The Battle of Vyazma 3 November 1812 by Peter von Hess
Сражение под Вязьмой 3 ноября 1812, художник Петер Фон Гесс
Сражение под Вязьмой - сражение 22 октября (3 ноября) 1812 год под Вязьмой русского авангарда под командованием М. А. Милорадовича с отступающей французской армией в ходе Отечественной войны 1812 года.
Наполеон, отступая из Москвы, прибыл в Вязьму 19 (31) октября. Здесь он приказал маршалу Нею пропустить растянувшиеся на дороге войска и сменить в арьергарде маршала Даву. Чтобы отбиваться от наседающих казаков, арьергарду приказано двигаться в сомкнутых каре. До подхода русского авангарда через Вязьму не успели пройти 4-й корпус генерала Богарне, 5-й корпус генерала Понятовского и арьергардный корпус Даву. По сведениям Шамбре, силы французов насчитывали 37 500 человек.
Авангард русской армии под командованием генерала от инфантерии М. А. Милорадовича (2-й и 4-й пехотные корпуса, 2-й и 4-й кавалерийские корпуса, 17 500 солдат, 84 орудия) приблизился к Вязьме в ночь на 22 октября (3 ноября). 5 казачьих полков (3 тысячи) под начальством атамана М. И. Платова и 26-я пехотная дивизия Паскевича были приданы Милорадовичу. Непосредственное преследование французов по Смоленской дороге вела 26-я пехотная дивизия Паскевича (4 тысячи человек). Всего силы русских оцениваются примерно в 24 500 солдат.
Кутузов послал на помощь Милорадовичу 1-й кавалерийский корпус Уварова (менее 2 тыс.), однако из-за больших болот в тех местах корпус Уварова не смог соединиться с авангардом и участвовать в сражении.
Основная русская армия во время Вяземского сражения находилась примерно в 8 км к югу от Вязьмы, в город не входила, а обошла его с юга и вышла на дорогу Вязьма - Ельня.
22 октября (3 ноября) авангард русской армии под командованием генерала М. А. Милорадовича и донского атамана М. И. Платова, видя расстройство в войсках противника, пропустил корпус Понятовского и атакой разрезал итальянский корпус Богарне в районе села Максимкова (в 13 км от Вязьмы), выйдя на Смоленскую дорогу. Солдаты Богарне бежали в беспорядке. Отрезанный 1-й корпус Даву оказался в критическом положении, впереди дорога перерезана Милорадовичем, на хвост колонны насели казаки Платова и дивизия Паскевича.
Корпуса Богарне и Понятовского вернулись на помощь корпусу Даву. Соединёнными усилиями французы оттеснили заслон русских с дороги. Соединение корпуса Даву с остальными проходило под фланговым ружейно-пушечным огнём, под постоянными атаками. Затем корпуса отошли к высотам у Вязьмы. Здесь находился корпус маршала Нея, и вместе четыре корпуса, численность которых оценивается в 37 тысяч солдат, организовали оборону.
Два маршала и два генерала, собравшись на совет, решили продолжать отступление, и около 2 часов дня Богарне и Понятовский с боем начали отходить. Даву последовал за ними, но под напором русских его войска обратились в бегство. Последним выступал Ней. Он пропустил другие корпуса через город. Наконец около 6 часов вечера Ней под натиском русских вынужден был очистить город, перейти через реку Вязьма и уничтожить мост.
Милорадович продолжил преследование французов до Дорогобужа, в то время как казаки Платова и Орлова-Денисова по обеим сторонам от дороги препятствовали фуражировке противника и уничтожали его мелкие отряды. Главная армия Кутузова двигалась на Ельню, продолжая совершать так называемый фланговый марш параллельно отступающему Наполеону.
Результаты боя изложил Кутузов в донесении Александру I от 28 октября (9 ноября) из Ельни. По его словам, 22 октября (3 ноября) взято 2 тысячи пленных и один генерал, по словам пленных французских офицеров, французы потеряли до 7 тысяч убитыми. Свои потери Кутузов оценил в 800 убитых и 1000 раненых. В донесении Кутузов также указал отбитые казаками Платова и Милорадовичем 8 орудий и 800 пленных за время преследования противника 23 октября (4 ноября) — 26 октября (7 ноября) до Дорогобужа.
По данным Шамбре, французы потеряли 4 тысячи убитыми и ранеными и 3 тысячи пленными. Надпись на 22-й стене Храма Христа Спасителя указывает на потери русских в Вяземском сражении в 1800 человек. Источник. Сражение Сражение под Вязьмой из Википедии - свободной энциклопедии
The Battle of Vyazma 3 November 1812
The Battle of Vyazma (3 November 1812; 22 October by OS), occurred at the beginning of Napoleon's retreat from Moscow. In this encounter a Russian force commanded by General Miloradovich inflicted heavy losses on the rear guard of the Grande Armée. Although the French thwarted Miloradovich's goal of encircling and destroying the corps of Marshal Davout, they withdrew in a partial state of disorder due to ongoing Russian harassment and heavy artillery bombardments. The French reversal at Vyazma, although indecisive, was significant due to its damaging impact on several corps of Napoleon's retreating army.
At 8 am on 3 November, Miloradovich's cavalry attacked the disorganized French column holding the length of road which separated the I Corps from the IV and V Corps. Miloradovich also ordered his artillery, positioned on nearby heights, to begin a cannonade. With beautiful warm weather with bright sunshine the attack was a complete success, as it captured the French IV Corps baggage train and sent the French troops fleeing in disarray. Miloradovich then placed infantrymen and horse batteries astraddle the road, thereby severing Davout's connection with the rest of the French army.
Simultaneous to Miloradovich's attack to the west of Davout, Platov's Cossacks attacked Davout from the east, supported by Paskevich's troops. Davout's infantrymen formed squares to meet the attack from Platov and Paskevich, and his artillerymen set up their pieces to return Miloradovich's fire. The 14,000 exhausted, hunger-weakened soldiers of Davout's Corps were now at risk of being overwhelmed and destroyed by the Russians.
At 4 pm, the fighting spread into the town of Vyazma itself, which at this point was consumed by flames. By now the infantry of General Choglokov (from Ostermann-Tolstoy's corps), as well as detachments of Platov's Cossacks were engaging the French in torrid, close quarters combat on the streets of Vyazma. The French were hard pressed, and had to fight desperately to hold the Russians off while evacuating the town.
By 8 pm, the fighting was over. The corps of Davout, Eugène, and Poniatowski/Zajączek had retreated west of Vyazma, bruised but safe. Ney's rearguard was last to withdraw from the town, suffering heavy losses in a final bayonet fight with a force of Russian grenadiers.
In order to cover their retreat, the French had set large sections of Vyazma on fire, resulting in many wounded from both sides burning to death. Worse yet, the French are reported to have locked civilians and Russian prisoners in buildings before setting them aflame. Russian troops pouring into the town were able to save some of these victims.
That evening, Ney's corps remained on the western outskirts of Vyazma to block the Russians. However, given the Russians' aggression, great danger remained, and according to Caulaincourt, even Ney had to "continue his retreating movement before dawn in order not to risk the loss of his troops."
The next day, withdrawing along a road heaped for miles with burning, overturned wagons, and blown-up ammunition caches, Ney dispatched an entire series of grim reports to Napoleon detailing the lost battle.
The Battle of Vyazma represented a defeat of the Grande Armée's rearguard, as French losses in this battle, 6,000 to 8,000 casualties, including 4,000 lost as prisoners to the Russians, were prohibitive.[citation needed] The shock of the Russian attack reduced many French units to a state of disarray, and owing to the speed with which their retreat had to be resumed, order was never restored within them. These disorganized units became easy targets for Cossack raids in the following days.
Russian casualties at Vyazma were no more than 1,800 killed and wounded, out of 26,500 troops involved. But Napoleon reached Smolensk thus saving the remnants of his troops for the subsequent Battle of Krasnoi. Sources. French invasion of Russia, The Battle of Vyazma, from Wikipedia, the free encyclopedia
Peter von Hess
Peter Heinrich Lambert von Hess (29 July 1792 – 4 April 1871) was a German painter, known for historic paintings, especially of the Napoleonic Wars and the Greek War of Independence.
The German artist Peter von Hess performed in the forties of last century by the special order of Tsar Nikolay I of Russia twelve canvases describing different episodes of the Patriotic war. All these canvases are in the Winter Palace in St.Petersburg.
Peter von Hess initially received training from his father Carl Ernst Christoph Hess. He accompanied his younger brother Heinrich Maria to Munich in 1806, and enrolled at the Munich Academy at the age of sixteen. He also trained under Wilhelm von Kobell.
During the Napoleonic Wars, he was allowed to join the staff of General Wrede, who commanded the Bavarians in the military operations which led to the abdication of Napoleon. There he gained novel experiences of war and a taste for extensive travel. During this time, von Hess painted his first battle pieces. In 1818, he spent some time in Italy where he painted landscapes and various Italian scenes and travelled to Naples with Joseph Petzl and a group of other Bavarian artists.
In 1833, at King Ludwig I of Bavaria's request, he accompanied Otto of Greece to the newly formed Kingdom of Greece, where at Athens he gathered materials for pictures of the war of liberation. The sketches which he then made were placed, forty in number, in the Pinakothek, after being copied in wax on a large scale by Nilsen, in the northern arcades of the Hofgarten at Munich. King Otho's entrance into Nauplia was the subject of a large and crowded canvas now in the Pinakothek, which Hess executed in person. Sources. Peter von Hess, from Wikipedia, the free encyclopedia
Петер фон Гесс
Петер фон Гесс (нем. Peter von Hess; 29 июля 1792, Дюссельдорф - 4 апреля 1871, Мюнхен) - баварский придворный художник-баталист, мастер исторической живописи.
В 1939 году по приглашению императора Николая I посетил Россию, получил заказ написать для Зимнего дворца цикл картин о важнейших сражениях 1812 года. Вместе со знатоком униформы генералом Л.И. Килем совершил поездку по местам сражений 1812 года, сделал множество зарисовок (хранятся в Мюнхене). Был свидетелем юбилейных торжеств 1839 г. на Бородинском поле.
Старший сын Карла Эрнста Хесса, баварского гравёра по меди, от которого получил первые уроки художественного мастерства, которое совершенствовал затем в Мюнхенской академии художеств.
Он участвовал в кампании 1813-1814 годов против Наполеона I; совершил после того путешествие в Вену, Швейцарию и Италию и наконец устроил себе мастерскую в Мюнхене. Вначале писал небольшие сцены из солдатского и простонародного быта и лишь впоследствии принялся исполнять большие и многофигурные баталические картины.
В 1831 году сопровождал короля Оттона в Грецию, после чего изобразил его приезд в Навплион и торжественный въезд в Афины (в двух картинах, находящихся в Мюнхенском новой пинакотеке); результатом его поездки в Грецию были, кроме того, 39 картин, представляющих главные эпизоды борьбы греков за независимость и исполненных им, в сотрудничестве с Нильсоном, в аркадах дворцового сада, в Мюнхене.
В 1839 году посетил Россию с целью собрать на месте материалы для заказанных ему императором Николаем I двенадцати больших картин, изображающих главные битвы 1812 года (сражения при Смоленске, Бородине, Валутине, Клястицах, Красном, Тарутине, Малоярославце, Полоцке, Лосьмине, Вязьме, Красномь и Березине).
Произведения этого художника отличаются оживленностью композиции, прекрасной характеристикой отдельных фигур и сложных групп, нередко большим драматизмом, исполнением добросовестным в малейших подробностях.
Среди лучших его работ, сверх упомянутых: «Битва при Аустерлице», «Ловля лошадей в Валахии», «Разбойник Барбоне, отбивающийся от карабинеров» (все три в Мюнхенской новой пинакотеке), «Сражение при Арси-сюр-Обе», «Защита Кинцигского моста близ Ганау» (1820), «Бивуак австрийцев» (1823), «Сражение при Вёргле» и другие. Источник. Петер фон Гесс из Википедии - свободной энциклопедии
Сражение под Вязьмой 3 ноября 1812, художник Петер Фон Гесс, музыка The Internal Expression