Слабые произведения искусства по Л.Н. Толстому

Данная статья относится к Категории: Подражание известным решениям

Слабые произведения искусства по Л.Н. Толстому Творчество, Искусство, Критика, Критерии, Оценка, Подражание, Общественное мнение, Видео, YouTube, Длиннопост

«Молодой человек производит какое-нибудь художественное произведение, как и всякий художник, выражая в нём своим особенным способом пережитые им чувства, — большинство людей заражаются чувством художника, и произведение его становится известным.


И вот критика, обсуждая художника, начинает говорить, что его произведение не дурно, а всё-таки это не Дант, не Шекспир, не Гёте, не Бетховен последнего периода, не Рафаэль.


И молодой художник, слушая такие суждения, начинает подражать тем, кого ему ставят в образцы, и производит не только слабые, но поддельные, фальшивые произведения.


Так, например, наш Пушкин пишет свои мелкие стихотворения, «Евгения Онегина», «Цыган», свои повести, и это всё разного достоинства произведения, но всё произведения истинного искусства. Но вот он под влиянием ложной критики, восхваляющей Шекспира, пишет «Бориса Годунова», рассудочно-холодное произведение, и это произведение критики восхваляют и ставят в образец, и являются подражания подражаниям: «Минин» Островского, «Царь Борис» Толстого (имеется в виду произведение 1870 г. Алексея Константиновича Толстого - Прим. И.Л. Викентьева) и др. Такие подражания подражаниям наполняют все литературы самыми ничтожными, ни на что не нужными произведениями.


Главный вред критиков состоит в том, что, будучи людьми, лишёнными способности заражаться искусством (а таковы все критики: если бы они не были лишены этой способности, они не могли бы браться за невозможное толкование художественных произведений), критики обращают преимущественное внимание и восхваляют рассудочные, выдуманные произведения, и их-то выставляют за образцы, достойные подражания. Вследствие этого они с такою уверенностью расхваливают греческих трагиков, Данта, Тасса, Мильтона, Шекспира, Гёте (почти всего подряд); из новых - Зола, Ибсена, музыку последнего периода Бетховена, Вагнера. Для оправдания же своих восхвалений этих рассудочных, выдуманных произведений они придумывают целые теории (такова и знаменитая теория красоты), и не только тупые, талантливые люди прямо по этим теориям сочиняют свои произведения, но часто даже настоящие художники, насилуя себя, подчиняются этим теориям.

Слабые произведения искусства по Л.Н. Толстому Творчество, Искусство, Критика, Критерии, Оценка, Подражание, Общественное мнение, Видео, YouTube, Длиннопост

Всякое ложное произведение, восхваленное критиками, есть дверь, в которую тотчас же врываются лицемеры искусства.


Только благодаря критикам, восхваляющим в наше время грубые, дикие и часто бессмысленные для нас произведения древних греков: Софокла, Эврипида; Эсхила, в особенности Аристофана, или новых: Данта, Тасса, Мильтона, Шекспира; в живописи - всего Рафаэля, всего Микеланджело с его нелепым «Страшным судом»; в музыке - всего Баха и всего Бетховена с его последним периодом, стали возможны в наше время Ибсены, Метерлинки, Верлены, Малларме, Пювис де Шаваны, Клингеры, Бёклины, Штуки, Шнейдеры, в музыке - Вагнеры, Листы, Берлиозы, Брамсы, Рихарды Штраусы и т.п., и вся эта огромная масса ни на что не нужных подражателей этих подражателей». […]


…условие извращения искусства - школы, обучающие искусствам, - едва ли не ещё вреднее. Как только искусство стало искусством не для всего народа, а для класса богатых людей, так оно стало профессией, а как только оно стало профессией, так выработались приёмы, обучающие этой профессии, и люди, избравшие профессию искусства, стали обучаться этим приёмам, и явились профессиональные школы: риторические классы или классы словесности в гимназиях, академии для живописи, консерватории для музыки, театральные училища для драматического искусства.


В школах этих обучают искусству. Но искусство есть передача другим людям особенного, испытанного художником чувства. Как же обучать этому в школах? Никакая школа не может вызвать в человеке чувство и ещё менее может научить человека тому, в чем состоит сущность искусства: проявлять чувство своим особенным, ему одному свойственным, способом.


Одно, чему может научить школа, это тому, чтобы передавать чувства, испытанные другими художниками, так, как их передавали другие художники. Этому самому и учат в школах искусства, и обучение это не только не содействует распространению истинного искусства, но, напротив, распространяя подделки под искусство, более всего другого лишает людей способности понимать истинное искусство.


В словесном искусстве людей обучают тому, чтобы они умели, не желая ничего сказать, написать во много страниц сочинение на тему, о которой они никогда не думали, и написать так, чтобы это было похоже на сочинение авторов, признанных знаменитыми. Этому учат в гимназиях. В живописи главное обучение состоит в том, чтобы рисовать и писать с оригиналов и с натуры преимущественно голое тело, то самое, которое никогда не видно и почти никогда не приходится изображать человеку, занятому настоящим искусством, и рисовать и писать так, как рисовали и писали прежние мастера; сочинять же картины учат, задавая такие темы, подобные которым трактовались прежними признанными знаменитостями. Также и в драматических школах учеников обучают произносить монологи точно так, как их произносили считающиеся знаменитыми трагики. То же самое в музыке. Вся теория музыки есть не что иное, как бессвязное повторение тех приёмов, которые для сочинения музыки употребляли признанные мастера композиции».


Толстой Л.Н., Что такое искусство? / Собрание сочинений в 22-ти томах, Том 15 М., «Художественная литература», 1983 г., с. 140-141 и 142-143.


Источник — портал VIKENT.RU


Дополнительные материалы

+ Плейлист из 10-ти видео:

БИОГРАФИИ / СТРАТЕГИИ ТВОРЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ

+ Ваши дополнительные возможности:

Начат приём Докладов на V-й Форум по развитию креативности 08-09 октября 2022 года.

Слабые произведения искусства по Л.Н. Толстому Творчество, Искусство, Критика, Критерии, Оценка, Подражание, Общественное мнение, Видео, YouTube, Длиннопост

Узнать больше Вы можете здесь: poznyakova.com/forum


Изображения в статье

Лев Николаевич Толстой — русский мыслитель и писатель / Public Domain

Изображение christoph_mschrd с сайта Pixabay

История быта и искусств

1.7K постов6.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Исключаются:

- упоминания политики в актуальном контексте

- "клубничка" вне рамок искусства, треш, угар, жесть и прочий неформат

- спорная информация без указания авторитетных источников