Рассказ по истории для детей

Навеяло изучением истории раннего железного века. В советское время были книги "Рассказы по истории (разные периоды) для детей". Простые, написанные хорошим художественным языком рассказы делали историю интересной даже для младших школьников. Не претендую на лавры создателей этих замечательных книг. Просто написала свое.


Широко раскинулась бескрайняя степь. Нигде не видно раскидистых деревьев, только море зеленной травы да голубое небо. Но мальчик оглядывающий горизонт давно привык к однообразному пейзажу. Сколько он себя помнил, его всегда окружали эти бесконечные степи. Вороной конь положил голову на плечо хозяину. Коня мальчику подарил отец года два назад. И с тех пор он стал для мальчика другом. Легко вскочив на коня, мальчуган галопом помчался домой. Ветер бил в лицо. Земля уносилась вдаль. Бескрайние степные просторы кружили голову. Казалось, весь мир принадлежал только ему. От восторга, которому было тесно в груди мальчик закричал громко, пронзительно. Поднялись на крыло вспугнутые куропатки, бросился из-под копыт перепуганный заяц. Но стрела мчится быстрее. И зверек ткнулся в траву, остановленный на бегу стрелой из детского лука. Чуть замедлил свой бег верный конь. Вцепившись в жесткую гриву, мальчик легко перегнувшись в седле, подхватил добычу. Отец впервые посадил его на коня в 4 года. В свои девять лет мальчуган был прекрасным наездником. Как и все воины племени, мальчик легко мог стрелять из лука на ходу, управляя лошадью только ногами. Умел укрощать строптивых жеребцов. Совсем скоро, года через 3-4, он станет воином, получит меч и настоящий боевой лук. С нетерпением мальчик ждал этого времени, времени, когда станет совсем взрослым. Тогда он будет сражаться наравне с отцом и другими воинами своего племени.


Недолго продолжался стремительный бег коня. Появились на горизонте, а потом стремительно метнулись навстречу родные юрты. Легкие палатки, сделанные из жердей и накрытые войлоком, были единственным домом, который знал мальчик. Он всегда жил в таких юртах или в кибитках – крытых телегах – в которых ездили женщины и дети во время путешествий по Великой Степи. Люди племени никогда не жили подолгу на одном месте. Проходит месяц, другой и снова в путь. Такова жизнь кочевников. И другой мальчик не знал. Во время нового переезда женщины снимут войлок с юрт и вместе с шестами погрузят на смирных мохноногих лошадок. Все остальное нехитрое имущество сложат в кибитки. Придет время новой дороги.


- Мама! – с порога крикнул мальчик, - я здесь! Я приехал! Я принес зайца на ужин.

- Добытчик, - мама улыбнулась сыну. И забрав добычу, погладила сына по голове.

Мама была непохожа на других женщин племени. Мальчик знал, что она родилась и выросла где-то на севере в глухих лесах, куда никогда не заходили кочевники. Жестокое немирье с соседями заставило лесовиков выйти на границу леса и степи. Как и в своей чащобе, они построили дома из дерева и оградились от всего мира деревянной стеной, рвом и валом. Но не помогла крепость, не уберегла их от степняков. Кочевники набросились на добычу, завалили хворостом ров, вскарабкались на стены. И заполыхали, загорелись дома, построенные казалось на века. Не помогла крепость и маленькое лесное племя, вышедшее на свою беду из леса, сметено безжалостной войной. Мужчины были убиты, а детей и женщин продали заезжим купцам. Где они теперь? Стали рабами в далеких чужих землях? Или погибли, не выдержав тяжести неволи? А мама мальчика осталась. Молодой воин, пораженный ее непривычной, нездешней красотой попросил в качестве награды за храбрость ни беличьи или лисьи шкуры, ни оружие. Он попросил пленницу, предназначенную на продажу. И ввел в свою юрту, как жену. Зазвучали в юрте детские голоса. Родились четверо детей, но выжили только двое: мальчик и его младшая сестра. От матери мальчик унаследовал глаза, непривычного для степняков серого цвета. Черты лица у него были мягче, скулы не так выдавались на смуглом лице. От отца достались черные как смоль волосы и смуглая кожа.


- Где папа? – не видя отца в юрте, спросил мальчик.

- Вождь отправил его с десятью воинами в дозор. Они уехали в сторону Камень-воина. В трех перелетах стрелы от камня видели чужаков.

- Давно уехали?

- Часа четыре назад, скоро должны вернуться.

- Я к ним! Встречу папу в дороге, - и, не слушая возражений матери, мальчик выбежал из юрты, вскочив верхом на коня, помчался прочь. Как и все мужчины племени, он носил холщевую рубашку и штаны. Длинные до плеч волосы перевязывала красная повязка, на поясе висел небольшой, еще детский, кинжал.


Вновь помчалась земля под копытами коня. Совсем скоро появиться Камень-воин. Каменное изваяние, поставленное неизвестным, исчезнувшим племенем продолжало смотреть на запад, защищая границы. За спиной каменного воителя возвышался курган, высокий земляной холм. В племени мальчика под такими курганами хоронили только великих и славных вождей. Мальчик хорошо помнил, как погиб в бою старый вождь. Мужчины вырыли большую яму. Из драгоценного, редкого в степи дерева сложили своему вождю последний дом. Все племя пришло к могиле, и сыновья внесли отца в его последнее пристанище. Все вещи умершего сложили вместе с ним. В ногах аккуратно положили колчан с луком и стрелами, копье и меч. Они будут служить своему хозяину в поднебесной охоте. Любимая жена вождя вошла с ним в последний дом. А младший сын ввел белого коня. Жеребец доверчиво спустился в яму. Быстрый взмах кинжала и конь готов сопровождать в небесную страну своего хозяина.

Когда за вождем и его женой навсегда закрыли двери дома, воины племени насыпали над могилой высокий курган. Пройдут годы и десятилетия, но курган будет стоять, напоминая людям о могуществе племени. Наверно и в том кургане, что охранял каменный воин, спал великий вождь.


Еще не доехав до кургана, мальчик заметил возвращающихся рысью всадников. На каждом из них была кожаная куртка с нашитыми на нее костяными или железными пластинами. Щиты висели за спинами, а мечи вложены в ножны. Поравнявшись со всадниками и поздоровавшись мальчик присоединился к отцу.

- Здесь были чужаки? Что им надо? – спросил он, с трудом сдерживая любопытство.

- Были. Они идут всем племенем, там дальше женщины, дети, старики.

- Откуда они?

-Не знаю. Никогда не видел таких людей. Наверно война выгнала их с насиженных мест. Они ищут себе землю и пастбища. Скорее всего, нападут этой ночью. Сегодня придется всем быть настороже.


Вечер прошел в военных приготовлениях. Для людей племени это было привычным. Войны часто бывали в бескрайних степях, когда одно племя более сильное выгоняло с тучных пастбищ тех кто был слабее. Шли изгнанники по степи, ища себе новый дом.

Вот и теперь готовились к очередной схватке без споров и спешки. Юрты были убраны, кибитки сдвинуты в круг. В центре этой крепости разместились немногие женщины и ребятишки постарше, которые смогут помочь мужчинам в бою. Большая часть тех, кто не мог воевать ушли на дальние пастбища, уводя с собой стада лошадей и коров. Мужчины точили мечи, проверяли на прочность тетивы луков. Во все стороны на быстрых конях умчались разведчики. Ночью не горели костры, не слышались песни, смех. Все замерло в ожидании нападения.


Вместе со всеми мальчик устроился на земле между колесами кибитки. Ночь тянулась мучительно медленно. Хотелось положить голову на согнутые руки и провалиться в глубокий сон. Время от времени мальчик встряхивал головой, прогоняя непрошенную сонливость. Стрекотали кузнечики, где-то вдалеке заверещал заяц, угодивший в пасть степного волка. Казалось, всю ночь будет длиться эта обманчивая тишина. Может незваные гости прошли краем владений. Ушли далеко на запад, и пропали в степях. Долго, до рези в глазах мальчик вглядывался в ночную темень. Ничего не видно. Что это?! Он крепко, до боли зажмурил глаза и снова внимательно посмотрел в ночную степь. Холмик травы пошевелился. Но… Это совсем не холмик! Это человек! Во рту разом пересохло. Пронзительный боевой клич разорвал ночную тишину. Земля задрожала от топота коней, с пронзительным криком на повозки бросились враги, подбиравшиеся в темноте. Разом взвились к небу языки пламени, осветив противников. Зазвенели тетивы луков и туча стрел обрушилась на нападавших. Крики людей, ржание и визг раненных лошадей заполнили воздух.


Мальчик стрелял и стрелял. Взгляд, не привыкший к сражениям, не мог охватить всей картины боя. Прорвался в центр охраняемого круга отчаянный боец и тут же пал, пронзенный копьями. Отец схватился с запрыгнувшим на повозку врагом, отведя щитом вражеский меч, зарубил противника. Со всех сторон слышались крики. Враги так и не смогли прорваться в охраняемый воинами круг. Громкий клич возвестил о победе племени. Закончился бой. Только стоны раненных и плач женщин нарушали ночную тишину. Вскочив на лошадей, мужчины умчались в ночь, преследую отступающих.

Мальчик устроился у костра, и не заметил как уснул. Когда он открыл глаза, солнце уже высоко поднялось над степью.

Племя отстояло свои земли от нашествия чужаков, наступил недолгий мир. Женщины расставили юрты, поднимался в небо дым костров, зазвучали детские голоса и смех. Все было как всегда. И только в центре, между юртами, стояли, испуганно озираясь, несколько оборванных детей и женщин. Это все что осталось от небольшого племени, попытавшегося отвоевать себе новые земли. Может быть, они останутся, а может победители продадут их заезжим купцам с Востока. И тогда их ожидает тяжелая дорога в далекую Бухару и нелегкая рабская доля.

А племя мальчика ждала бесконечная дорога по Великой Степи и схватки с такими же кочевниками.

Авторские истории

32.7K постов26.9K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Авторские тексты с тегом моё. Только тексты, ничего лишнего

Рассказы 18+ в сообществе https://pikabu.ru/community/amour_stories



1. Мы публикуем реальные или выдуманные истории с художественной или литературной обработкой. В основе поста должен быть текст. Рассказы в формате видео и аудио будут вынесены в общую ленту.

2. Вы можете описать рассказанную вам историю, но текст должны писать сами. Тег "мое" обязателен.
3. Комментарии не по теме будут скрываться из сообщества, комментарии с неконструктивной критикой будут скрыты, а их авторы добавлены в игнор-лист.

4. Сообщество - не место для выражения ваших политических взглядов.