показать полностью 15
26

Добро пожаловать в психушку

Нетфликс так уверен в этом проекте, что заказал сразу два сезона. Причём за сериал шла борьба — его мечтали заполучить Apple и Hulu.


Что же это за проект? Он называется «Рэтчед». Это фамилия сестры из произведения «Пролетая над гнездом кукушки». Той самой, которую индеец Вождь Бромден называет Большая Сестра.


В книге это властная, довольно жуткая и не особо любящая людей женщина, которая наслаждается суровым порядком в отделении. В набравшем Оскаров фильме 1975 года её образ слегка сгладили.


Сериал, судя по трейлеру, покажет, как Милдред Рэтчед превратится в ту самую жёсткую сестру из книги. А ещё он наполнен декорациями Америки 50-х, атмосферой карательной психиатрии и яркими цветами.


Добро пожаловать в психушку Фильмы, Сериалы, Netflix, Пролетая над гнездом кукушки, Психология, Психиатрия, Сара Полсон, Книги, Кен Кизи, Классика

Сыграет безжалостную сестру Сара Полсон — такие роли её конёк. Из похожих работ: прокурор в «Американской истории преступлений» и бесстрашная журналистка в «Американской истории ужасов: Психбольница».


Премьера 18 сентября, будильник у меня уже установлен — сразу, как посмотрю — напишу.


На картинке сёстры из двух разных фильмов, будущего и прошлого.


Телеграм: сериал по произведению «Пролетая над гнездом кукушки»

1020

«Пятый элемент». В чём прикол песни Дивы Плавалагуны?

«Пятый элемент». В чём прикол песни Дивы Плавалагуны? Фильмы, Опера, Театр, Анна Нетребко, Пение, Искусство, Люк Бессон, Брюс Уиллис, Пятый Элемент, Милла Йовович, Фантастика, Ария

Помните Диву Плавалагуну? Она в фильме «Пятый элемент» поёт арию из оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур».


А чем же интересна эта ария? Она называется «Il dolce suono», что можно перевести как «Сладкий звук», и это часть сцены безумия Лючии. В этой сцене у бедной девушки едет кукушка.


Так кто же такая эта Лючия? Она — героиня романа Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста», который и лёг в основу оперы. Лючия любит Эдгардо, в самом начале арии можно услышать его имя. Проблема в том, что Эдгардо — враг рода Лючии. К тому же меркантильный брат хочет выдать девушку за богатого лорда. И у него это получается.


Действие, кстати, происходит в 16 веке в Шотландии.


На свадебном пире Лючия сходит с ума, убивает мужа, а потом умирает. Я смотрел оперу несколько раз и каждый раз поражался кровожадности режиссёров. В сцене безумия Лючия обязательно выходит к гостям в окровавленном свадебном платье, иногда с ножом и чем режиссёр оперы безбашенней, тем больше красной краски он льёт.


Современные режиссёры не стесняются экспериментировать. Опера, вообще, такой жанр, где можно играть со временем и переносить сюжет в любую эпоху, слова при этом не меняются. Например, я видел постановку, где Лючия — гот в рваных чулках — она бежит от сытой офисной жизни, но тоже находит погибель. Вне зависимости от эпохи, конец у опер всегда одинаковый.


У Дивы Плавалагуны кровь синяя, это потому что она у неё на основе гемоцианина, как у осьминога.


Будет настроение — послушайте арию в исполнении Дивы Плавалагуны.


Желающим приобщиться к миру оперы — сцена сумасшествия в исполнении Анны Нетребко, с кровью и ножом.


Телеграм: тайна арии из «Пятого элемента»

Показать полностью
6915

Стивен Спилберг считает русский артхаус лучшим фильмом

«Русский ковчег» — один из моих любимых фильмов.

И это сказал сам Спилберг. Что же за ковчег такой?


Фишка фильма в том, что он снят без склеек. Оператор проходит с камерой по Эрмитажу, где 800 человек разыгрывают сюжет. Сняли не с первого раза, а только с третьего.


Зритель смотрит фильм глазами призрака, которого озвучил сам режиссёр Александр Сокуров. Вместе с ним по дворцу бродит французский маркиз из 19 века, который ворчит, что русские всё позаимствовали у европейцев.


В фильме есть офигенный момент — камера подъезжает к окну, а за ним проезжает карета.

Стивен Спилберг считает русский артхаус лучшим фильмом Фильмы, Эрмитаж, Зимний дворец, Искусство, Музей, Картина, Живопись, Артхаус, Авторское кино, Санкт-Петербург, Россия, Длиннопост, Стивен Спилберг, Знаменитости

Удивительно, как получилось всё синхронизировать.


Мимо пробежит Пушкин, Пётр Первый схватит кого-то за ухо.


Незнакомец подходит к разным картинам и размышляет про них, вступая в беседы с людьми. Повествование будет скакать между эпохами.


Чтобы вы понимали масштаб — в фильме даже разыграют театральное представление. Всё без склеек.

Стивен Спилберг считает русский артхаус лучшим фильмом Фильмы, Эрмитаж, Зимний дворец, Искусство, Музей, Картина, Живопись, Артхаус, Авторское кино, Санкт-Петербург, Россия, Длиннопост, Стивен Спилберг, Знаменитости

Можно задаться вопросом — зачем, вообще, делать такую сложную работу, если можно всё смонтировать? Я не знаю.


Но фильм получился хороший, успокаивающий. Оператор Тильман Бюттнер таскал на себе тридцатикилограммовую камеру, перемещаясь из зала в зал.


«Русский ковчег» — это, кстати, сам «Эрмитаж» — вместилище искусства. Фильм есть на YouTube.


Телеграм: «Русский ковчег» — фильм, который понравился Спилбергу

Показать полностью 1
133

ВАЛЛ-И. И пусть это будет 4 пост

ВАЛЛ-И просто волшебный и очень милый, в нем столько доброты и тепла, я сделала его с большой любовью и трепетом❤️

ВАЛЛ-И. И пусть это будет 4 пост Фигурка, Мультфильмы, Своими руками, Санкт-Петербург, Творчество, Арт, Искусство, Персонажи, Длиннопост
ВАЛЛ-И. И пусть это будет 4 пост Фигурка, Мультфильмы, Своими руками, Санкт-Петербург, Творчество, Арт, Искусство, Персонажи, Длиннопост
ВАЛЛ-И. И пусть это будет 4 пост Фигурка, Мультфильмы, Своими руками, Санкт-Петербург, Творчество, Арт, Искусство, Персонажи, Длиннопост
Показать полностью 1
111

Неумелая реклама в фильмах

Неумелая реклама в фильмах Фильмы, Реклама, Продакт плэйсмент, Эдуард мане, Искусство, Живопись, Картина, Музей

— Вот ты, Антон — светлый, а пиво пьёшь тёмное!


Уверен, всех бесила нелепая реклама в отечественных «Ночном» и «Дневном» дозорах. Но что делать, деньги-то нужны! Такие вставки рекламы товара в фильм называются продакт-плейсмент.


На самом деле, в западных картинах продакт-плейсмента тоже хватает, просто не на все бренды мы обращаем внимание.

Неумелая реклама в фильмах Фильмы, Реклама, Продакт плэйсмент, Эдуард мане, Искусство, Живопись, Картина, Музей

В 1882 году Эдуард Мане написал картину «Бар в Фоли-Бержер» и разместил на ней бутылку эля Bass.


На этикетке логотип в виде красного треугольника. Завод, производящей это пиво, до сих пор работает, а вот заплатили Мане или нет — неизвестно. Зато это один из самых ранних случаев размещения бренда в искусстве.



Телеграм: Канал про кино

Показать полностью 1
95

5 шедевров мировой литературы, по которым были сняты фильмы, и их стоит увидеть

Жизнь взаймы

5 шедевров мировой литературы, по которым были сняты фильмы, и их стоит увидеть Фильмы, Книги, Что почитать?, Что посмотреть, Копипаста, Интересное, Сюжет, Длиннопост

Книга: роман немецкого писателя Эриха Марии Ремарка, впервые опубликованный в 1959 году.

Фильм: кинолента режиссера Сидни Поллака 1977 года в оригинале называется «Bobby Deerfield» («Бобби Дирфилд»). Это история любви гонщика «Формулы-1» и больной туберкулезом девушки. Аль Пачино, сыгравший в этом фильме главную роль, был номинирован на «Золотой глобус» как лучший актер.

Пена дней

5 шедевров мировой литературы, по которым были сняты фильмы, и их стоит увидеть Фильмы, Книги, Что почитать?, Что посмотреть, Копипаста, Интересное, Сюжет, Длиннопост

Книга: роман французского писателя Бориса Виана. Впервые опубликован в 1947 году.

Фильм: картина режиссера Мишеля Гондри с Одри Тоту и Роменом Дюрисом в главных ролях. Гондри удалось найти визуальные средства для экранизации фантасмагорического романа о любви, самопожертвовании и водяной лилии, растущей в груди прекрасной девушки. В фильме есть и люди с удлиняющимися во время танцев ногами; и шеф-повар, живущий в телевизоре и через экран подающий специи; и дом, который уменьшается в размерах и теряет цвет.

Имя розы

5 шедевров мировой литературы, по которым были сняты фильмы, и их стоит увидеть Фильмы, Книги, Что почитать?, Что посмотреть, Копипаста, Интересное, Сюжет, Длиннопост

Книга: роман итальянского писателя и профессора семиотики из Болонского университета Умберто Эко. Впервые был опубликован в 1980 году.

Фильм: кинолента режиссера Жан-Жака Анно 1986 года. Это история о расследовании серии трагических и таинственных смертей монахов в бенедиктинском монастыре Италии в период смуты и эпидемии чумы XIV века.

451 градус по Фаренгейту

5 шедевров мировой литературы, по которым были сняты фильмы, и их стоит увидеть Фильмы, Книги, Что почитать?, Что посмотреть, Копипаста, Интересное, Сюжет, Длиннопост
5 шедевров мировой литературы, по которым были сняты фильмы, и их стоит увидеть Фильмы, Книги, Что почитать?, Что посмотреть, Копипаста, Интересное, Сюжет, Длиннопост

Книга: научно-фантастический роман-антиутопия Рэя Брэдбери, изданный в 1953 году.

Фильмы: кинолента 1966 года, снятая режиссером Франсуа Трюффо (фото вверху). Фильм несколько отличается от романа — в нем отсутствует ряд эпизодов из книги. Но в целом автор романа экранизацией был доволен.

Телефильм 2018 года компании HBO (фото внизу), снятый режиссером Рамином Бахрани, был представлен на Каннском кинофестивале, а также признан лучшим телевизионным фильмом на вручении 30-й ежегодной премии Гильдии продюсеров Америки.

Ярмарка тщеславия

5 шедевров мировой литературы, по которым были сняты фильмы, и их стоит увидеть Фильмы, Книги, Что почитать?, Что посмотреть, Копипаста, Интересное, Сюжет, Длиннопост

Книга: роман английского писателя Уильяма Мейкписа Теккерея, действие которого происходит в эпоху Наполеоновских войн. Впервые был опубликован в журнале Punch в 1847–1848 годах.

Фильм: картина режиссера Миры Наир. Главную роль амбициозной англичанки, которая благодаря своему уму, обаянию, хорошему воспитанию и красоте поднимается по социальной лестнице, исполнила Риз Уизерспун. Этот красивый костюмированный фильм был номинирован на премию «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля в 2004 году.

Продолжение следует...

Показать полностью 4
100

Екатерина Медичи на портретах и в кино

Екатерина Медичи на портретах и в кино Екатерина Медичи, Портрет, Фильмы, Исторические личности, Королева Марго, Персонажи, Актеры и актрисы, Длиннопост
Екатерина Медичи на портретах и в кино Екатерина Медичи, Портрет, Фильмы, Исторические личности, Королева Марго, Персонажи, Актеры и актрисы, Длиннопост

Фильм "Королева Марго" 1996 года, вольная экранизация романа Дюма. 18 серий.

В роли Екатерины Медичи Екатерина Васильева. Её образ в этом фильме можно охарактеризовать цитатой оттуда же Карла IX:

- Вы всё-таки бестия, матушка, вы дьявол в юбке...

Со злодейским злодеем так пережали, что этот самый харизматичный персонаж фильма местами выглядит комедийно. Здесь Варфоломеевская ночь целиком и полностью её рук дело. Многочисленные попытки убить Наварского, отравление сына по ошибке, оговор Ля Моля с Коконнасом, конечно, прилагаются.

Екатерина Медичи на портретах и в кино Екатерина Медичи, Портрет, Фильмы, Исторические личности, Королева Марго, Персонажи, Актеры и актрисы, Длиннопост
Екатерина Медичи на портретах и в кино Екатерина Медичи, Портрет, Фильмы, Исторические личности, Королева Марго, Персонажи, Актеры и актрисы, Длиннопост

Фильм "Королева Марго" 1994 года, в роли Екатерины Медичи - актииса Вирна Лизи.

Екатерина Медичи на портретах и в кино Екатерина Медичи, Портрет, Фильмы, Исторические личности, Королева Марго, Персонажи, Актеры и актрисы, Длиннопост

Тоже по мотивам романа Дюма, но здесь резню и тела показали во всех подробностях, как и магические опыты, после которых руки по локоть в крови (буквально), и действие яда с рвотой и конвульсиями, и... в общем, мрак и тлен с высоким рейтингом на протяжении всего фильма. Екатерина под стать общей атмосфере, глядя на неё, вы неизбежно будете вспоминать ту Черную вдову, которая паук.


Приятного просмотра, и вот вам ещё один портрет:

Екатерина Медичи на портретах и в кино Екатерина Медичи, Портрет, Фильмы, Исторические личности, Королева Марго, Персонажи, Актеры и актрисы, Длиннопост
Показать полностью 5
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: