1875

Ребенок не говорит. История первая.Про часики

Я логопед. Занимаюсь с неговорящими детьми. Эти дети все очень разные, как снежинки. Причины отсутствия речи тоже разные. Сегодня мы поговорим о сценарии, который развивается позитивно. Ко мне на занятия пришел малыш, три года. Давайте назовем его Илья. У мальчика не было ни одного слова. Мамы, папы, бабы, ничего не было. Зато были жесты (не жестовый язык, а обычные бытовые жесты). Он таким образом мог взаимодействовать с родными, показывать какие-то свои просьбы. (Это хороший звоночек, у парня есть инициатива в общении). Звуки, даже звукоподражания тоже были (му - это корова, бе - это барашек, ав - собачка и т.п.). А речи не было.

А ещё у парня было "замечательное" поведение. Надо сказать, что у детей с таким речевым диагнозом поведение это частый гость. Их злит, что их не понимают. Они не знают, когда им дадут ту или иную вещь, а если вообще не дадут? Поэтому на отказ дать ему вещь "вотпрямщаз" начинается скандал. А мы ведь с вами понимаем, что ВСЁ дать ребенку невозможно. Эмоционально-волевая сфера не зрелая, сами себя остановить они уже не могут. И поэтому случаются истерики, драки и прочие неприятные вещи. Сразу скажу, шлёпать не вариант. Каким образом удар по мягкому месту поможет ему успокоиться? Никаким. Он начнет бить вас в ответ. Этот юноша кстати дрался очень больно.

Пока наш товарищ заливается слезами и орет, давайте поговорим про речевой диагноз. У него нет аутизма (нет ни одного диагностического критерия по МКБ-11). Это моторная алалия. То есть у ребенка сохранен интеллект, сохранно понимание речи. Нарушена только моторная сторона речи. То есть его язык, губы могут отлично двигаться, но он не понимает как ими двигать. Нам надо его научить. Это самый благоприятный прогноз, на мой взгляд. Само оно конечно не восстановится, но с регулярными занятиями у парня есть отличные шансы даже пойти в обычную школу.

Итак, что было сделано? Мне не удалось уговорить родителей на ABA, пришлось устаканивать поведение в рамках лого-занятий, чтобы мы вообще могли заниматься. С помощью введения ряда правил парень понял, что единственный способ от меня получить игрушку - это сделать задание. Нет задания - нет приза. Также за хорошее поведение у него отдельный супер-приз. Я даю ему ставить часики (таймер) на десять минут. Если он начинает рыдать, или драться, или убегать я таймер останавливаю. Делает задание, снова включаю. Через десять минут, когда часики начнут пищать, Илья может сбегать к маме за конфетой или за соком или просто побегать. Через минуту возвращается (сам!!!) И снова ставит себе часики. Поведения уже давно нет. А речь? Полгода назад ничего не было. А сейчас он может рассказать как его зовут, что папа купил ему машинку, мама дала конфету, машинка большая, а конфета вкусная, и много чего ещё. Работы ещё много, динамика отличная. Самое главное, что теперь его понимают не только родители, но и все вокруг, и он больше не злится.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
2
Автор поста оценил этот комментарий

Здравствуйте, ребёнку 1,10 произносит звуки как в виде гулений, так и по ситуации(ой-ей, ай-яй, ну-ну). Говорит пару слов, первым было "пасиба" сейчас в ходу "подём", иногда проскальзывает братик. Мама баба папа произносятся иногда но в качестве лепета, с нами он их не ассоциирует. Подпевает песням и танцует, убирает игрушки и вещи по своим местам. Понимает что ему говорят, но не все (большую часть) прозьбы выполняет. Толкает в сторону желаемого и если не иду к месту случаются истерики с паданием на пол и иногда кусается. Из жестов только на ругать пальцем может и хлопает в ладоши когда сделает какое-то дело. Нужно ли уже с такими вводными обращаться к специалисту или стоит подождать?

раскрыть ветку (6)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Здравствуйте, слов маловато, со звукоподражаниями (говорит му и показывает на корову,) в этом возрасте может быть уже сто слов. Должно быть понимание речи, например вы говорите стул и он показывает на стул, мяч - показал мяч и т.п. проверьте это.

Какие просьбы выполняет? Есть контекстные просьбы, которые он может понять не слушая что вы говорите. Например упало? Ему указали и сказали подними. В ванну зашли и сказали, мой руки или раздевайся, и он это делает так как всегда после прогулки или перед сном это делает. А внеконтекстные инструкции, это попрыгай, похлопай, постучи или что то такое, что по окружающей обстановке логически домыслить нельзя. Какие из этих инструкций он выполняет, а какие нет?

Поведение может быть вызвано кризисным периодом, в 2 года тоже есть кризис, правда менее популярный чем в три. Главное, не подкрепить истерики и не поддаваться на провокации.

раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий

В большей части просьб он отказывает. Машет головой со звуком отрицания, отворачивается или вовсе игнорит (сядь на горшок, пойдём умываться, давай одеваться). Через минут 5-10 может добровольно прийти, чтобы я проделала с ним манипуляцию. Жестом на вещи не показывает, но наводит взгляд. По желанию поднимает упавшую вещь (отсюда и спасибо наработалось), редко относит вещь кому либо из домашних по просьбе. Звуки животных не произносит. Внеконкретные инструкции не выполняет, максимум подражание.

раскрыть ветку (4)
2
Автор поста оценил этот комментарий

А что со слухом? Если вы за спиной у ребенка пошуршите/позвоните в колокольчик, он повернется посмотреть на звук?

раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Поворачивается на звук шелестa за спиной, вчера испугался гула самолета. Подпевает песням, есть любимая blur-song. Гримасничает когда ругаешься (не только злость, может косить глаза хитро или надуть губы). Контактен, любит обнимашки, играет со старшим братом, но когда пытаешься его обучать (скажи мама, сабака - ав, это нос) теряет интерес, либо слушает молча.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Обратитесь к логопеду для развития речи, логопед проведет диагностику и сможет определить, почему ребенок не повторяет, и протестирует понимание

0
Автор поста оценил этот комментарий

Похоже, что плохо слышит

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку