Система права в Месопотамии : преступления, наказания, их причины и последствия

Система права в Месопотамии : преступления, наказания, их причины и последствия Цивилизация, Древняя история, Месопотамия, Закон, Культура, Археология, История (наука), Древние артефакты, Право, Длиннопост

К началу второго тысячелетия до нашей эры в кодексах законов, примером которых является кодекс Хаммурапи, датируемый ок. 1760–1750 гг. до н.э., гораздо больше внимания уделялось физическим наказаниям, возможно, исходя из идеи, что они более эффективно сдерживают потенциальных преступников.

Большое значение имел талион — вид древнего обычного ( по обычаю ) права, где был равный ответ за проступок или преступление, чаще всего он выражался в физическом действии : причинить ровно то же самое нарушителю.

• Знаменитая цитата о преступлении и наказании из книги Левит в Ветхом Завете было более поздним продуктом бескомпромиссного взгляда на справедливость, сложившегося в вавилонской культуре:

"Если кто нанесет увечье ближнему своему, как он сделал, то должно быть сделано и ему; перелом за перелом, око за око, зуб за зуб, как изуродовал человека, так и будет изуродован. Кто убьет... человека да будет предан смерти". ( Левит 24:19-21, цит. по переводу источника, не канонич. )

• Тем не менее кодекс Хаммурапи содержал и некоторые положения о возмещении ущерба жертвам. Например, в законе № 23 говорилось, что если человека ограбили, а вора не задержали, местные власти должны были возместить жертве его или ее убытки.

Действительно, наказания в вавилонской системе в целом были довольно суровыми по сравнению с наказаниями в современных обществах.

Например, смертная казнь применялась за кражу или ложное обвинение ( оговор ) кого-либо в убийстве — преступления, которые сегодня наказываются штрафами или непродолжительным тюремным заключением.

• В Вавилоне по закону, если мужчину и женщину признавали виновными в прелюбодеянии, то связывали их вместе и бросали в реку, чтобы они утонули.

А по некоторым указам, изданным одним из непосредственных преемников Хаммурапи, Амми-садукой (годы правления 1646-1626 гг. до н. э.), смертной казнью карались и другие относительно мелкие проступки :

• Оптовые и розничные торговцы которые используют фальшивые печати, чтобы обмануть своих покупателей, будут преданы смерти.

• Царский чиновник, который заставит семью работника собирать урожай или выполнять работу для своей выгоды, помимо работ на царя, будет предан смерти.

Наказания в рамках ассирийской системы правосудия были столь же суровыми и часто более ужасными.

• Например, воровке или вору могут отрезать уши или нос.

• Мужчина-прелюбодей мог быть кастрирован, и его лицо можно было бы изрезать в клочья; а женщине, с которой он совершил преступление, отрезали нос.

• Мужчине, прикоснувшемуся к чужой жене, отрезали палец; если он целовал её, ему отрезали нижнюю губу.

Поскольку в Месопотамии изначально почиталось первородство, связанное с имущественным правом — то измены могли приводить к ущербу для семьи, как материальному, так и моральному.

Первородство это "система доверия" к тому, что все дети — от своих родителей, и вся семья имеет права на имущество.

Поэтому тема измены имела столь суровые наказания.

Верность считалась прежде всего семейной ценностью.

Одинокие люди без семьи не могли требовать для себя таких же возмещения или верности, так как они не считались семьёй в обществе.

Это резко контрастирует с современными представлениями, где одиночки теперь требуют внимания к своей жизни и чувствам.

В какой степени эти наказания действительно сдерживали преступность, если вообще сдерживали, остается неизвестным.