Трафик, посещаемость или как угадать куда ходит покупатель

Цикл статей:
"Гравицапа для бизнеса"
Автор:
Фабрин Максим
Должность:
Руководитель отдела разработки, внедрения и развития ПО
«Лавка Технологий»
Время чтения:
~5 минут

Предисловие:
Описанные события могут быть приукрашены,
но отличаются технической точностью и достоверностью.
Все совпадения с реальными людьми, событиями или компаниями случайны.

.

А В ЧЕМ, СОБСТВЕННО, ПРОБЛЕМА?

Лет эдак в 20 я, как и многие другие, устраивался на работу…

Ничего интересного на тот момент мне рынок предложить не мог, а быть «свободной кассой» очень не хотелось.
По справедливости, дело было не в рынке, а в том, что я ничего не умел, но речь не об этом :)

Судьба закинула в Retail, связь с которым сохранилась до сих пор.

Уже тогда я задумывался, для чего крупные федеральные сети ставят рядом два абсолютно одинаковых магазина?
Да и вообще, по какому принципу происходит выбор точки установки?
А поставщики, как они определяют куда надо ходить?
Не пальцем же в небо они точки выбирают!

Это потом, когда оброс связями и поумнел, мне рассказали, что действительно "не пальцем", а через гадание на кофейной гуще – говорят так эффективнее :)

Давайте для примера возьмем маленький кусочек такого небольшого города как Ростов:

Трафик, посещаемость или как угадать куда ходит покупатель IT, IT юмор, Программирование, Сервис, Бизнес, Ритейл, Трафик людей, Трафик, Инновации, Конкуренция, Магазин, Оффлайн, Карты, Поставщики, Спрос, Длиннопост

На квадрат 350*350 метров натыкано 11 магазинов.
11 Карл!
Из них 4 сетевых и 7 розничных…ну и куда идти представителю, например, мясной продукции?
Казалось бы, ответ очевиден – в сетевой магазин!
Да вот все не так просто.

ДЬЯВОЛ В ДЕТАЛЯХ

Те кто работал с розницей знают, что иногда внешне непримечательный магазин качает такие объемы, что любая сеть позавидует.

Но как узнать качает магазин или нет?
Кто-то скажет: "через Поставщика"!
А если магазин закупается не у вашего поставщика?
А если представитель Поставщика "расписывает" объем на соседние точки, чтоб выполнить план и фальсифицирует отчетность?
А если точка мелкая, но отгружается из локального РЦ на который ваш поставщик грузит вагон сразу?
Короче одна сплошная боль…

И самое главное, что никто не знает трафика соседей, не будешь же ставить к каждому входу по аудитору.
Да и человеческий фактор никто не отменял.

А то, что покупатель зашел в магазин вообще не означает, что он что-то купит.
Вот был когда-то в Москве такой магазин «Елисеевский», его все любили.
В нем были элитные POS материалы, но втихаря его называли "Магазин-Музей", потому что покупательский трафик там был нулевой, в отличии от трафика обычного :)

Ну ладно, пусть даже у магазина можно поставить по человеку.
А как замерить трафик АЗС на трассе в Сибири, с режимом работы 24/7, командировку сотруднику оформить, поставить палатку и отправить жить в лесу у АЗС?

Трафик, посещаемость или как угадать куда ходит покупатель IT, IT юмор, Программирование, Сервис, Бизнес, Ритейл, Трафик людей, Трафик, Инновации, Конкуренция, Магазин, Оффлайн, Карты, Поставщики, Спрос, Длиннопост

2 ГОДА НА ПОДУМАТЬ

Для меня, как руководителя отдела разработки и внедрения ПО, эта задача была серьезным вызовом.
Были испробованы разные варианты решений, расскажу лишь о некоторых.

Самый логичный был поискать данные в открытых реестрах, должна же быть какая-то налоговая отчетность.
Но оказалось, что легче найти информацию о среднем чеке и обороте всей сети, чем о трафике конкретного объекта.

Ок, "умный в гору не пойдет" сказали мы себе и пошли в ОФД.
Там нас обрадовали тем, что могут оооочень много дать интересного, кроме детализации до объекта.

"Может постучимся в ФНС?", - подумали мы.
Постучались, есть открытое API, но по нашей задаче все закрыто :)

Покурили, подумали, снова покурили, позвонили по телефону и тут озарение!
Сотовая связь!
Она всегда трекает людей, а значит, используя обезличенные данные можно отследить точный трафик магазинов!

МТС, Билайн, Теле2, Мегафон…со всех концов один и тот же ответ – детализация до сотовой ячейки, то есть до квадрата 300*300 метров примерно.

Возьмем старую картинку, наложим квадрат 300 на 300 и грустно всплакнем:

Трафик, посещаемость или как угадать куда ходит покупатель IT, IT юмор, Программирование, Сервис, Бизнес, Ритейл, Трафик людей, Трафик, Инновации, Конкуренция, Магазин, Оффлайн, Карты, Поставщики, Спрос, Длиннопост

Вместо трафика точки мы получили солянку из трафика домов, розницы, сетей и мимо проезжающих автомобилей…

Горячая голова предложила купить данные на черном рынке,
мы предложили ей купить УК РФ :)
Данные должны быть такими, чтоб их источник был полностью легален и общедоступен.
Без взломов, слитых баз и тому подобной ерунды.
Ну, предположим, купим мы слитую базу – а дальше что?
Она же статична, непроверяема (так как за прошлый период), а каждое обновление встанет в золотую копеечку.

Так в последовательных поисках решения и переговорах с разными поставщиками прошло 2 года…

КУКУШКА УЕХАЛА, СЛЕДОМ ТРОНУЛСЯ И ПОЕЗД

Кто такие программисты?
В большинстве своем – это люди с нестандартным мышлением и диким полетом фантазии…и это на трезвую голову :)

Именно так в один из дней мы с коллегами употребляли... кефир :) ... и думали, как еще можно подойти к задаче.
И так пробовали, и эдак, всегда находился какой-то стоп-фактор.

«Хорошо было бы, - сказал Вася, - если бы можно было просто прийти в точку и спросить, а сколько у вас трафик в неделю/месяц?
И чтоб они прям точно ответили, что недельный трафик Х человек, как в базу данных заглянул!
Proof-версия ответа!

Но чтоб данные были точные, как в ФНС, а не это ваше "примернопятнадцатьчеловек"!
И чтоб дешево и легально!»

Все посмеялись, но, как это часто бывает, на следующий день было готово описание «кефирного концепта» техническим языком.

И именно так, как его описал Вася!
Слово в слово…

КОНЦЕПТ РЕШЕНИЯ И ИТОГИ ЗАПУСКА
Выглядел он так:
а) Редкий и короткий визит в точку (если необходимо)
б) Данные на базе данных ФНС/ОФД для исключения фальсификаций
в) Данные исключительно электронные, без участия человека.
По крайней мере так, чтоб он не мог повлиять на результаты.
г) Возможность менять период среза в зависимости от потребностей Клиента
д) Полная прозрачность и проверяемость любых данных любой точки.
Не "за вчера", а за "завтра".
Чтоб клиент мог взять выгрузку 1С в лояльной точке, а мы могли дать наши данные.
И они должны совпасть.

Как это не странно, нам пригодилась вся та экспертиза, которую мы по крохам собирали 2 года.
Недостаток любого компонента приводил к тому, что мы не могли увидеть единственно верное решение.
И связь, и кассовые узлы, и API ФНС/ОФД, и работа с розницей, и работа с сетями…

Еще 2 месяца мы занимались реализацией алгоритмов обработки данных, готовили разные варианты баз данных для оценки, проверяли трафик разных объектов, чтоб понять где же границы технологии.
Даже несколько опросов в чат-бот запустили, чтоб проанализировать спрос на продукт.

Естественно, что рассказать детали реализации я не могу.
ЯП: Javа
Сервер в 2 ядра и 4 Гб RAM
, т.е. никаких новомодных ИИ в данном случае не потребовалось.

Как итог получили портал с интерактивной картой, графиками, отчетностью, и прочими интересными плюшками.
Ниже несколько скринов из системы, чтоб не быть голословным.

Деление на категории в основном отчете:

Трафик, посещаемость или как угадать куда ходит покупатель IT, IT юмор, Программирование, Сервис, Бизнес, Ритейл, Трафик людей, Трафик, Инновации, Конкуренция, Магазин, Оффлайн, Карты, Поставщики, Спрос, Длиннопост

Стандартизация адресов там же:

Трафик, посещаемость или как угадать куда ходит покупатель IT, IT юмор, Программирование, Сервис, Бизнес, Ритейл, Трафик людей, Трафик, Инновации, Конкуренция, Магазин, Оффлайн, Карты, Поставщики, Спрос, Длиннопост

Графики и элементы визуального BI:

Трафик, посещаемость или как угадать куда ходит покупатель IT, IT юмор, Программирование, Сервис, Бизнес, Ритейл, Трафик людей, Трафик, Инновации, Конкуренция, Магазин, Оффлайн, Карты, Поставщики, Спрос, Длиннопост

Динамические карты с трафиком (и не только):

Трафик, посещаемость или как угадать куда ходит покупатель IT, IT юмор, Программирование, Сервис, Бизнес, Ритейл, Трафик людей, Трафик, Инновации, Конкуренция, Магазин, Оффлайн, Карты, Поставщики, Спрос, Длиннопост

ИТОГО
Получился сервис, который делает чужой трафик прозрачным, как стекло.
Быстро, полезно, приятно и относительно недорого.
Сам сервис прошел Альфу, сейчас находится в Бета-тесте.

Заявки на подключение к Бете принимаем, если возникнет желание,
но оставляем за собой право отказать без объяснения причины

_/\__/\__/\__/\__/\__/\__/\__/\__/\__/\__/\__/\__/\__/\__/\__/\__/\__/\_
Остались вопросы?
Welcome в личку или коменты :)

Фабрин Максим,
Руководитель отдела разработки, внедрения и развития ПО
«Лавка Технологий»
https://lavkatech.ru/