Русская рота китайских богдыханов

Небольшой пост про одно необычное и малоизвестное воинское подразделение.

Вся эта история началась еще в конце XVII века, когда Россия, чтобы закрепить свой контроль над приамурской территорией учредила на тамошних землях Албазинское воеводство. Албазинский острог стал его административным центром. Правившая Китаем маньчжурская императорская династия Цин претензии Росси на эти земли не признала и начала военные действия с целью вытеснить русских с них.

Военные действия для наших развивались не очень удачно (сказывалась удаленность от основных территорий). И в 1685 году воевода Толбузин с большей частью гарнизона оставил острог и отступил к Нерчинску. Тогда же был подписан Нерчинский договор, который положил начало русско-китайским дипломатическим отношениям.

Но в нем не было ни слова о пленных русских казаках. А таких накопилось немало еще с 1650-х годов, когда начались пограничные стычки с цинскими войсками. Впрочем, в плену им жилось не очень тяжело и им даже предлагали перейти на службу в китайскую армию. Кто-то отказывался, а кто-то соглашался, обретая таким способом свободу. Одним из них был Ананий Урусланов, дворовый человек воеводы Франца Бекова из новокрещенных магометан. Урусланов попал в плен в 1651 году и почти сразу присягнул китайскому императору. Как указано в записях российского посла Н.Г. Спафария: «А один из них изо всех Онашка, родом татарин, живет в чести который прежде всех в Китай побежал». Тогда же он взял себе новое имя Улангэли.

Русская рота китайских богдыханов Китай, Военная история, Длиннопост

Гравюра с изображением осады Албазина из книги Н. Витсена "Северная и Восточная Тартария". Амстердам, 1692

И когда, после боев у Албазина в 1684-86 году в Пекин привезли несколько десятков пленных казаков, китайцы предложили Улангэли набрать из желающих сменить подданство отряд и возглавить его. Я не знаю, какие аргументы он нашел для пленных, но отряд был сформирован. Китайских авторов на эту тему не читал, у наших же пишут, что первоначально в его составе было от 25 до 45 человек. Позже в Пекин попало еще некоторое число пленных россиян и численность отряда увеличилась. Так образовалась Русская рота или «Орос ниру» - подразделение манчжурской армии, которое просуществовало достаточно долго.

В маньчжурских войсках имелись и другие подобные подразделения, составленные первоначально из лиц одной национальности: корейская, татарская, аннамитская. Видимо, они должны были символизировать главенство богдыханов над окружающими народами, а потом сохранились как историческая традиция.

В Русскую роту принимали мужчин старше 16 лет, которые могли состоять в ней до конца своих дней. Также при роте могли числиться дети ее солдат, в возрасте от 7 до 16 лет, они проходили начальную военную подготовку и даже получали небольшое жалование (так что для многих потомков албазинцев служба в Русской роте стала семейной традицией) Когда появлялась вакансия, проводилось испытание в виде стрельбы из лука: на освободившееся место принимали того, кто наиболее метко отправит положенные пять стрел. Часто рота пополнялась за счет казаков, по разным причинам дезертировавших из приамурских гарнизонов, либо – захваченных в плен в результате приграничных стычек. По некоторым российским документам, лишь в период с 1758 по 1771 гг. в Пекин был доставлен 61 российский перебежчик и пленный из России. Но, хоть источники пополнения состава были разными - и солдат роты, и общину, которую сформировали их семьи по-прежнему называли албазинцы.

Как указывают исследователи, рота обычно не принимала участие непосредственно в боевых действиях. Обычно (особенно в первые десятилетия существования) ее солдат использовали в качестве инструкторов для остальных подразделений. Русские учили китайцев стрельбе из огнестрельного оружия, применению гранат и другим современным военным технологиям, которыми казаки уже владели, а солдаты манчжурской армии в большинстве своем нет. Размещались они в Пекине, где у солдат роты было свое жилье, преимущественно в кварталах, прилегающих к Бэйгуани, Русской духовной миссии. Эта миссия до 1864 года была неофициальным русским посольством в Китае (а официальных дипломатических отношений между нашими странами до того времени не было).

Русская рота китайских богдыханов Китай, Военная история, Длиннопост

Помещение роты. Музей русской культуры в Сан-Франциско

Ее сотрудники, в свою очередь, старались использовать солдат Русской роты как своих «агентов влияния». Видимо поэтому до конца албазинцам богдыханы не доверяли: в боевые действия, как писал выше, не отправляли и даже поездки на расстояние более 40 ли от Пекина им требовалось специальное разрешение.

Подкрепляло недоверие и приверженность большинства солдат роты христианскому вероисповеданию: хоть и женились они на местных, и часть детей воспитывалась, по докладам членов миссии, «в язычестве, другие семьи твердо держатся веры Христовой» и потому даже открыли свою церковь, куда из России присылали священника.

Постепенно численность роты сокращалась (главным образом потому, что богдыханы больше не видели смысла в этом подразделении) и к началу франко-британской войны против Китая в 1860 году в ней числилось только 20 солдат, не стоявших в караулах, не участвовавших в парадах и боях, и вообще – занимавшихся не пойми чем. То есть «ротой» она была лишь по историческому названию. Но к тому времени вокруг нее сформировалась куда большая община т.н. «албазинцев» - из потомков тех, кто когда-либо служил в роте, община имела свои школы для мальчиков и девочек, храм, какие-то семейные предприятия и т.д. Во время войны Русская миссия оказала китайцам ценные услуги в проведении переговоров и те, в благодарность, решили приподнять статус Русской роты: ее численность увеличили в два раза, добавили в штат должности фельдфебелей, да и командира, как и в начале существования, стали назначать кого-то из состава роты.

Следующим испытанием для албазинской общины и Русской роты стало восстание «боксеров» 1900 года. Издание «Китайский благовестник» пишет: «Вместе с другими православными христианами одних албазинцев убито было до пятидесяти человек. Но православная церковь легко оправилась от этого погрома и с помощию Божией, восстановила разрушенное и многое восполнила. Теперь албазинцев строевых считается 39, а всего с семействами более ста душ. Командир роты их, природный албазинец Михаил Хэн… Некоторые из албазинцев занимаются торговлей есть из них и духовные лица, достигшие сана, другие служат проповеди, служат учителями, помогают Начальнику Миссии в его переводах священных книг. Благодаря их содействию теперь число православных китайцев достигает тысячи человек».

Однако вскоре случилась китайская революция 1911 г. Положение Русской роты снова стало ухудшаться. С каждым годом албазинцам платили все меньше и меньше жалования, а потом и вовсе перестали. В итоге, Русская рота закончила свое существование без какого-либо указа об ее расформировании. Сами албазинцы и ранее постепенно ассимилировались с китайцами, а после революции в России этот процесс стал протекать еще быстрее. И хотя в современном Китае проживает почти четверть тысячи албазинцев, считающих себя самостоятельной этнической группой для среднестатистического россиянина они мало отличаются от других китайцев. Правда, большая их часть по-прежнему остается православными христианами, но вот русским языком владеют единицы.

Подводя итог, можно сказать, что с точки зрения военной истории Китая – Русская рота не сыграла никакой сколь-нибудь значимой роли. Но вот для нашей дипломатии она, равно как община албазинцев в целом – стала действенным орудием «мягкой силы». «Албазинцы, – писал китайский исследователь Ян Юйлинь, – имели отношение ко всем значимым событиям, имевшим место в китайско-российских отношениях раннего периода, своим особым статусом и уникальной судьбой оказывали влияние на развитие двусторонних контактов».

Лига историков

13.5K постов50.4K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения