Свежие размышления о сиквелах и ремейках в кино

Мою прошлую статью об этом явлении советую прочитать здесь: Размышления о причинах и следствиях волны сиквелов и ремейков в кино.

Сегодняшние размышления вызваны только что прочитанными сведениями, что WB и Лана Вачовски планируют 4-ю часть "Матрицы" как начало новой трилогии. Известие об этом вызвало небольшое подгорание моего естества, поэтому не могу не поделиться своими соображениями о том, почему это плохой подход и вообще дурной тон в современном кинематографе.

В этом тексте я не буду повторять тезисы из предыдущего и объяснять, почему ставка современного кино на сиквелы и ремейки - плохо. Сейчас сосредоточимся конкретно на том, почему нельзя снимать фильм, сразу позиционируя его как первую часть новой трилогии. Естественно, спойлеры к разбираемому материалу неизбежны, хоть я и постараюсь их избежать.

Для начала посмотрим на примеры трилогий, являющихся образцами того, как нужно снимать франшизы. Начнём, пожалуй, с трилогии Сэма Рейми о Человеке-пауке. Очевидно, что там каждый фильм является цельным и самодостаточным. Первая часть показывает обретение способностей и первое их применение, грамотно задавая конфликт и приводя к его разрешению. Этот фильм можно смело рекомендовать к просмотру даже тем, кто не собирается смотреть остальные части. Вторая часть является развитием сюжетных линий, начатых в первой, при этом предлагая зрителям нового злодея и новые проблемы, с которыми сталкиваются герои. И, хоть она уже оставляет чёткий задел на следующий фильм (объясняется тем, что после успеха 1-го фильма создатели и студия были уверены в успехе франшизы, что позволило им планировать трилогию), всё же основные конфликты фильма решены в нём самом (Осьминог повержен, силы вернулись к герою, его личная жизнь налажена). Третья часть вырастает из первых двух, но при этом предлагает новых злодеев и новые модели поведения персонажей. Хоть она и получилась скомканной, но в итоге конфликты разрешаются, а в конце не остаётся много вопросов.

Продолжим оригинальной и миллениальной трилогиями "Звёздных войн". И "Новая надежда", и "Скрытая угроза" - самостоятельные и полноценные фильмы, в которых основные конфликты получают развязку, несмотря на очевидные заделы на будущее. Да, Люк только начал путь становления джедаем, повстанцы одержали лишь первую и неокончательную победу над Империей, фигура Дарта Вейдера не получила особого раскрытия; но это разумные недосказывания. В "Скрытой угрозе" Энакин всё же стал падаваном джедая, Дарт Мол был уничтожен, а осада Набу была прекращена. Оба фильма имеют нормальные финал. То же касается и эпизодов под названиями "Империя наносит ответный удар" и "Атака клонов". Они тоже завершились, несмотря на накал общего сюжета. Так делают фильмы адекватные люди.

Завершим наш позитивный список трилогией "Назад в будущее". Видно, что первую часть Земекис снимал без особых чаяний относительно продолжения, поэтом она получилась полноценным фильмом, в котором конфликт получил достойное завершение. Концовка получилась с возможным заделом на будущее, но он там не носит характер обязательного. Иными словами, не является клиффхэнгером. Вторая и третья части неразрывно связаны, но я здесь говорю о самодостаточности первых частей трилогий, поэтому никакого греха в обязательном просмотре 3-го, исходя из концовки 2-го, не вижу.

Аналогичная ситуация с оригинальной "Матрицей". Вторая часть не удовлетворит зрителей без просмотра третьей, но первая является самодостаточным фильмом.

Теперь посмотрим на негативные примеры. Что характерно, они относятся к фильмам нашего десятилетия.

Начнём, пожалуй, с "мышиных" "Звёздных войн". Там вообще нет и намёка на цельность отдельных эпизодов, несмотря на то, что по оригинальной идее их должны были снимать разные режиссёры. "Пробуждение Силы" является жалким плагиатом "Новой надежды", при этом умудряясь оставить множество вопросов, на которые и не пытается ответить (Кто такой Сноук? Откуда взялся Первый Орден? Почему сбежал Люк? Почему Бен Соло перешёл на Тёмную сторону? Откуда у пародии на Империю ресурсы? Почему Новая Республика вообще не чешется, имея такого мощного врага? Кто такие рыцари рен?). Более того, "Последний джедай" начинается с той самой сцены, которой закончилось "Пробуждение Силы". Да, у фильма есть псевдоконфликт в виде уничтожения космической станции-оружия, но он настолько второстепенный и фоновый, что по сравнению с основным сюжетом вообще не привлекает внимания. Это вообще кто придумал?! Сразу видно, что происходит с фильмами, когда их заведомо планируют как части трилогий. Ни один из эпизодов трилогии приквелов не является полноценным фильмом, издеваясь над зрителями и откровенно заставляя их нести деньги за просмотр следующих частей. Ну, знаете, как бразильские и российские мыльные оперы, где каждая из серий просто обязана закончиться на том же месте, в котором начнётся следующая, чтобы завтра люди включили канал в то же время. Это очень дёшево.

Ещё более нелепая ситуация с фильмами из франшизы "Терминатор". Что "Генезис", что "Тёмная судьба" оставили больше вопросов, чем ответов. И эти вопросы, если можно так сказать, останутся с фанатами навсегда, потому что продолжений у этих фильмов не будет. Эти "недоделки" элементарно провалились, потому что никто из критикой и большинство фанатов не увидели в них ни полноценного сюжета, ни разумного подхода к персонажам. Готов поспорить, что, представив зрителям интересную и самодостаточную историю с хорошей развязкой, сценаристы и режиссёры имели бы больше шансов заработать и снять достойные продолжения.

Похожая судьба постигла бы "Человека-паука", если бы Sony и Disney не пришли к соглашению по новой сделке. Напоминаю, что в конце мир узнал личность Человека-паука, и этот поворот просто забыли бы, не договорись студии о правах на персонажа. Тут, конечно, речь идёт не о 1-й части, но посыл Вы уловили.

Подытоживая, излагаю главную мысль поста: узнав, что новая "Матрица" снимается как первая часть трилогии, я практически перестал ждать чего-то хорошего от фильма. Именно это является худшим, что может с ним произойти. Не женщина в качестве главного героя, не смена расы и/или сексуальной ориентации центральных персонажей, не нарушение старого канона...

Нет, худшим станет то, что фильм лишь породит множество вопросов, не давая в себе на них ответов. Всем фанатам интересно, почему главными героями станут погибшие в 3-м Нео и Тринити, где Морфеус и Смит, что стало с правом людей на определение своего существования, кто новый злодей, какова дальнейшая судьба Зиона, Матрицы и человечества... Боюсь, что новый фильм лишь добавит вопросов, не утруждая себя ответами на эти. Как говорится, купите все фильмы трилогии, чтобы хоть что-то понять