1875

Ребенок не говорит. История первая.Про часики

Я логопед. Занимаюсь с неговорящими детьми. Эти дети все очень разные, как снежинки. Причины отсутствия речи тоже разные. Сегодня мы поговорим о сценарии, который развивается позитивно. Ко мне на занятия пришел малыш, три года. Давайте назовем его Илья. У мальчика не было ни одного слова. Мамы, папы, бабы, ничего не было. Зато были жесты (не жестовый язык, а обычные бытовые жесты). Он таким образом мог взаимодействовать с родными, показывать какие-то свои просьбы. (Это хороший звоночек, у парня есть инициатива в общении). Звуки, даже звукоподражания тоже были (му - это корова, бе - это барашек, ав - собачка и т.п.). А речи не было.

А ещё у парня было "замечательное" поведение. Надо сказать, что у детей с таким речевым диагнозом поведение это частый гость. Их злит, что их не понимают. Они не знают, когда им дадут ту или иную вещь, а если вообще не дадут? Поэтому на отказ дать ему вещь "вотпрямщаз" начинается скандал. А мы ведь с вами понимаем, что ВСЁ дать ребенку невозможно. Эмоционально-волевая сфера не зрелая, сами себя остановить они уже не могут. И поэтому случаются истерики, драки и прочие неприятные вещи. Сразу скажу, шлёпать не вариант. Каким образом удар по мягкому месту поможет ему успокоиться? Никаким. Он начнет бить вас в ответ. Этот юноша кстати дрался очень больно.

Пока наш товарищ заливается слезами и орет, давайте поговорим про речевой диагноз. У него нет аутизма (нет ни одного диагностического критерия по МКБ-11). Это моторная алалия. То есть у ребенка сохранен интеллект, сохранно понимание речи. Нарушена только моторная сторона речи. То есть его язык, губы могут отлично двигаться, но он не понимает как ими двигать. Нам надо его научить. Это самый благоприятный прогноз, на мой взгляд. Само оно конечно не восстановится, но с регулярными занятиями у парня есть отличные шансы даже пойти в обычную школу.

Итак, что было сделано? Мне не удалось уговорить родителей на ABA, пришлось устаканивать поведение в рамках лого-занятий, чтобы мы вообще могли заниматься. С помощью введения ряда правил парень понял, что единственный способ от меня получить игрушку - это сделать задание. Нет задания - нет приза. Также за хорошее поведение у него отдельный супер-приз. Я даю ему ставить часики (таймер) на десять минут. Если он начинает рыдать, или драться, или убегать я таймер останавливаю. Делает задание, снова включаю. Через десять минут, когда часики начнут пищать, Илья может сбегать к маме за конфетой или за соком или просто побегать. Через минуту возвращается (сам!!!) И снова ставит себе часики. Поведения уже давно нет. А речь? Полгода назад ничего не было. А сейчас он может рассказать как его зовут, что папа купил ему машинку, мама дала конфету, машинка большая, а конфета вкусная, и много чего ещё. Работы ещё много, динамика отличная. Самое главное, что теперь его понимают не только родители, но и все вокруг, и он больше не злится.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
0
Автор поста оценил этот комментарий

Добрый день! А есть подобная практика, но с псевдобульбарной дизартрией?

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

Здравствуйте, насколько выражена дизартрия? Минимальное дизартрическое расстройство по псевдобульбарному типу, или у ребенка ДЦП? Диагноз ставил невролог? Лого-массаж делали? Какой уровень развития речи?

раскрыть ветку (4)
0
Автор поста оценил этот комментарий

@svet0svet, диагноз поставил невролог, ДЦП нет. но у нас в городе неврологов по речи не так много. Логомассаж делали 3 курса, пили ноотропы, но у ребенка (как сказало 3 невролога потом) исключительная реакция на них - агрессия, тревога, круглосуточный истерики и бессонница, нормально только с пантакальцином. Стабильно проходим физио - магниты, лазер, парафин. Электричество нельзя по результатам ээг. ОНР 3 ст. Речь, когда торопиться говорить - немного с придыханием похожим на заикание. Но не заикается. Речь внятная, но если стесняется и тихо говорит - могут не понять. Артикуляционку делаем. Не знаю, как ещё помочь, чтобы догнать обычных детей. Ходим в лого сад, в группе 7 человек. Боюсь, что к школе ещё дислексия будет

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Вы большие молодцы, я боялась, совсем речи нет, а у вас ОНР3, вы много чего сделали и делаете! А с логопедом (помимо сада) для развития речи занимаетесь? Также логопеды могут использовать упражнения для профилактики дислексии и дисграфии. Если в вашем городе сложно найти, можно заниматься дистанционно, это тоже эффективно. К тому же сейчас появилось много интересных логопедических интерактивностей в арсенале логопедов, ребенку будет интересно. Вы можете сидеть рядом, помогать и потом повторять эти действия, брать д/з и заниматься самим (это моя рекомендация для работы с любым логопедом).

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

@svet0svet, спасибо большое! Занимались летом, а сейчас зависли после отпуска, время только в обед есть у логопеда, а у нас в садике после обеда занятия у детей до 5. Плюс занятия с нейропсихологом, поэтому сейчас мы ищем нового платного логопеда с занятиями по вечерам.

0
Автор поста оценил этот комментарий

@svet0svet, В садике диагностику речевых нарушений проводили в мае.  По всем пунктам было достаточный уровень, по экспрессивной речи - оптимальный

Иллюстрация к комментарию
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку