Лига историков
Серия Техногенные катастрофы

Техногенные катастрофы #124. Южноафриканская шахта Vaal Reefs

Автор: Даниил Ли.

Ну чё, котаны, техногенка?

Пополню коллекцию ваших фобий клаустрофобией. Место действия – Оркни, ЮАР.

Протоколы безопасности писаны кровью, что, впрочем, совершенно не мешает людям регулярно забивать на них хуй. Кто-то просто не в курсе, для чего нужны различные процедуры, кто-то экономит время (которое, как известно, деньги), кто-то считает себя самым умным, кто-то идёт на осознанный риск – но большинство просто плывёт по течению, стараясь не выделяться из толпы. При невысокой культуре производства это приводит к молчаливому игнорированию норм и правил безопасности просто в силу сложившихся традиций. Подобные системы являются одними из наиболее уязвимых, так как многоступенчатые механизмы защиты не работают одновременно на всех уровнях.

Перейдём от абстрактного теоретизирования к наглядной демонстрации действия кумулятивного эффекта на примере рудника Vaal Reefs. Итак, действие происходит в ЮАР девяносто пятого года: апартеид вроде как отменили, но лучше пока не стало. С одной стороны толпы малограмотных и нищих нигр из всяких бантустанов, которым страшно доверить что-то сложнее кувалды, с другой – белые бваны, которые к кувалдам относятся с куда большей заботой, чем к ниграм, которые ими работают. Кувалда стоит денях, а нигры, считай, бесплатные – бабы новых рожают быстрее, чем старые стачиваются.

Чтобы возвести проблему в квадрат возьмём горнодобывающую отрасль, где и в более просвещённых государствах порой творится Адъ и Израиль. Иными словами, нам надо перемножить собачью жизнь шахтера на собачью жизнь нигры в бантустане, а потом окинуть её презрительным взглядом белого офисного бваны на нормальной зарплате, который в шахту спускается в лучшем случае раз в год на полчаса в сопровождении кучи холуев – пофоткаться для отчётности. Таким образом, ситуация складывается идеальная: шахтерам не до безопасности, им план давать надо, руководству не до безопасности – ведь это не их безопасность. И пока шахта исправно дает N золота в неделю – различные мелкие инциденты не сильно влияют на квартальную отчетность. Понятно, что такая благодать не может длиться бесконечно, ведь рано или поздно количество мелких отказов, превысит некую критическую отметку и приведет к серьёзной катастрофе…

Днём десятого мая локомотивная бригада оставила неисправный (по факту, по бумагам всё было ок) электровоз №54B с прицепленным к нему пассажирским вагоном на путях недалеко от устья шахты, в которой располагался лифт, доставлявший рабочих в забой. Сменщик, пришедший вечером и обнаруживший технику в неположенном месте, начал подключать электропитание, с целью увести её туда, где ей следует находиться. Не фартануло. Сам ли он накосячил, или проблема была в электровозе, но, так или иначе, состав двинулся в сторону шахты. Ни одна из штатных систем безопасности, призванных аварийно остановить неисправный локомотив, не сработала, как не сработал и хилый барьер в конце пути, призванный не допустить падения подвижного состава в шахту. В 20:30 двенадцатитонный состав рухнул в ствол шахты (машинист успел выпрыгнуть) навстречу поднимающемуся двухярусному лифту, до отказа набитому возвращавшимися со смены горняками. В принципе, по расчётам трос лифта мог выдержать падение на него электровоза с высоты двух сотен метров, но вот крюк, на котором был подвешен лифт, не выдержал. Оборвавшаяся кабина пролетела почти полкилометра до дна шахты (не хочу даже представлять, что творилось в эти секунды там внутри), где её, наконец, догнали локомотив с вагоном, превратившие двухэтажный лифт в одноэтажный. Выживших не было. Большую часть из 104 погибших собирали буквально лопатами в течение нескольких следующих дней.

Такая мясорубка стала экстраординарным случаем даже по меркам горнодобывающей промышленности ЮАР и привела, в том числе, к принятию Mine Health and Safety Act. Проведенное расследование установило вину компании. Были выплачены компенсации семьям погибших, но я не встречал никаких упоминаний о том, чтобы кто-то из виновников понёс уголовную ответственность.

В качестве заключения хочу напомнить простую истину: ваша безопасность – дело, в первую очередь, ваших же рук. Работайте безопасно сами и ебите мозги тем коллегам, которые своими действиями создают угрозу жизни и здоровью окружающих – и вы никогда не попадёте ни в одну из моих паст. До новых встреч!

P.S. Не нашёл никаких однозначно атрибутируемых фото по этой катастрофе, прилагаемое подписано как Vaal Reefs Mine, но это не точно.

Техногенные катастрофы #124. Южноафриканская шахта Vaal Reefs Cat_cat, История (наука), Текст, ЮАР, Шахта, Катастрофа, Техногенная катастрофа, Мат, Длиннопост

Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_600572
Пост с навигацией по Коту

Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!

Лига историков

14.3K постов51.2K подписчиков

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения