11

Роль Альфреда фон Вакано в формировании коллекций самарских музеев

Владелец самарского пивоваренного завода Альфред фон Вакано много путешествовал и привозил домой из своих поездок множество уникальных вещей. Вместе с Марией Баредер они побывали во многих местах: в Китае, Индии, Японии, Иране, Африке, Австралии, Греции, Италии, Германии, Дании, Голландии, Франции и т.д. Говорят, у Вакано был даже собственный агент в Каире, который скупал для него египетские древности. 

В 1913 г. в Каире фон Вакано приобрёл самые миниатюрные по размеру изделия из глины, керамики, дерева, бронзы и кости, чтобы они поместились в один-два дорожных ящика и их можно было легко перевезти в Россию. Еще из Египта Вакано привез модель древнеегипетской пивоварни, коптский светильник в виде раннехристианского символа - рыбы, погребальные статуэтки, бронзовую статую богини и священных жуков-скарабеев из зеленой яшмы.

В Индии он приобрел коллекцию миниатюрной живописи 18 - 19 вв. тончайшей работы с ювелирной отделкой деталей, в Японии – шкатулки, инкрустированные костью и перламутром и керамику 19 в. Китайская коллекция включала в себя изделия из лака, слоновой кости, дерева, полудрагоценных камней, инкрустированную резную мебель, вышивки, резные каменные фигурки даосских святых.

Также, в Египте Вакано приобрел саркофаг с древнеегипетской мумией, который он в 1913 году подарил Самарскому художественному музею. Однако революцию мумия не пережила, есть разные версии, что с ней произошло: съели мыши, украли и вывезли за границу и т.д. Коллекция произведений восточного искусства фон Вакано составила фундамент восточной коллекции Самарского художественного музея.

Европейскую часть коллекции фон Вакано представляют фарфор и керамика, произведенные в Голландии и Словакии. Словацкая керамика связана с деятельностью религиозной общины – габанами. Когда-то эти христиане-протестанты появились на территории Италии. Гонимые католической церковью, они кочевали по Европе. Как иностранцы они были лишены права иметь клочок земли, разрешалась только ремесленная деятельность. Ни в одном музее России, кроме Самарского художественного музея, нет образцов продукции габанов.

После революции большая часть древнеегипетской и античной коллекции Вакано оказалась в собрании Государственного Эрмитажа, который теперь иногда предоставляет Самарскому художественному музею для экспонирования произведения древнеегипетского и античного искусства из вакановского собрания. 

Организация музея этнографо-археологического музея началась в мае 1920 г. В его основу также вошла обширная коллекция Альфреда Филипповича, переданная Самарским Совнархозом, вследствие настойчивых усилий Общества археологии, истории и этнографии. Коллекция эта состоит из 550 номеров и содержит предметы археологии, этнографии и прикладного искусства.