Сюрпризы американского высшего образования

После бесконечных обсуждений и споров с друзьями-педагогами возникла идея запилить пост про систему высшего образования в Америке (ибо без пол литра не разберешься, а тема интересная).
Итак, после пяти лет специалитета в гос.вузе России и трех лет работы преподавателем в alma mater понесло меня в США, улучшать английский, который я тогда и преподавала. Вакансия подвернулась - сказка! Элитному невъ*бенно дорогому колледжу требовался teaching assistant по русскому языку. Должность у меня была гибридная, не то преподаватель, не то вожатая, не то студент, так что и впечатления смешанные =)  
Итак, первые сюрпризы: все документы можно и нужно (!) отправлять по электронной почте.

Если на документе должна быть подпись - отскань и отправь, а бумажки твои нафиг никому не сдались, мы тут бумагу экономим. Экономим, кстати, не из финансовых соображений, а будучи экологически-сознательными гражданами. Нет тут маразма с беготней по кабинетам в поисках бухгалтера - начальника УМО - начальника отдела кадров - инженера по ТБ и снова бухгалтера. Оформляют всех местные кадровики из Human Resources - аналога отдела кадров. Кстати, они же начисляют зарплату, квиточки можно посмотреть в личном кабинете. Аккаунт создается универским IT отделом, сохраняется на всем протяжении учебы/работы и дает доступ не только к личному кабинету, но и к библиотеке, расписанию и проч.и проч.

Сюрприз второй и тоже приятный: никаких программ. От слова "вообще". И стандартов тоже, кстати, никаких. Кафедра работает как независимое научное подразделение. Хочу читать курс по Достоевскому в следующем семестре - пожалуйста! Захотелось про Салтыкова-Щедрина - не вопрос! Про русскую космонавтику встетерилось - ради Бога, вперед! К началу семестра определись, что именно читать будете и какие вопросы обсуждать (примерно), и в путь. В языках делается примерная (очень примерная) программа на семестр, и более подробная - на каждую неделю (максимум - на две). Надо было видеть глаза профессоров, когда я заикнулась про программы по дисциплине на пять лет вперед.

Сюрприз третий: мотивированные студенты. Зверски. Нечеловечески мотивированные. Причин несколько: во-первых, при той цене за обучение, что они платят, не учиться просто неприлично. Если сам берешь кредит на образование, надо стать хорошим специалистом и найти высокооплачиваемую работу, чтобы его потом выплачивать (хотя все равно лет на 10-15 выплаты растягиваются). Если платят родители - лень откроет перспективу огребения знатного волшебного пенделя. Вторая причина, думается, то, что специальность они выбирают на втором курсе. Первый - чем хочешь, тем и занимайся. Научрук, он же мама-папа-нянька-бесплатный психолог-academic advisor с каждым студентом садится и решает, какие курсы есть смысл выбрать в этом семестре, что делать в следующем и т.д. и т.п. Хочу я стать славистом - Русская кафедра требует не меньше 3х лет занятий русским и поездку в Россию не меньше, чем на полгода (semester abroad), плюс пару доп.курсов по истории и культуре. В какой последовательности я ими занимаюсь - никого не волнует, в общем. Средняя нагрузка 4-5 курсов в семестр (и, поверьте, это до хе...много).

В общем, интересный там механизм, можно выбрать разные специальности и сделать себе индивидуальную программу. Иногда бывают отчень крутые сочетания, типа Нейрофизиология и Театр, или Психология и Арабский.

Ну, и третий момент: можно бросить курс в течение первых четырех-пяти недель (в разных вузах по-разному), и записаться на другой, если места есть. Это исключительно замечательно, ибо если я уже на первой неделе поняла, что курс или преподаватель мне не нравятся, или слишком много работы, физически не успеваю, или еще что - вообще не проблема все поменять. 

Пост получается длинный, так что буду заканчивать. Если понравится, могу рассказать подробнее про требования, выбор курсов, работу преподов, аспирантуру, мед.страховку, заключение брака, получение водительских прав, обучение РКИ and what not из первых рук.


На фотке общага
Рассказ мой, фотка моя, тег "мое"

Сюрпризы американского высшего образования Колледж, США, Преподавание, Русский язык, Teaching assistant
Вы смотрите срез комментариев. Показать все
205
Автор поста оценил этот комментарий

Призыв в армию - это главная причина такого количества немотивированных студентов в России.

раскрыть ветку (62)
36
Автор поста оценил этот комментарий

А ещё невозможность устроится по специальности, или невозможность выжить на зарплату по специальности, или устаревшие программы подготовки специалистов. В общем я не дочь профессора, но тут не все так однозначно.

ещё комментарии
54
Автор поста оценил этот комментарий
Всмысле все очень рвутся попасть в армию и поэтому забивают болт на учёбу что ли?
раскрыть ветку (46)
141
Автор поста оценил этот комментарий

В смысле они ходят на учебу (не учатся, а именно ходят), только затем чтобы в армию не забрали. Какая ж тут мотивация в получении образвоания? Их что-то заучить побольше тройки не заставишь. А желания своего и близко нету. Место только занимают.

раскрыть ветку (45)
76
Автор поста оценил этот комментарий
Ну и мотивация пропадает, когда заставляют учить неведомую хуйню, которая тебе потом будет не нужна в твоей специальности. Биологов заставляют учить физику или высшую математику, или наоборот.
раскрыть ветку (41)
97
Автор поста оценил этот комментарий

И правильно что заставляют, физика и высшая математика легко найдет применение в биологии, особенно в наше время.

раскрыть ветку (30)
74
Автор поста оценил этот комментарий
Заставляют то может и правильно, но дело в том что студент, изучая подобные "ненужные предметы", не знает каким образом они пересекаются с его специальностью и следовательно считает их ненужными. В результате ты на 3 курсе, и встретились тебе темы связанные с высшей математикой, а были эти темы 2 года назад и не помнишь уже ничего, да и не знал что вот тут они тебе понадобятся. Мне кажется, что проблема в том, как именно строится процесс обучения. Сами преподаватели, в основном, неплохо преподают, во всяком случае в нашем СПБГЭТУ.
раскрыть ветку (9)
15
Автор поста оценил этот комментарий

Поддерживаю, когда я учился на 1 курсе, я не мог понять для чего нужна матрица. (Да, да в каждой школе свой принцип преподавания и мне толком никто их не объяснял). Но благодаря посту на пикабу, я знаю где их применяют в играх.

pikabu.ru/story/zachem_nuzhna_matematika_v_kompyuternyikh_igrakh_chast_1_4419382
(Хз почему не прикрепилась ссылка).
И да, с помощью ЭММ и матрицы можно очень точно просчитать потребность твоего предприятия в ресурсах. вопрос только зачем? Если это очень долго и муторно и высчитывать надо по принципу пришло - плюс, отдали - минус.
И да, считаю что при составлении программы преподаватели должны делать хоть какие-то пересечения, или вообще убирать предметы ибо ну ВООБЩЕ они не нужны.

раскрыть ветку (7)
3
Автор поста оценил этот комментарий
раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Пили вторую часть!

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Мне немношк лень)

Ну и ещё у меня подкрадывается сессия, причём я пытаюсь перевестись, и мне нужно сейчас изучать не только свою программу, но и того направления, куда я (возможно) перевожусь

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Пили вторую часть ленивец!

4
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Мне пока из всего курса вышмата пригодились диффуры, интегралы, производная, матрицы, теория вероятности.

Не пригодилась аналитическая геометрия. Хз зачем её нам целый семестр давали.

раскрыть ветку (2)
6
Автор поста оценил этот комментарий
Потому что кому-то другому пригодились как раз она и, допустим, интегралы, производная, матрицы, теория вероятности, он в свою очередь недоумевает зачем нужны были дифуры. Но это не отменяет того факта что программы бывают составлены через жопу, например, у нас стабильно математика не поспевала за физикой, скажем, на физике уже вовсю механика где используются производные, а на математике еще на пределах сидим (дифференцирование, конечно, и в школе было, но тем не менее) или же на физике вовсю пошли спектры, а преобразование Фурье будет только в следующем семестре. Причем такие проблемы были и в более мелком масштабе - у нас периодически расписание составляли так что лекция в среду, а семинар на котором как бы должны разбирать материал лекции во вторник


Хотя не могу не отметить что есть совершенно левые предметы типа истории культуры, у которых проблема даже не в том что они левые для студентов (я бы может и послушал левый хорошо преподающийся предмет, хотя может это сейчас я так говорю), а в том что и руководство ставит их чтобы было, заполняя черти кем преподавательский состав. Мне запомнился экономист с комплексом неполноценности постоянно рассказывающий на лекциях какие тупые технари и свято уверенный что они не способны за час решить 3 шаблонных задачки по экономике. Мы не стали его разубеждать и на зачете в итоге многие писали эти задачки и за себя, и за отсутствующих товарищей :)

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Btw, ангем (аналитическая геометрия) вроде как никому и не нужен. Ненужный кусок старой программы мехмата, на которую все остальные тех. вузы ориентировались. Лучше б геометрию Лобачевского изучали, и то б больше пользы было.

Автор поста оценил этот комментарий
Поминая тематику поста, подчеркну, что это интернациональная проблема.
26
Автор поста оценил этот комментарий

Вопрос лишь в том, какой уровень подготовки нужен для биологии и какой дают.

И этот вопрос для каждого предмета.

Зачастую дают много лишнего, что не пригодится в твоей специальности.

Особенно умиляет, когда преподаватели из кожи вон лезут, чуть ли не орут "да вы без этих знаний никуда! Ни на одну работу вас не возьмут без знаний этого предмета!", а ты уже работаешь по специальности и знаешь, что ЕГО предмет - ДЕРЬМО. Собственно, из-за таких вещей и пропадает мотивация учиться. Много лишнего и некачественные преподаватели, которые слишком много мнят о себе.

раскрыть ветку (2)
20
Автор поста оценил этот комментарий

Про преподавателей в точку конечно, у самого такие были, я знал что преподаватель обладает знаниями ниже чем у меня, но строил он из себя господа Бога и большинство группы хавало. Ходить на его предмет было тяжело.

раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий

У меня было такое же, но уже после окончания Вуза, когда год отработал на производстве. Особенно после того когда ты узнаёшь что один и тот же расчёт умеют делать как минимум 5 программ в которых надо разбираться, а не сидеть и тупить в той, в которой тебя работать учили.

31
Автор поста оценил этот комментарий

Ладно физика и высшая математика, тут в целом понятно. Но вот скажи мне: зачем медикам история, история Украины, история украинской культуры, история медицины, физкультура, политология, философия и т.д.? И это только первый курс, и это еще не все! Я считал недавно, это 12 часов пар/лекций в неделю в среднем. Плюс еще подготовиться надо, плюс еще до пары дойти надо, плюс на перерывах посидеть. 12 часов!


Ты можешь сказать "Вот, это все для того, чтобы дебилами не были, чтобы кругозор был широкий, чтобы умными были!". А я тогда спрошу: а вуз - это кружок по интересам или место, где человек получает высшее образование? Какого хера вуз решает за меня, что, мне и как учить, чтобы расширить мой кругозор? Я иду в вуз для того, чтобы стать профессионалом в выбранном мною направлении, я сам в состоянии разобраться, что мне интересно, а что нет.


И вот учусь я сейчас в медвузе Германии. Мои предметы сейчас в первом семестре: физика, биология, анатомия, терминология, химия. Второй семестр: анатомия, биохимия. Все. Всего 7 предметов за 2 года, когда как в Украине было 26. А во втором семестре всего 2 предмета. 2. Зато КАК они изучаются! На КАКОМ уровне! Это просто, блядь, ШИКАРНО! И как шикарно получается сконцентрироваться на самом нужном, как круто учить то, что тебе ДЕЙСТВИТЕЛЬНО надо.


А, забыл еще один момент: вместо того, чтобы расширять наш кругозор посредством всякой ненужной хрени, в Германии его расширяют посредством пар в больницах. Выбираешь в начале года направление и полгода ходишь на пары к врачу из этого направления, а он тебе рассказывает про работу, учит делать всякую хрень, рассказывает про врачебную практику и т.д. У меня направление внутренняя медицина, мы делали друг другу УЗИ, брали кровь и скоро у каждого будет личная пара с преподом, где ты 3 часа будешь ходить только с ним по отделению. А знакомый из направления сердечная хирургия уже присутствовал на операции, на которой им давали отсасывать кровь, делать надрезы, держать сердце (хз как) и т.д. А в группе по гинекологии каждый присутствует на родах лично и помогает их принимать. А группа психиатрии проведет неделю в какой-то дико крутой псих.лечебнице с боулингом, бассейном, кинотеатром и т.д. Это первый курс.


А, и еще. При желании можно взять какой-то предмет для расширения кругозора. Или выучить иностранный язык. По иностранным языкам несколько сотен, наверное, курсов (штук 20 языков), все курсы бесплатные. Так что я согласен в товарищами @Chooseyourpower и @NikitaPikita, нахер нужны эти все дико нужные предметы.

раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий
в Германии его расширяют посредством пар в больницах

ну стоит сказать, что такое бывало и вна Украине, от преподавателя зависело, но было вполне реально присутствовать на операциях и парах в больницах(на самом деле будь они неладны).

раскрыть ветку (1)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Вот именно, что зависит все оооочень сильно от препода, у нас такое было, но только у нескольких групп, кому дико повезло с преподами. Тут это у всех. Хотя, конкретно эта часть от вуза к вузу отличается. Вуз должен дать представление о работе врача, как он ее даст - зависит от вуза, что они придумают.

Автор поста оценил этот комментарий
Я какой уровень образования будет после окончания немецкого медвуза? В смысле какая степень и сколько лет длится обучение?

Скажем вот в Америке насколько я знаю, как раз на широком кругозоре и строится образование, с кучей дополнительных предметов и кружков, ннпосещение которых делает тебя "неучем".
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

После окончания обучения ты будешь просто человеком с дипломом медвуза, степеней нет. Это и в странах СНГ так, и в Германии. Учиться 6 лет до диплома, а потом 5-6 лет образование на Фахарцта, то бишь получение специализации. Во время обучения есть возможность написать диплом, тогда ты выйдешь из вуза доктором медицины и по всем документам будешь Dr. med. Imjarek Imjarekovitsch. В Германии в целом обучение тоже построено на том, что человек сам в состоянии выбирать что как и когда он хочет учить и сдавать, и сколько лет он будет учиться. В медицине за тебя все решает деканат, выбора нет. Возможность посещать еще что-то теоретическая есть, но это зависит от человека, хочет ли он этого или нет.

12
Автор поста оценил этот комментарий

Ага ага, по такой логике вообще любой предмет можно пришить, и растянуть обучение на 20 лет, наши спецы учатся долго и потом не знают ни чего, от изучения всей этой каши в человеке просто появляется заебанность, которая плохо влияет на процесс обучения, слишком много принуждения в образовании и слишком мало мотивации

5
Автор поста оценил этот комментарий

А химия в радиотехнике? Причем с лабораторными работами и прочим, т.е. на равне с какой-нибудь физикой, в то время как для дискретки, которая сильнее пригодится, зачет, для основ инженерной деятельности - одна пара в неделю.

раскрыть ветку (3)
19
Автор поста оценил этот комментарий
Знакомый поведал интересное наблюдение. Приходят на две одинаковые научные должности наш выпускник и америкагский. Вначале наш делает успехи, за счет вбитых в него знаний, но этой форы хватает на два года, так после того как американский выпускник разбирается в предмеие, он самоорганизуется и получает уже нужные результаты в более короткий срок. Как я понял, у них система заточена на умение определения обучаемого самим необходимых себе знаний.
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Похоже, я американец.

6
Автор поста оценил этот комментарий

У нас в инсте была химия радиоматериалов. Нам рассказывали, какие материалы могут работать в каких антеннах, рассказывали за батареи и прочее, что может пригодиться. Заняло всего семестр, но это была не школьная химия, а гораздо более интересная.

2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

В IT за исключением нескольких областей (геймдев, безопасность, ДМ, МК и т.д.) это тоже нахер не всралось.

Области вы IT сейчас практически не имеют общих навыков друг с другом.

раскрыть ветку (6)
6
Автор поста оценил этот комментарий
Работаю в ИТ, веб. Не хватает знаний, знал бы я отлично высшею математику был бы синьором.
раскрыть ветку (5)
7
Автор поста оценил этот комментарий

А знал бы физику был бы ещё и графом или лордом)

2
Автор поста оценил этот комментарий
Что в вебе нужно из крутых матанов? Я, видимо, неправильно себе представляю веб
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Ничего. Разве что в бэкэнде криптошифры(которые давно везде реализованы). В обычном то программирование оно редко нужно, а тут веб. 2 года учил матан, смысл его мне не ясен ибо предметов которые его используют нам не давали, в итоге просто потеряны важные часы наработки базы знаний.

Такая фигня от перехода к бакалавриату. 2 года убрали, а вырезать целиком все не проф предметы забыли. В России страная методика "широкого кругозора", хотя институт место получения профессии, а не продолжение школы
1
Автор поста оценил этот комментарий
Каких конкретно знаний не хватает, подскажите, чему большемвнмаере уделить )
Автор поста оценил этот комментарий
Сейчас многие вузы вывешивают лекции на своих сайтах в открытом доступе, так что знания можно там добрать) у меня сын учится в Канаде в универе и ради знаний добирает лекциями по криптографии на сайте Масачусетского универа, доволен, как мытый слон, что хоть эти знания можно бесплатно получить)
11
Автор поста оценил этот комментарий

Физика и математика по любому пригодиться в каких нибудь расчетах в какой нибудь отрасли биологии, хотя бы потому что все в мире работает по законам физики, даже внутренности живых существ )


Я бы для корректного примера ненужных курсов вспомнил о всяких культурологиях , религиоведении и прочей ереси.

Я со стипендии слетел на 3тьем курсе, потому что видимо инженер по наземному транспорту обязан знать историю религий выше чем на тройку...

5
Автор поста оценил этот комментарий

биологов заставляют учить физику, потому что есть Биофизика, основанная на обычной физике

а Вышка очень важна для хмических расчетов, так как у биолога минимум три вида химии будет, или даже 4

6
Автор поста оценил этот комментарий
Вот дохера же нормальных примеров ненужных предметов (психпед физикам? WAT?), но вы выбрали одни из самых нужных дисциплин для биологов эвар. Ещё бы химию в "ненужно" записали, лол.
раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий

Тогда извиняюсь привёл не верный пример. Но зачем биологам менеджмент и история к примеру?)

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Нахер не сдались. А что, кому-то ещё и менеджмент теперь пихают? O_o У нас не было.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

айтишникам преподают менеджмент. Я был всего на двух парах, потому что он мне не нужен, так что не знаю что там преподают.

Хотя, по-моему там рассказывали об истории менеджмента, о том, как организовано предприятие, какие виды организации бывают и тому подобное. Это может пригодится тем, кто хочет стать руководителем, а не работником.  

Автор поста оценил этот комментарий
Менеджмент явно лишний, а история важный предмет. Чтобы биологи потом не совершали чудных открытий для себя. Что делают люди не знающие историю видно на примере нескольких стран.
Автор поста оценил этот комментарий
Психология педагогики входит во много курсов, потому что у большинства инженеров, физиков и математиков было право преподавать в школе
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Я знаю зачем она нужна. Я не понимаю почему она в обязательной программе. Особенно с учётом того, что без педагогической практики права преподавания у вас всё равно не будет, а вот она-то, как раз, факультативна.

Автор поста оценил этот комментарий

Прикол в том что учат кругозору, универ не в курсе что взбрендит в голову студенту и какую конкретно специализацию он будет изучать. Мало того сами студенты не знают чем они хотят заниматься конкретно. Поэтому и заставляют учить всякую неведомую уйню как вы выразились. Как правило студент сам должен выбрать то чем он хочет заниматься. Куча литературы, читай интересуйся, какие то вопросы, задавай. А у нас как? Объясняют принцип работы асинхронной машины...Всем все ясно!? Половина промолчали, половина сказали да, однако по факту никто не хуя ничего не понял))

Автор поста оценил этот комментарий

помоему сейчас проще откосить тк фирм помогающих в этмо полно

Автор поста оценил этот комментарий

Так всё равно заберут, только после вуза. Отсрочка только на время учёбы, до 28 лет. А с военной кафедрой сейчас далеко не все вузы.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Пару лет потом можно что-то придумать. Ну или поступить в магистратуру + аспирантуру.

Автор поста оценил этот комментарий
Да, платное образование не повод учиться :)
Автор поста оценил этот комментарий

Потому что надо отменить призывную армию, давно пора.

Автор поста оценил этот комментарий
И еще-детство в .опе играет неподецки: взрослеть комфортней, сидя на шее у родителей:))
Автор поста оценил этот комментарий
А как институт освобождает от призыва? Аспирантура да, но не Магистратура. Получил диплом и вперед, в армию. Универов с военной кафедрой сейчас мало.
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку