Сбой в матрице: ученые Пермского Политеха рассказали о жизни в симуляции

Сбой в матрице: ученые Пермского Политеха рассказали о жизни в симуляции Научпоп, Ученые, Философия, Симуляция, Искусственный интеллект, Длиннопост

С премьеры фильма «Матрица» режиссеров Вачовски прошло 25 лет назад. В центре сюжета молодой хакер Нео, который узнает, что все люди находятся во власти суперкомпьютера, погрузившего их в симуляцию реального мира. Ученые Пермского Политеха объяснили, что означает жить в симуляции, возможно ли заключить всех людей в виртуальную реальность, считает ли искусственный интеллект человека «врагом» и может ли он развиваться без участия человека.

Что значит «жить в симуляции»?

— Давайте разберемся, что означает симуляция. В 1981 году философ Жан Бодрийяр опубликовал работу «Симулякры и симуляции». Согласно ей, весь человеческий опыт — это тотальная симуляция реальности, в которой все превращается в симулякры — копии, изображающие что-то, либо вовсе не имеющие оригинала в реальности, либо со временем его утратившие. Однако симулякры не являются вымыслами, это образы, производимые культурой и медиа и закрепленные в сознании, — объясняет Наталья Столбова, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и права Пермского Политеха.

Например, когда вы знакомитесь с человеком в Интернете, видите его фотографию в социальной сети. Будет ли при личной встрече человек выглядеть точно как на фото? Вряд ли. Фотография — это симулякр, сконструированный образ, репрезентирующий человека в цифровой среде. Но и во время очного разговора вы воспринимаете собеседника так, как он вам себя показывает. Вы не общаетесь с другим человеком, лишь с его образом в вашей голове, созданным посредством чувственных впечатлений.

Соответственно, человеческая реальность — это и есть симуляция, в которой мы живем. Жить в симуляции — означает жить в культуре.

— Об этом писал еще древнегреческий философ Платон. Вспомним его знаменитый миф о пещере: люди являются узниками пещеры и не могут выйти за границы своего чувственного восприятия. Они наблюдают не реальные вещи, а лишь их тени, отбрасываемые огнем на стену пещеры. Сознание человека оказывается заложником чувственных впечатлений. Выйти за эти границы в мир истинных вечных идей при помощи рационального познания – основная задача философа, — рассказывает Наталья Столбова.

С точки зрения Платона, симуляция, в которой мы все живем, преодолима, так как есть не только симулякры (тени, образы вещей, чувственно воспринимаемые нами), но и вечные идеи (оригиналы, общие для нас всех, выйти к которым можно при помощи мышления).

Почему людей привлекает идея симуляции?

— Виртуальная реальность, созданная, например, в условиях видеоигры, тоже симуляция. Когда вы играете в компьютерную игру, с точки зрения функционирования вашего сознания не происходит ничего такого, чего бы ни происходило вне игры. Но с эмпирической точки зрения игру можно рассматривать как модель функционирующего сознания с варьируемым чувственным наполнением. Такая технология актуальна и значима, так как позволяет расширить границы нашего опыта за счет наполнения его новым содержанием, — объясняет Наталья Столбова.

В фильме «Матрица» люди были помещены в созданную компьютером виртуальную реальность — симуляцию. Возможно ли такое в реальности?

— Человеческое тело состоит из триллионов клеток, каждая из которых способна к самостоятельному самовоспроизведению и развитию. Мозг как орган, отвечающий за сознание человека, не контролирует тело на 100% и не живет в нем, он часть его. И все части мозга нужны в той или иной степени, а сам мозг состоит из сотен миллиардов клеток. И все нужны и работают. Заменить их на компьютерную симуляцию можно лишь теоретически. На практике у нас нет даже модели одной клетки, которая была бы достаточно точной. Когда и если это случится, мы сможем создавать лекарства, не проводя сложных исследований на животных и людях: благодаря точно смоделированному человеку можно предсказать реакцию организма на препарат, — рассуждает Даниил Курушин, кандидат технических наук, доцент кафедры информационных технологий и автоматизированных систем ПНИПУ.

Как создается виртуальная реальность?

Виртуальная реальность (VR) — это «мир», созданный с помощью технических средств. Погрузиться в него можно и дома за счет компьютера с хорошей видеокартой, Интернета и специальных гаджетов: очков с дисплеями, датчиков, контроллеров, наушников и т.д. Как считает эксперт ПНИПУ, термин VR условен: это лишь способ подачи информации человеку, а не заменитель реальности. Создается он так же, как и любые компьютерные программы — трудом программистов, дизайнеров, тестировщиков.

VR-технологиями часто пользуются для развлечения, поскольку компьютерные игры в таком формате обеспечивают «полное погружение» в процесс. Технологии виртуальной реальности, заложенные в основу тренажеров, помогают обучать летчиков и судоводителей: на них можно оттачивать навыки управления этими сложными машинами, не подвергая риску людей и оборудование. Таким же способом иногда тренируют операторов зенитно-ракетных комплексов, танкистов, артиллеристов, операторов дронов.

— FPV-дрон — это беспилотный летательный аппарат, который управляется с помощью специальных очков и пульта, что позволяет пилоту «видеть» то, что и камера, установленная на дроне. Контроль над таким БЛА — своего рода погружение в виртуальную реальность. И появилась эта технология в 70-е годы прошлого века — таким образом управляли некоторыми ракетами, — рассказывает Даниил Курушин.

Можно ли создать виртуальную реальность, копирующую наш мир, и подключить к ней всех людей?

— Настоящую реальность формирует каждый атом, каждая элементарная частица мира. Человек живет каждой клеткой, каждым нуклеотидом ДНК. Чтобы обсчитать все это, компьютер должен иметь колоссальную мощность и быть невероятных размеров — намного больше, чем Земля. А значит, для человека собрать такой компьютер — нереализуемо. Сейчас создают лишь сильно упрощенные модели, — считает эксперт Пермского Политеха.

Может ли искусственный интеллект стать врагом человеку?

— Искусственный интеллект не будет мыслить понятиями «враг» или «угроза», пока мы его им не научим. Например, можно задать программе установку «бояться» компьютерной мыши, и тогда ее окошко будет избегать курсора на экране, — объясняет Даниил Курушин.

Способен ли ИИ на человеческие чувства?

Эмоции — более простые и эволюционно древние поведенческие паттерны, чем интеллект. Поэтому сделать их имитацию, то есть привить искусственному интеллекту, можно. Вопрос останется в том, считаем мы их «подлинными» или «ложными». Но это относится к тому, кто воспринимает, а не к программе, которая их «испытывает». И такие эмоции не будут «человеческими». Все наши чувства имеют вполне конкретную биохимическую природу и достаточно хорошо изучены. Машина так не сможет, если только не сделать ее из человеческих клеток.

— ИИ не обязан быть из транзисторов и микросхем. ИИ, по определению, область знаний о создании квазиразумных машин. И делать их можно, например, генетически модифицируя обычные организмы. Рожденный в результате ЭКО ребенок уже в чем-то искусственный интеллект. Он бы не родился без этой технологии. Хотя он будет человек из плоти и крови, как все. И его чувства будут аналогичны нашим, — рассуждает Даниил Курушин.

Может ли искусственный интеллект работать и развиваться без участия человека?

— Компьютерные вирусы на такое способны, если не считать «участием человека» создание компьютеров. Сделать их интеллектуальными тоже можно. Например, проект Deep Exploit самостоятельно учится взламывать компьютерные сети, но в «мирных целях» — для проверки защищенности компьютерных систем, — рассказывает ученый ПНИПУ.

При этом сокращать использование ИИ не имеет смысла: на данный момент эта сложная компьютерная программа с элементами самообучения и так ограничена — способом создания.

Философы считают, что с точки зрения сознания нет разницы, в симуляции мы или нет. А моделирование и совершенствование виртуальных миров остается актуальной инженерной задачей. Технологии VR в наши дни находят применение не только в сфере развлечений, но и обучении. А искусственный интеллект не восстанет против человека, если сами люди его этому не научат.

Наука | Научпоп

7.7K постов78.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Основные условия публикации

- Посты должны иметь отношение к науке, актуальным открытиям или жизни научного сообщества и содержать ссылки на авторитетный источник.

- Посты должны по возможности избегать кликбейта и броских фраз, вводящих в заблуждение.

- Научные статьи должны сопровождаться описанием исследования, доступным на популярном уровне. Слишком профессиональный материал может быть отклонён.

- Видеоматериалы должны иметь описание.

- Названия должны отражать суть исследования.

- Если пост содержит материал, оригинал которого написан или снят на иностранном языке, русская версия должна содержать все основные положения.


Не принимаются к публикации

- Точные или урезанные копии журнальных и газетных статей. Посты о последних достижениях науки должны содержать ваш разъясняющий комментарий или представлять обзоры нескольких статей.

- Юмористические посты, представляющие также точные и урезанные копии из популярных источников, цитаты сборников. Научный юмор приветствуется, но должен публиковаться большими порциями, а не набивать рейтинг единичными цитатами огромного сборника.

- Посты с вопросами околонаучного, но базового уровня, просьбы о помощи в решении задач и проведении исследований отправляются в общую ленту. По возможности модерация сообщества даст свой ответ.


Наказывается баном

- Оскорбления, выраженные лично пользователю или категории пользователей.

- Попытки использовать сообщество для рекламы.

- Фальсификация фактов.

- Многократные попытки публикации материалов, не удовлетворяющих правилам.

- Троллинг, флейм.

- Нарушение правил сайта в целом.


Окончательное решение по соответствию поста или комментария правилам принимается модерацией сообщества. Просьбы о разбане и жалобы на модерацию принимает администратор сообщества. Жалобы на администратора принимает @SupportComunity и общество Пикабу.