Строительство стрелковых ячеек во льду ниже общего уровня воды
Как оказалось, лед в фортификации можно применять не только выкладывая из него завалы или замораживая склоны холмов.
Боевой опыт строительства и обороны ледовых трасс Ладожского озера в период блокады Ленинграда внес много нового в военно-инженерное дело.
Южная линия обороны трасс частично располагалась на льду Шлиссельбургской губы Ладожского озера в непосредственной близости от противника, который интенсивно обстреливал нашу линию обороны. Лед, разрушаемый снарядами и минами, давал много ледяных осколков, разлетавшихся с большой ударной силой на значительное расстояние от места падения снаряда. Это приводило к тому, что преобладающее число ранений бойцы боевого охранения получали не от осколков снарядов и мин, а от ледяных осколков. Потребовалось найти достаточно эффективное средство защиты. Производившееся строительство ледяных домиков на льду, по соображениям маскировки, было нежелательно. Их можно применять лишь на участках, удаленных от противника.
В декабре 1942 г. возник вопрос об устройстве стрелковых и пулеметных одиночных ячеек непосредственно во льду. Вначале такое предложение встретило недоверие. В учебниках по фортификации не указаны способы устройства одиночных ячеек во льду, поводимому, по той причине, что в военной истории не было еще аналогичного случая длительной обороны на льду. Между тем оказалось, что, использовав некоторые физические свойства льда, можно и в ледяном покрове получить ячейки, углубляясь при этом ниже уровня воды. Известно, что нарастание льда при одинаковых температурных условиях идет интенсивнее тогда, когда лед наиболее тонок. Представление о скорости нарастания льда различной толщины дает следующая таблица:
Из таблицы видно, что лед толщиной в 5 см будет иметь приращение в сутки на 4—7 см (в зависимости от температуры воздуха) больше, чем лед толщиной в 25 см. Используя эту разность приращений, можно постепенно углубляться в лед. Для этого нужно снимать сверху лед с того участка, на котором мы хотели бы получить углубление. Тогда тонкий слой льда будет интенсивно нарастать снизу. Выбирая лед на этом участке несколько раз, мы непрерывно получаем увеличивающееся углубление во льду.
На рис. 1 схематически показано постепенное изменение ледяного покрова в период подготовки ячейки. На льду, толщину которого мы приняли равной 25 см, намечаем участок ячейки и выбираем 20-см слой льда полосой 60 см и длиной в 190 см. Через сутки полоса 5-см льда при температуре воздуха —10° даст приращение в 6 см. В это же время основной 25-см лед увеличится лишь на 1 см. Теперь мы имеем полосу льда толщиной в 11 см, выдающуюся небольшим наростом книзу. С этой полосы снимаем 6 см льда, оставив опять только 5 см. Опять получим 6-см прирост льда, в то время как основной лед увеличится на 1 см. Теперь мы имеем углубление в 26 см при общей толщине льда в 27 см и в то же время толщину льда, свободно выдерживающую тяжесть человека.
При принятых для расчета слегка заниженных условиях через 8 дней при температуре —5° мы углубим ячейку на 48 см, при —10° — на 62 см, а при —15° — на 76 см. Это углубление в лед может быть продолжено и дальше, до требуемой глубины. После того как углубление во льду будет подготовлено, в качестве брустверов и покрытий лучше всего использовать льдины, уложенные на лед. Это льдины при температуре воздуха ниже —5° для смерзания между собой и основным льдом заливаются по швам водой.
План и разрез опытной ячейки во льду показаны на рис. 2. Построенные стрелковые ячейки имели бойницы, бермы и т. п.
Не следует, конечно, думать, что прирост льда снизу будет протекать в точности так, как указано на наших схематических чертежах. Никаких резких границ, очерченных по прямой линии на нижнем надводном слое льда не будет. Процесс намораживания снизу будет протекать по некоторой плавной кривой поверхности. Когда в предвесенний период одна из таких ледяных ячеек была вырублена и вытащена на поверхность льда, она представляла собой очень мощное утолщение льда, в котором углубление для одиночной ячейки занимало лишь небольшое место.
Военно-инженерный журнал. 1946. № 10-11. Инженер-подполковник Я. ИОСЕЛЕВ
Взял здесь
Лига историков
15.2K постов52K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения