Сергей Сурин. Жизнь как роман. Эпилог. Пушкинская эпоха: кульминация русской истории
Мы уже говорили о том, что пушкинская эпоха – это кульминация русской истории. В том числе и потому, что она, будучи с одной стороны, апофеозом романтизма, с другой – зарождением реализма в литературе, давала предпосылку, базу и предоставляла взлетную полосу для появления удивительных, захватывающих жизненных романов.
Было просто модно жить ярко, играючи и при этом благородно. Возможно, такое сочетание случается только один раз в существование Вселенной.
Давайте на ход ноги рассмотрим три параметра пушкинской эпохи – те, что в значительной мере отличают нас от наших поразительных предков (таких параметров, конечно же, гораздо больше, чем три).
1. Танец
Танцы тогда требовали натренированной памяти, умения владеть своим телом, координации движений и не только движений – координации существования. Вы должны были знать наизусть не менее пяти танцев, а каждый танец – это большое число четко установленных движений, которые нельзя нарушать или путать. При этом во время танца тело должно было существовать не только красиво, но и автономно, само по себе, поскольку полагалось, на фоне многочисленных точных движений, вести непринужденный и приятный разговор на двух языках. Для каждого танца были строго установлены темы для разговоров, а значит, определены настроение и интонации. Так что представьте – каковы должны быть уровень вашей физической натренированности и качество работы головного мозга, чтобы, исполняя точно в такт музыке сложные движения (а темп некоторых танцев был достаточно высок), улыбаясь, с прямой спиной, говорить на заданную тему и не наступать при этом на ногу партнеру (партнерше). Теперь сравните это с тем, как сегодня мы танцуем и общаемся на наших корпоративах и банкетах…
Да, в 20-ые годы XIX века отдельные прогрессивные лица стали демонстративно отказываться на балу от танцев, выражая этим очевидный социальный протест – но чтобы отказаться от чего-либо, надо уметь это делать. Нельзя отказаться от того, чем вы не владеете.
Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума:
Верней нет места для признаний
И для вручения письма.
/А.С.Пушкин/
2. Разговор
Разговор в пушкинскую эпоху был средством массовой информации. Газеты до 30-ых годов XIX века выходили не каждый день, и в Петербурге дворяне, чтобы узнать новости, съезжались на Адмиралтейский бульвар, тогда он был широким и преимущественно пешеходным. Таким образом, Адмиралтейский бульвар, где обо всем можно было узнать быстрее и лучше, исполнял роль соцсетей или телеграм-каналов пушкинской эпохи. Люди вообще общались между собой – вживую – на порядок больше, чем в наши дни. А ведь общение, кроме того, что приятно, еще и развивает речь – то, чем в немалой степени характеризуется homo sapiens. В конце концов, умение точно говорить, оперативно и ясно выражать свои мысли (а значит – быть homo sapiens) – достигается упражнением, как говорил Виктор Викторович Мышлаевский.
"Разговор требует тех же качеств, как и хорошая книга… Автор берет лист бумаги и старается наполнить его как можно лучше… вот и разговаривающие желают как можно лучше наполнить промежуток времени тем же самым издельем…"
/Евгений Боратынский/
3. Поездки
В проекте "Один день Александра Сергеевича" мы уже говорили о баснословных расстояниях, которые преодолевали русские литераторы. Но поездки совершали, безусловно, не только поэты – дальняя дорога была для всех.
Максимальная скорость перемещения по стране равнялась где-то 15-ти километрам в час, так двигались хорошие кареты и дилижансы. Ну а в среднем отправившиеся в дорогу ехали со скоростью хорошей телеги в режиме спокойной рыси: "плетется рысью как-нибудь" - именно об этом.
Этой самой неторопливой рысью Александр Сергеевич Грибоедов, к примеру, преодолел расстояние между Петербургом и Тифлисом (2675 километров) – 13 (тринадцать) раз! Вы никогда не задумывались над тем – что делали тогда люди, проезжая сотни и тысячи километров со скоростью 10 километров в час? (напомню, смартфонов не было; читать, а люди тогда много читали, было неудобно: трясло…)
Люди думали в дороге. Размышляли. Наблюдали природу. Наедине с собой. Разгоняли нейроны головного мозга.
Как тут не сравнить век нынешний и век минувший?
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
/М.Ю.Лермонтов/Жизнь как роман
Но вернемся к нашей теме.
Мы говорили о том, что человек проживает свою жизнь как произведение, где он является главным героем. Жизненный роман разворачивается в реальном времени и обладает двумя главными свойствами: непредсказуемости (мы можем листать нашу книгу жизни только назад) и необратимостью (нельзя переписать непонравившуюся страницу).
Значит все мы, если присмотреться, не только читатели, читающие чужие романы с захватывающими сюжетами, но и писатели.
Создаем книги своих жизней. С одной стороны, это получается само собой. С другой, жизнь прожить — не поле перейти.
Мы пролистали 10 ярких неординарных судеб удивительных людей XVIII и XIX веков – пролистали бережно, но бегло – пытаясь вместить судьбу в ограниченное пространство небольшой статьи.
Но человек гораздо больше своей биографии, краткой или расширенной, своего резюме, даже отлично составленного, больше выборки основных моментов и изюминок судьбы. Жизнь человека не свернуть в краткую удобную формулу как мы это делаем в алгебре, сворачивая выражение по формуле сокращенного умножения.
И знаете почему?
Потому что жизнь – это роман. До новых встреч.
Книжная лига
22.1K постов78.2K подписчиков
Правила сообщества
Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.
ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА
При создании поста обязательно ставьте следующие теги:
«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;
«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;
«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».
Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.
ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.