Ремонт, дружба, алкоголь: как возник гаражный культ в эпоху СССР

Если в современной жизни гараж, как правило, лишь место для хранения автомобиля, сезонных шин, в крайнем случае — мелкого необременительно ремонта, то во времена СССР в гаражах отдыхали, дружили, а иногда и очень неплохо зарабатывали. Но для начала, все-таки, как и сейчас хранили автомобили.

Ремонт, дружба, алкоголь: как возник гаражный культ в эпоху СССР СССР, Авто, Изобретения, Техника, Двигатель, Ремонт, Тюнинг, Запчасти, Ретроавтомобиль, Транспорт, Ремонт авто, Длиннопост

Типичная гаражная сцена московской окраины.

Счастье получения гаража, даже довольно далеко от дома, сравнимо было лишь с радостью приобретения самого автомобиля. А ведь его парковка под окном — вечная головная боль, а то и нервные срывы всей семьи, накопившей, наконец, на машину, дождавшейся своей очереди и берегущий автомобиль пуще семейного фотоальбома.

Все эти советские страсти отчасти гротескно, но по сути-то, и абсолютно реалистично показал в замечательной картине 1979 года «Гараж» Эльдар Рязанов.

Но советские машины, к тому же, не давали скучать, а потому способствовали развитию технических знаний и навыков. Ведь в машинах почти постоянно надо было что-нибудь регулировать, смазывать, подтягивать, а то и откровенно чинить. Вот выходным утром к гаражам и начинали тянуться счастливые и одновременно озабоченные автолюбители.

Ремонт, дружба, алкоголь: как возник гаражный культ в эпоху СССР СССР, Авто, Изобретения, Техника, Двигатель, Ремонт, Тюнинг, Запчасти, Ретроавтомобиль, Транспорт, Ремонт авто, Длиннопост

Советские гаражи ранних 1950‑х.

Кто-то просто сменить масло, иные — тормозные колодки, а самые продвинутые и для более серьезных работ. В гаражах не только слесарили. Те, кто уже набил в автоделе руку, занимались и мелким кузовным ремонтом (во дворе не больно-то постучишь по металлу киянкой) и даже окраской.

К слову, в позднесоветские времена появились маленькие электрические краскопульты, работающие от автомобильного аккумулятора. Худо ли бедно, но подкрасить небольшую поверхность с их помощью можно было сносно. Некоторые пользовались просто тампоном. Все лучше, чем ездить с ржавыми пятнами.

Кооперативные гаражи были хороши и тем, что так или иначе, в них затевались автомобильные знакомства, а иногда и дружбы. Люди, конечно, как всегда и везде, бывали всякие. Но, в основном, более опытные охотно помогали начинающим «чайникам». Порой, не только советом, но и делом. При желании и определенной общительности тут можно было закончить если и не автомобильный университет, то техникум. Иногда друг другу помогали даже запчастями. При том, что они были дефицитом. Но всегда найдется кто-то особо запасливый.

СЕГОДНЯ В НАШЕМ УНИВЕРМАГЕ…

Кстати, о запасливых. Всего-то несколько лет назад мы с приятелем разбирали гараж его покойного тестя. Выкатив универсал «Москвич-426» — ухоженный и усовершенствованный деталями от более поздних моделей, как было принято в позднесоветские времена, стали разбираться, что ж еще есть в этих закромах?

Ремонт, дружба, алкоголь: как возник гаражный культ в эпоху СССР СССР, Авто, Изобретения, Техника, Двигатель, Ремонт, Тюнинг, Запчасти, Ретроавтомобиль, Транспорт, Ремонт авто, Длиннопост

«Победа», ожидающая реанимации. Она ее дождалась.

Всего не помню. Да и надо было ведомость составлять! Но совершенно точно обнаружили: штук десять рычагов передней подвески и столько же шаровых опор. Правда не только новых, но и поработавших. Ведь особо запасливый советский автолюбителей редко выкидывал то, что еще при определенных стараниях, может быть, когда-нибудь пригодится.

Далее мы обнаружили: абсолютно новый глушитель, эмалированное ведро (!) манжет, сальников и самых разнообразных прокладок. На стене висела пара связок рулевых пальцев, а на стеллажах по обе стороны смотровой ямы — два задних моста и пару рессор в сборе. Разумеется, любовно обернутых в промасленную бумагу.

Все это, разумеется, накапливалось годами с разными оказиями и счастливыми случаями. Дома, понятно, такой склад не устроишь!

Ремонт, дружба, алкоголь: как возник гаражный культ в эпоху СССР СССР, Авто, Изобретения, Техника, Двигатель, Ремонт, Тюнинг, Запчасти, Ретроавтомобиль, Транспорт, Ремонт авто, Длиннопост

Автомобиль в СССР окружали постоянной заботой и лаской.

Вот у таких запасливых и одновременно щедрых (что совпадало, конечно, не всегда) можно было, иногда, разжиться чем-нибудь. Разумеется, в долг.

ИЗ ТЕНИ В СВЕТ

Но гараж был еще и местом работы. Причем, не просто прибыльной, а при высокой квалификации очень прибыльной.

Мой друг и отчасти, даже учитель, работал в обычном КБ «простым советским инженером» с обычным, опять же, окладом в 130 рублей. А его доходы от работы в гараже достигали 600 рублей! Огромные по меркам конца 1970‑х деньги!

Но зарабатывали пара универсальных, высококвалифицированных механика (второй в свободное от работы в гараже время трудился водителем на АЗЛК) ежедневным, тяжелым и грязным трудом: в будни — по вечерам, в выходные практически целый день. У умельцев был специальный, в том числе и самодельный, инструмент, компрессор для нормальной окраски. Они соорудили даже самодельный стапель: в раме из швеллеров просверлили отверстия — места крепления подвесок, они же — контрольные точки для вытяжки битых кузовов. Тянули металл тросами и цепями с помощью лебедок.

Ремонт, дружба, алкоголь: как возник гаражный культ в эпоху СССР СССР, Авто, Изобретения, Техника, Двигатель, Ремонт, Тюнинг, Запчасти, Ретроавтомобиль, Транспорт, Ремонт авто, Длиннопост

В фильме 1972 года «Гонщики» слесарь, он же заводской гонщик, в выходные помогал с ремонтом соседских машин. Примерно так оно и было.

Такие мастера брали в ремонт машины, от которых отказывались официальные СТО. А вообще, делали все: от сварки и окраски до переборки коробок передач и двигателей. И такие спецы были если не во всех, то в очень многих гаражных кооперативах.

Со временем, бизнес моих друзей усложнился и расширился. Они покупали заезженные, а чаще еще и битые машины и превращать их во вполне пригодные к жизни. Иногда даже сваривали из двух кузовов один, хитро оформляя самые причудливые документы через знакомых в ГАИ. Кстати, знаю случай, когда «Москвич-2141» в итоге оформили, как «переоборудование» «Москвича-401» 1953 года.

Гаражная «фабричка» в иной год выпускала по четыре-пять автомобилей. Оттуда и хорошие и по-настоящему трудовые, но числящеися нетрудовыми, доходы.

КЛУБ ОДИНОКИХ СЕРДЕЦ

Работа работой, но конечно, мужчин тянуло в гаражи не только она. Отдыхать ведь иногда, а особенно — в выходной, тоже ведь, надо!

Приятельское брожение начиналось уже к полудню, а апогея достигало к вечеру. Дружеские компании собирались в самых просторных, но главное гостеприимных боксах. На столиках и табуретках, а иногда романтично — прямо на капотах появлялись хлеб, дешевая вареная колбаса, а из подвалов, объединенных со смотровыми ямами, поднимали банки с изумительными домашними соленьями.

Ведь помимо запчастей там — в бездонных, как иногда казалось, подвалах, хранили массу нужных на всякий случай и не нужных (но, все равно, на всякий случай) вещей, а заодно запасенную на зиму картошку и эти самые дачные огурцы-помидоры. До дома доезжало не все. На радость друзьям счастливого хозяина «закромов».

Что уж говорить, вместе с такой закуской часто появлялось пиво, а там уж и водка. Какой же мужской клуб без этого? Правда, эту программу дружеского обеда-ужина принимали не все.

В таких компаниях обсуждали вовсе не только автомобильные дела, а самые разные бытовые и философические вопросы. От жен, детей и футбола, до внешней и внутренней политики. Наиболее увлеченные члены клуба перемещались, порой в те самые закрома, где хранили всякие железные и пищевые богатства.

Встречал просто удивительные подземелья, в которых смотровую яму, какими-то неведомыми усилиями расширяли практически до комнаты отдыха! Старая, но еще более-менее крепкая мебель, примерно такая же радиотехника (часто не рабочая, но все равно — красиво) и почти непременный древний ковер на стене, окончательно разжалованный и сосланный из квартиры.

Дискуссии продолжали вплоть до того, что кто-то начинал дремать. Но друзья без помощи не оставляли. Ослабевших поднимали в вечерние сумерки и провожали домой. Машины закатывались туда, где им положено быть, замки на калитках, даже самые хитрые, закрывали. Так или иначе, все в итоге попадали домой. Бывало, чего уж скрывать, уезжали, правда, и на машинах. Что было, то было…

А в следующий выходной все повторялось. Кто-то неумело, сбивая в кровь пальцы и ломая ключи на ржавых гайках, пытался отремонтировать семейное достояние. Иные, напротив творили чудеса, заставляя ездить то, что вроде уже и не могло. Опять друг другу помогали. И вновь вели грубоватые мужские, но иногда и вполне философские беседы. И машины наши, все-таки, ездили. Ну, почти всегда…

А вы спрашиваете: где хранить шины?

Источник

Автомобильное сообщество

26.6K пост48.4K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Добро пожаловать в автомобильное сообщество!

У нас запрещено:

-Публикация видео с тематикой ДТП, без описания и комментариев к нему.

-Нарушать правила сайта.

-Создавать посты несоответствующие тематике сообщества.

-Рекламировать что бы то ни было.

-Баяны не желательны (игнорирование баянометра карается флюгегехайменом).

-Заваривать ромашковый чай в костюме жирафа.

У нас разрешено:

-Создавать интересный контент.

-В сообществе разрешены авторские видео посты. Пост должен содержать, помимо самого видео, описание происходящего в нем. Авторским, будет так же считаться посты от имени ютуб каналов.
-в сообществе разрешены не авторские видео посты, только с описанием происходящего на видео.

-Участвовать в жизни сообщества.

-Предлагать темы для постов.

-Вызывать администратора или модераторов сообщества при необходимости.

-Высказывать идеи по улучшению Автомобильного сообщества.

-Изображать коняшку при комментировании.