Сталинград в отечественном и зарубежном кинематографе. Часть 2.

Часть 1

Сталинград в отечественном и зарубежном кинематографе. Часть 2. Чтобы помнили, Сталинградская битва, Кинематограф, Видео, Длиннопост
В 1959 году, после массового возвращения немцев из плена и публикации их воспоминаний о Сталинграде, в ФРГ сняли фильм «Собаки, хотите жить вечно? / Hunde, wollt ihr ewig leben?» по одноимённой книге офицера, взявшего псевдоним Фриц Весс. Название отсылает к фразе прусского короля Фридриха Великого, обратившегося так к своим солдатам, бежавшим с поля боя. Но в XX веке отношение к собственной армии как к пушечному мясу («Мой фюрер, Шестая армия уничтожена. — Это всего лишь армия, выставьте новую») приведёт Германию к гибели. Бравурные парады обрываются показом груд немецких трупов под Сталинградом. Такой же приём использовался и в «Сталинграде» 1943 года.
Быт окружённых германских солдат отражён практически документально. Во многом он совпадает с мрачными деталями вышедших чуть позже книг — например, «Солдаты, которых предали» Гельмута Вельца и «Катастрофы на Волге» Иоахима Видера. Также примечательно знание создателями фильма местности: в фильме упомянуты Питомник, Гумрак, Калач, Тацинская.
Сталинград в отечественном и зарубежном кинематографе. Часть 2. Чтобы помнили, Сталинградская битва, Кинематограф, Видео, Длиннопост
«Русские танки раздавили нас». Кадр из фильма «Собаки, хотите жить вечно?»
Любопытно, что создатели фильма не стали сваливать вину на румын, по которым пришелся основной советский удар. Напротив, отмечен дефицит артиллерии и вообще противотанковых средств — и это объясняет быстрый развал румынской, а затем и немецкой обороны. Русские показаны достойным и во многом человечным противником. Тогда как Гитлеру, Герингу и отчасти Паулюсу достаётся без всякой пощады, как и некоторым начальникам «на местах». А немецким солдатам, отбивавшимся до конца, остаётся цепляться за улетающие самолеты или всё же сдаться в плен. Финал картины показывает полную катастрофу армии Паулюса — и полное безразличие к ней Гитлера. Пожалуй, «Собак…» можно назвать лучшим зарубежным фильмом о Сталинграде.

Полвека назад, в 1967 году, режиссёр Александр Столпер снял фильм «Возмездие». Сценарий картины основан на втором романе трилогии «Живые и мёртвые» Константина Симонова. Чтобы подробно описать такой фильм, надо самому обладать талантом Симонова. Каждый эпизод и каждая фраза достойны цитирования. Это исключительно честное и даже беспощадное кино. Некоторые моменты напоминают «Великий перелом» и «Солдат». Слово автору романа:


«Там, впереди, умирали немцы. Умирали и должны были умирать, потому что пришли сюда, потому что не сдались вчера, когда им предлагали, потому что когда-нибудь должен быть конец всему этому здесь, в Сталинграде».

Сталинград в отечественном и зарубежном кинематографе. Часть 2. Чтобы помнили, Сталинградская битва, Кинематограф, Видео, Длиннопост
Серпилин — герой Буйничского поля, теперь комдив. Кадр из фильма «Возмездие».

Современный «Сталинград»


Увы, некоторые недавние фильмы о грандиозном сражении иначе как халтурой назвать трудно — например, творения Озерова или печально известный «Враг у ворот». Тем не менее, и в постсоветские годы сняты качественные картины.


В 1993 году вышел «Сталинград» Йозефа Вильсмайера — фильм о «самом жестоком сражении века». Интересно, что такая формулировка появилась в немецких газетах ещё в августе 1942 года, когда сражение только начиналось.

Группа опытных солдат, элита германской армии, получив награды за бои в Африке, отправляется на восточный фронт под пафосные речи о надписи «С нами бог» на их пряжках. Из солнечной Италии с её морем и пляжами солдаты попадают в суровую Россию. Ещё не доехав до Сталинграда, герои видят толпы раненых соотечественников с потухшими взглядами. Там же солдат возмущает бесчеловечное обращение с русскими пленными.


Сталинград — это месиво битого кирпича и бессмысленные атаки на упорно отбивающихся русских. Даже эсесовская газета «Das Schwarze Korps» в конце октября 1942 года писала о защитниках города: «Каждый солдат сражается порой даже тогда, когда он по человеческим понятиям больше не может отбиваться», — и в фильме это ощущение передано. Немцы несут чудовищные потери, доводящие людей до нервных срывов. Это состояние упоминается и в письмах германских солдат из Сталинграда. От элитного батальона в 400 человек к началу ноября остаётся чуть больше 60 бойцов. А дальше будет только хуже…

Сталинград в отечественном и зарубежном кинематографе. Часть 2. Чтобы помнили, Сталинградская битва, Кинематограф, Видео, Длиннопост
Кадр из фильма «Сталинград» 1993 года. Интересно наличие у немцев ППШ. 

Как и в «Собаках…», герои вынуждены отбиваться от грозных Т-34 едва ли не голыми руками. Несмотря на наличие противотанковых кумулятивных мин, выживут после танковой атаки не все. Интересно, что германские солдаты любят ППШ и утверждают, что он, в отличие от немецкого MP-40, не заклинит. Финал фильма по понятным причинам немного предсказуем.


А в 2013 году вышел новый «Сталинград» Фёдора Бондарчука. Необычный подход: вместо ожидаемых массовых баталий значительная часть фильма посвящена обитателям всего одного дома. Насколько может судить автор, ранее в кино мирным жителям Сталинграда такого внимания не уделяли. При этом для любителей перестрелок есть набор достаточно редкого в кино оружия: СВТ-40, хвалимая снайпером Зайцевым, чешские и испанские винтовки, пистолеты-пулемёты ППД-40 и Erma EMP 35, пулемёты ZB 53 и MG08, установки реактивных снарядов Wurfgerät 40.


Некоторые моменты боёв вполне историчны. В декорациях использованы подлинные руины завода «Ленспиртстрой» в посёлке Сапёрный Ленинградской области. Сбитый бомбардировщик на площади тоже реален.


В «Сталинграде» Бондарчука есть отсылки к одноимённому фильму Вильсмайера (кроме того, одну из ролей здесь играет Томас Кречманн, снявшийся и в фильме 1993 года) и к прозе Василия Гроссмана, военкора в Сталинграде.

источник

Вторая Мировая

4.5K постов8.9K подписчика

Правила сообщества

Главное правило сообщества - отсутствие политики. В качестве примера можете посмотреть на творчество группы Sabaton. Наше сообщество посвящено ИСТОРИИ Второй Мировой и Великой Отечественной и ни в коей мере не является уголком диванного политолога-идеолога.

Посты, не содержащие исторической составляющей выносятся в общую ленту.


Запрещено:

ЛЮБАЯ политика. В том числе:

- Публикация материалов, в которых присутствуют любые современные политики и/или политические партии, упоминаются любые современные политические события.

- Приплетание любых современных политических событий, персон или организаций.

- Политико-идеологические высказывания, направленные в сторону любой страны.

- Использование политизированной идеологизированной терминологии ("совок", "ватник", "либера ст").

- Публикация материалов пропагандистских сайтов любой страны.


За нарушение данного правила администрация оставляет за собой право вынести пост в общую ленту, выдать пользователю предупреждение а так же забанить его.


Примечание: под современными политическими событиями подразумеваются любые политические события, произошедшие после 16 октября 1949 года.


Помимо этого:

- Оправдание фашизма, нацизма, неонацизма и им подобных движений.

- Публикация постов не по тематике сообщества.

- Провокации пользователей на срач.


Ну и всё, что запрещено правилами сайта.