Скорочтение

Умеете ли вы читать?
Каждого из научили в школе читать, возможно, вы читали школьную литературу, а возможно, она вас бесила. Возможно, вы читали другую литературу.

Перефразируем вопрос.


Сколько книжек вы прочитали за последний месяц?
> 5-7 - вопросов нет.

> Три - неплохо.
> Меньше? Вы не умеете читать.

Если вы не прочитали ничего - вы не умеете потреблять книжки как поставленный процесс (как дыхание, ходьба, питание). У вас нет поставленной понятной привычки, не происходит развития, так как вы не получаете информацию из книг.


Ставим цель.

> 2 книги в неделю (одна - мало) - это 8 книг в месяц - примерно 100 книг за год - примерно 700 книг за 7 лет.

=> 4-8 книг в месяц - 350 страниц в книге - 50 страниц в день. Примерно час в день на чтение, и это нормальное количество времени.


Это должны быть книги, которые вы выбрали как те, которые смогут повлиять на вашу жизнь, сделать вас лучше (а не просто из списка "Книги, которые должен прочитать каждый").

Эти 700 книг должны качественно тебя поменять, чтобы ты "до" и ты "после" были совершенно разными людьми.



Мифы


"Скорочтение - просто очень быстрое чтение"


Нет, при скорочтении ты усваиваешь прочитанную информацию, выцепляешь самые важные концепции и идеи, начинаешь их обязательно применять.


"Скорочтение - это фотографическая память"


Это не скорочтение, так как нет пропускания текста через себя. Это просто запоминание картинки, по которой потом можно будет читать. И такой навык развить нельзя.


"Можно скорочитать техническую литературу"


Нет, это невозможно, так как мозгу требуется время на осознание, почему написанное именно так, на выстраивание логических связей, на доказательство верности прочитанного самому себе.




Как чтение книг повлияло на меня?


Я был обычным школьником, ничего особо не планировал. Когда я начинал читать книги, я ничего особо не хотел. В моей жизни не было персонажа, который постоянно бы меня подпинывал, наставлял и заставлял что-то делать. Я начал читать книги, и это изменило мою жизнь.

Зачем учиться скорочтению? Что это даёт?


1. Качественная и отфильтрованная информация, ценные идеи.

При большом количестве прочитанных книг (300, а не 10) ты сможешь отфильтровать полученную информацию, понять, какие книги были хорошим, а какие - мусором.

Поэтому не стоит сильно увлекаться книгой и принимать её за абсолют - тебе нужно больше прочитанных книг для фильтрации знаний.


2. Возможность развить свой мозг.

Вы разовьёте свою скорость мышления, сможете быстрее обрабатывать информацию.


3. Фокусировка на том, что вы делаете, игнорирование отвлекающих факторов.


4. Быстрое принятие решений, решительность.


5. Избежание собственных ошибок.

Вы сможете получить жизненный опыт других людей, узнать, на какие моменты они говорили обратить внимание, самые главные идеи и выводы, сделанные этими людьми при жизни. И всё это - быстро и без набивания собственных "шишек".



Все приходящие идеи надо записывать в GTD, так как они, скорее всего, как-то применимы к твоей жизни.


Скорочтение - это навык, который привязывается к языку, к его структуре и грамматике. Научившись скорочитать на русском, вы не станете автоматически скорочитать на английском - вам дополнительно придётся развивать этот навык.


Если ты читаешь художественную литературу для получения удовольствия и создания определённого состояния, то скорочтение здесь тебе не нужно.


Скорочтение - для ускорения поглощения таких книг, которые хочется, которые можно и нужно быстрее прочесть для улавливания сути.



Что вы должны делать, что бы добиться результата?



Список книг


Его нужно составить, и это должны быть такие книги, которые смогут вас поменять. Ими вы формируете своё будущее.


Откуда брать?


1. Из рекомендаций крутых людей, которые вам нравятся, могли бы чему-то вас научить, повлиять в лучшую сторону (ту, которую ты выбрал вектором своего развития), успеха которых вы хотели бы достичь.


2. Если у вас есть список рекомендованных книг, можно брать книги тех же авторов, которые есть в твоем списке и которые тебе понравились.



Чтение как привычка



Вы должны двигаться по списку, и для этого у вас должно быть четко выделенное время, когда ничто вас не отвлекает.


1. Начать с 20 минут/день в течение первой недели (дальше - увеличиваем время, постепенно приходим к час/день). Нужно сохранять интерес к чтению, интригу, чтобы на следующий день хотеть снова читать.


2. Аудиокниги. Их можно слушать, пока выполняете рутинные действия (едете в транспорте, делаете уборку, занимаетесь спортом и т.д.). Таким образом, можно читать две книги параллельно - одна аудио и одна текстом.


3. В этот час вам нужно читать книги, которые вас развивают, развлекательная литература - отдельно.



Скорость как навык интеллекта.



1. Делаем усилие, чтобы читать быстрее, чем обычно. При этом вам придется фокусироваться на книге, и не будет регрессии (возвращения в начало того. что вы прочитали из-за того, что не уловили смысла).


2. Делаем дела быстрее: ходим быстрее; в играх делаем ход быстро настолько, насколько возможно (а лучше продумывать его пока ходят другие), при этом стараемся сохранить качество хода или, для начала, понизить уровень сложности для сохранения скорости. Делаем выбор быстрее (в кафе, выборе фильма и т.д.), быстрее делаем умственную работу (школьные/вузовские задания, смотрим фильмы на ускорении и т.д.)


3. При любом удобном случае выступаем на публике, желательно без подготовленной речи (даже в обычной маршрутке) - это очень сильно ускоряет мозг. Интроверт или экстраверт - не важно, этот навык всё равно потребуется, только интровертам понадобится приложить чуть больше усилий.


4. Говорите быстрее, быстрее доносите мысль до собеседника.


5. Быстрее печатайте на клавиатуре.



Само скорочтение



Навык, который позволяет ускорить чтение без потери обрабатывания информации (мозг и так думает быстрее, чем мы читаем).


Логическое чтение


- Узнавание. Не нужно читать слова, нужно узнавать их (как картинки). В момент узнавания ваш взгляд фокусируется посередине чуть выше слова, глазами видите все слово. Благодаря этому можно читать перевернутый или с переставленными буквами текст, и во втором случае ваш мозг не уловит ошибки, но суть будет уловлена. После некоторого времени тренировок можно узнавать словосочетания и целые предложения, конструкции.


- Предугадывание. Нужно обращать внимание только на самые значимые места, например, есть

частица "не" или нет. Выцепив такие моменты и смотря на все предложение целиком вы можете предугадывать различные его части, думать наперед - вы их знаете благодаря логическому чтению и поэтому этот кусок текста вы будете не читать, а узнавать, из-за чего скорость вашего чтения увеличится.


Схема движения по странице.


Обычно наш взгляд движется по странице вот так:

Скорочтение Скорочтение, Чтение, Саморазвитие, Книги, Привычки, Аудиокниги, Видео, Длиннопост

При таком перемещении очень много времени тратится на диагональное движение глаз и поиск начала следующей строки.


Но потерю времени можно минимизировать за счет использования периферийного зрения.



Упражнение 1.


Посмотрите на слово в середине страницы. Не сводя с него взгляда, постарайтесь увидеть слова, его окружающие - сначала близкие, потом дальние. Вы их видите за счёт периферийного зрения

Скорочтение Скорочтение, Чтение, Саморазвитие, Книги, Привычки, Аудиокниги, Видео, Длиннопост

Упражнение 2.


Посмотрите на какой-нибудь предмет в комнате и опишите окружающие его объекты, используя периферийное зрение


0. По-диагонали


Взгляд движется по странице от одного угла к другому, и за счёт периферийного зрения захватываются остальные слова. Не удобно и очень напрягает глаза. Не советую

Скорочтение Скорочтение, Чтение, Саморазвитие, Книги, Привычки, Аудиокниги, Видео, Длиннопост

1. Рандомные точки


Выбираем рандомные точки/слова на странице, и за счет периферийного зрения видите слова вокруг неё. затем берем следующую точку в области, которая плохо запомнилась или непонятна. Если после этого смысл прочитанного был всё равно непонятен, читаем её снова обычной схемой - за чёт того, что вы уже ознакомились со словами, вы прочитаете её в разы быстрее.

Скорочтение Скорочтение, Чтение, Саморазвитие, Книги, Привычки, Аудиокниги, Видео, Длиннопост

2. Предознакомление


Пока читаете первую строчку, подглядываете на вторую периферийным зрением - обращаем внимание на вторую, пока читаем первую. Поэтому из второй строчки можно прочитать только кусочек в середине, чтобы полностью её ещё раз прочитать. И после этого переходим на третью строчку.


Но, опять же, много диагонального движения глаз.

Скорочтение Скорочтение, Чтение, Саморазвитие, Книги, Привычки, Аудиокниги, Видео, Длиннопост

3. Змейка


Со второй строчкой знакомимся за счет периферийного зрения, чтобы облегчить её чтение справа-налево, нет лишнего движения по диагонали.

Скорочтение Скорочтение, Чтение, Саморазвитие, Книги, Привычки, Аудиокниги, Видео, Длиннопост

4. Колонки


Чем короче строка, тем быстрее вы её с помощью скорочтения пролетаете. Практически нет движения слева-направо, вы узнаете строчки практически целиком. Поэтому если есть возможность на телефоне/эл.книге, чём-то ещё сделать текст по колонкам - делайте.

Скорочтение Скорочтение, Чтение, Саморазвитие, Книги, Привычки, Аудиокниги, Видео, Длиннопост

Можно чередовать скорочтение и обычное чтение, например, 5 минут первого и 2 минуты второго. Так мозгу будет проще обрабатывать прочитанное (особенно вначале тренировок), меньше будут уставать глаза и мозг.

Указка


Использование указки не позволяет взгляду теряться, глазам забывать схему движения по странице. Так же контролирует скорость чтения - если двигать указкой с одинаковой скоростью и "забить" на то, что что-то не понимаешь, то мозг будет подстраиваться под заданную скорость, и обработка информации будет проходить быстрее.


В качестве указки может выступать что угодно: ручка, карандаш, бумажка, палец и т.д (но не линейка и ей подобные, закрывающие строки, - будут мешать периферийному зрению).

И забейте на то, как люди будут на вас смотреть (если вы читаете в транспорте или на улице).


Движения глазами и головой


Чаще всего при чтении мы двигаем только глазами - глаза устают бегать.

Попробуйте двигать головой, оставляя глаза в одном месте (смотрящими прямо). Таким способом ваша шея не будет затекать после часа и более чтения.


Читайте, попеременно меняя движения глаз и головы. Так и ваши глаз не устанут, и шея болеть не будет.


За счёт движения головой по определённому ритму вы будете ещё больше подгонять себя, задавая мозгу определённый ритм, потому что вы не будете замедляться из-за сложных слов - мозг не позволит.


**Без артикуляции**


Когда мы читаем, чаще всего слова произносим про себя/вслух. А это замедляет твоё чтение.


Возьмите карандаш и начните простукивать какой-нибудь ритм по столу. А теперь, не прекращая ритма, начните читать так, как вы обычно читаете, сконцентрируйтесь на простукивании.

Вы будете видеть слова, будете их понимать, но проговаривать их во время простукивания у вас не выйдет. (Вместо простукивания можно поставить метроном).

Как долго учиться скорочтению?


Читать быстрее, чем ты читаешь сейчас, ты начнёшь через месяца два. До этого читать быстрее ты будешь только благодаря своему усилию. Ещё больших результатов добьешься через несколько месяцев тренировок. И ещё большего результата ты добьёшься через 50-100 прочитанных толстых книг. Это позволит в последующие 10+ лет твоего чтения читать тебе по очень много книжек.



Скорочтение для детей


Дети плохо читают, они только учатся нормально читать. Ускорение чтения у детей работает за счет практики. Работайте над словарным запасом: играйте в словесные игры, пускай читают как можно больше, читайте вместе с ними.


Можно научить их логическому чтению и узнаванию, показать, что они могут читать справа-налево и перевёрнутый текст, но схемам движения по странице учить не надо, рано.


Они должны научиться хорошо читать и иметь достаточный словарный запас, прежде чем вы расскажете им про логическое чтение.

Психология | Psychology

20.4K постов59.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.