Сколько миллионов зрителей собрал в прокате конца 1960-х фильм А. Кончаловского "Асино счастье"?

Вопреки многочисленным утверждениям о полном запрете, картина Андрея Кончаловского под названием «Асино счастье» в конце 1960-х все-таки побывала в советском прокате.


Об этом писала, например, такой авторитетный киновед, как Нея Зоркая (1934-2006): « История Аси Клячиной", изуродованная поправками и купюрами, вышла в прокат под иронически звучащим названием "Асино счастье" и в смехотворном количестве копий» (Зоркая, 2006).


Этот же факт отметила и кинокритик Марина Кузнецова: « Несколько отпечатанных копий пустили третьим экраном в так называемый клубный прокат, переименовав ... словно в насмешку в "Асино счастье"» (Кузнецова, 2006).


И здесь снова возникает вопрос, если сценарист Наталья Рязанцева посчитала небольшим тираж фильма Киры Муратовой «Долгие проводы», составивший 535 копий, то, вполне возможно, что «смехотворный» тираж «Асиного счастья» был соизмерим с минимальными в ту пору тиражами таких известных фильмов, как «Июльский дождь» (164 копии и 3 млн. зрителей), «Долгая счастливая жизнь» (89 копий и 1,5 млн. зрителей), «Похождения зубного врача» (78 копий и 0,5 млн. зрителей) и «Мольба» (179 копий и 1,2 млн. зрителей).


И, следовательно, скорее всего, фильм "Асино счастье" привлек в советском кинопрокате конца 1960-х не менее 1 млн. зрителей.


А вот, когда при триумфальной поддержке кинематографического начальства и перестроечной прессы «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» появилась на экранах в 1988 году повторным (и, надо думать, немалым) тиражом, она по итогам первого года показа в кинотеатрах собрала только 1,9 млн. зрителей...


Аналогичный пример – обычно считающийся тотально запрещенным фильм Марка Осепьяна «Иванов катер» (1972). Получив так называемую четвертую категорию и тираж 197 копий, эта драма в 1974 году вышла в советский прокат и собрала 1 млн. зрителей за первый год демонстрации.


Любопытно, что во времена «перестройки» (в 1987 году) «Иванов катер» вышел во всесоюзный прокат повторно, сопровождаемый теплыми рецензиями в прессе, но зрителей за первый год демонстрации собрал даже в меньшем количестве: всего 0,9 млн (источник – интернет-блог кинокритика С. Кудрявцева).


На мой взгляд, это красноречиво говорит о том, что существенного зрительского потенциала у этих черно-белых, лишенной даже минимальных развлекательных приманок, драм не было - ни на рубеже 1960-х - 1970-х, ни в конце 1980-х, так как это типичное кино "не для всех"...


Александр Федоров, 2021.


Источники:

Зоркая Н.М. «Застава Ильича» Марлена Хуциева — ключевой фильм «шестидесятничества» // Слово. 2006.

Кузнецова М. История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж // Русское кино. 2006.

Сколько миллионов зрителей собрал в прокате конца 1960-х фильм А. Кончаловского "Асино счастье"? Фильмы, СССР, Запрет, Андрей Кончаловский, Перестройка, Село, Ия саввина, Длиннопост

Всё о кино

20.8K поста59K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).

2. Запрещены посты не по теме, посты о поиске фильмов и неинформативные посты. В случае несоответствия тематике сообщества или неинформативности пост будет удален в общую ленту.

3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.

4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег "видеообзор". Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.

5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.

6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.

7. В сообществе не приветствуются фэйки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.

8. Запрещены посты о ТВ-шоу и реалити-шоу сомнительного качества в очевидно рекламных целях.