Размышления о причинах и следствиях волны сиквелов и ремейков в кино
2010-е в историю кинематографа вошли не только как десятилетие наиболее высоких за прошедшее время кассовых сборов, но и как эпоха сиквелов и ремейков. Первые представляют собой продолжения известных картин, а вторые являются их перезапуском. И, если от ремейков мы, наученные горьким опытом просмотра современных бездушных пересъёмок советских фильмов ("Ирония судьбы. Продолжение", "Служебный роман. Наше время", "Джентльмены, удачи!", "Кавказская пленница"...), ничего особо не ждём, то на сиквелы почти всегда возлагаются большие надежды и в кинотеатры зрители обычно идут с высоким уровнем интереса. Вспомните, как многие из нас ждали новую трилогию "Звёздных войн", как ждали новые части "Людей X", да как, в конце концов, хотели увидеть новые серии знакомого с детства и лампового мультика "Простоквашино"... В итоге они все оказались позорищем.
Буквально на днях мир стал свидетелем откровенного ужасных "Терминатора" и "Ангелов Чарли". А вчера я узнал о планах голливудской студии снять новую часть "Полицейского из Беверли-Хиллз" и намерении российских мультипликаторов выпустить перезапуск культового мультсериала "Ну, погоди!". Да-да, его называют именно перезапуском, а не продолжением. Думаю, что не только у меня сразу возникли параллели с "Простоквашино" и мысли о скором изнасиловании ещё одного легендарного сериала.
Что же заставляет студии выпускать сиквелы и ремейки своих и чужих популярных творений. И почему именно сейчас? Неужели и правда многие режиссёры и критики правы, говоря о наличествующем в кинематографе кризисе идей? Позвольте не согласиться - хорошие фильмы появились и в текущем десятилетии, в том числе и среди блокбастеров ("Человек из стали", "Бэтмен против Супермена", "Логан", "Джокер"...). Правда, многие из них уступили в прокате бессмысленным киноаттракционам вроде "Мстителей", но всё же своих зрителей нашли. Значит, новые идеи есть и приносят плоды.
Видимо, дело в элементарном страхе. Когда вы снимаете совершенно новый фильм, всегда есть немалый риск его кассового провала. Даже высокие оценки зрителей на предпоказах и критиков на пресспоказах не означают, что фильмы соберут хорошую кассу. Это та область,. где прогнозирование является сложной и нередко неблагодарной деятельностью. Поэтому студийные боссы, опасаясь провалов, решают дать зрителю то, что однажды уже ему понравилось, сыграв на ностальгии и позитивном настрое в ожидании. Именно так появляются и марвеловская КВМ, и новые фильмы во вселенной "Звёздных войн", и неудачные сиквелы "Терминатора", и кинематографичные "Красавица и чудовище", "Аладдин", "Король Лев"... Зачем рисковать производственными деньгами, усиленно тратиться на рекламу и стараться вызвать массовый зрительский интерес, если можно просто сыграть на ностальгии?
Но не только в этом дело. Как известно, культура не является статичной, пребывая в постоянной динамике. Например, в последнее время компания Disney отметилась вырезанием некоторых сцен из своих старых картин как несоответствующих современным общественным ценностям (стоит сказать, что вышедшие в середине 20-го века фильмы и мультики действительно содержали расистские, сексистские и прочие оскорбительные элементы). Современные же ремейки стараются по-новой взглянуть на старые истории (это и политические амбиции Жасмин в "Аладдине", и темнокожая Русалочка в грядущей одноимённой экранизации, и гомосексуальные персонажи в современных интерпретациях классики, и ведущая роль женских персонажей в "Терминаторе" и "Звёздных войнах"...). Я только поддерживаю эти тенденции в разумной степени, но не всегда они находятся в её рамках. Многие россияне ошибочно считают, что женских, чернокожих и гомосексуальных персонажей добавляют на главные и окологлавные роли по политическим мотивам, но на самом деле здесь в основном экономические мотивы. Киноделы - не самая высокоморальная профессия, и их в первую очередь явно заботит не равная презентация различных групп. Дело в том, что такие фильмы просто больше собирают, привлекая эти самые группы к просмотру. "Чёрная Пантера", собравшая огромную кассу благодаря чернокожим по всему миру и "Чудо-женщина", получившая признание в фем-сообществе, явно это показали. Да и геи наверняка оценили "Богемскую рапсодию". А также феминисткам понравилось, что центральными героями диснеевских "Звёздных войн" и "Терминатора" стали сильные женщины, невзирая на ужасное качество этих картин.
Последней назову самую благую причину, поскольку она в меньшей степени влияет на мотивацию студийных боссов и её влияние наименее заметно в кино - это интерес. Действительно, нельзя поспорить, что увидеть Аладдина и Русалочку в представлении живых актёров интересно и заманчиво, а натуралистичные звери в "Короле Льве" смогли вызвать интерес в начале и оставить в целом приятные впечатления в конце.
Но почему же я называю большинство сиквелов и ремейков ужасными? Неужели всё так плохо? Да, в основном качество этих поделок кошмарно и нелепо. И тут множество причин и факторов:
1. Вторичность. В производстве ремейков вторичность неизбежна, поскольку суть этого формата предполагает изложение аналогичной истории лишь в новом виде, но и сиквелы во многом являются плагиатом на вышедшее ранее, а то и откровенной пародией. Когда я смотрел "Звёздные войны: Пробуждение Силы", меня не покидало ощущение, что я смотрю "Новую надежду", только часть героев немного другие, да и бреда побольше. Когда я смотрел вышедшие после "Судного дня" части "Терминатора" (за исключением 4-й), не мог избавиться от впечатления, что смотрю пародию
2. Противоречивость. Начнём с наболевшего: Джеймс Кэмерон после выхода 2-й части "Терминатора" заявил, что окончил историю (об этом особенно свидетельствует концовка режиссёрской версии, где Сара мирно наблюдает за Джоном и его дочкой в парке). Поэтому он благородно отказывался от предложений стать режиссёром последующих экранизаций. И вот недавно он сломался, взяв на себя сценарий и продюсирование "Тёмной судьбы", которая постигла сам фильм. И неудивительно, что события всех последующих фильмов противоречили концовке дилогии. Ностальгия ностальгией, но здравого смысла придерживаться нужно. То же стало поводом для критики новой трилогии "Людей X", где вообще послали к чёрту причинно-следственную связь и хронологическую последовательность, не говоря уже о практически полном отсутствии внимания к деталям. "Звёздные войны: возвращение джедая" закончились на доброй ноте, но вдруг с какого-то перепугу молодчики в форме имперских штурмовиков снова кошмарят Галактику, а трейлер 9-го эпизода вообще дал понять о возвращении Дарта Сидиуса, явно уничтоженного в 6-м
3. Шаблонность. Новые фильмы придерживаются определённых шаблонов, часть их которых задана предыдущими картинами, а часть - новыми тенденциями. Динамика сюжета новых фильмов во многом идентична повествованию старых. А актрисы, играющие главных женских героинь, настолько переигрывают, что получаются нелепые образы (например, Рей из мышиных "Звёздных войн" выглядит так, словно у неё перманентные месячные, а не как реальная живая девушка)
4. Глупый юмор. Это вообще бич кино 21-го века, достигший апогея в КВМ. Причём, тренд настолько сильный, что многие "критики" всерьёз ругают серьёзные глубокие фильмы за отсутствие юмора и весёлых моментов. А теперь сопоставьте по этому параметру "Судный день" и "Генезис". Первый является серьёзным драматическим фильмом, второй - нелепой бредовой комедией. Что лучше?!
5. Бездушность. Нельзя не заметить стерильность сиквелов и ремейков относительно оригиналов. Начиная с сухого копирования и заканчивая скучающими лицами актёров, которые не понимают, зачем во всём этом участвуют, ожидая лишь скорейшего окончания съёмок и получения чека. Да и как им быть увлечёнными, если их заставляют участвовать в лютом трэше? Вспомните интервью с Марком Хэмиллом о его роли в "Последнем джедае". Джордж Лукас вообще отказался комментировать мышиную версию франшизы, потому что по контракту не имеет права её критиковать. Линда Хэмилтон зареклась участвовать в следующих экранизациях "Терминатора"
У меня наберётся ещё 20 - 30 причин, по которым такое кино оказывается провальным дерьмом, но чувствую, что и так много написал для формата этого сайта. Пишите в комментариях, как Вам сиквелы и ремейки классики и почему они такими получились?